Начнем с того, что автомобилей в столице республики немало. Помимо зарегистрированного во Владикавказе автотранспорта по городу ежедневно проезжает и транзитный большегрузный. Но главной причиной роста уровня выбросов вредных веществ в городскую атмосферу является неудовлетворительное техническое состояние средств, так как основной парк автотранспорта в республике устаревший. Также завозится много машин, бывших в употреблении.
Как известно, выхлопы автомобилей состоят из безвредных и токсичных веществ. К опасным (токсичным) для здоровья относятся компоненты оксида углерода, альдегиды, углеводороды, диоксид серы, сажа и бензопирен. Комиссией Северо-Осетинского республиканского отделения Всероссийского общества охраны природы с 25 по 31 мая текущего года были проведены замеры по определению токсических веществ в составе выхлопных газов автотранспорта на площадке ГИБДД, Архонском и Гизельском кругах. Были проверены 170 автомобилей (легковых – 112, грузовых – 28), въезжавших и выезжавших из города.
По итогам проверок установлено, что на долю автомобилей приходится основная часть всех выбросов, а вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах, превышают допустимые нормы вдвое и могут привести к возникновению различных заболеваний у населения, особенно среди лиц, страдающих от аллергии. Кроме того, качество дорог неудовлетворительное, повсюду выбоины и ухабы, которые при их переезде способствуют пылеобразованию и дополнительным выбросам выхлопных газов.
Автоматизированное наблюдение
Во Владикавказе имеются 6 стационарных постов, осуществляющих наблюдение за качеством атмосферного воздуха, но наиболее достоверные сведения представляют круглосуточные автоматизированные посты наблюдения, которых в городе 3.
Круглосуточный пост наблюдения СКАТ (ул. Титова, 11). Станция работала только в январе, после чего оборудование было отправлено на поверку. За этот месяц 6,5% исследований среднесуточных показателей по оксиду азота и диоксиду азота не соответствовали гигиеническим нормативам, превышая нормы от 1,2 до 1,3 ПДКсс.
Круглосуточный пост наблюдения СКАТ (ул. Ватутина, 84). За 4 месяца по 2 ингредиентам из 5 определяемых на данном посту –оксиду азота и диоксиду азота – наблюдалось превышение среднесуточных показателей, равное 2–7,8 почти круглосуточно. В СИЗА не включены данные по другим ингредиентам, в том числе по хлорводородам, окислам углерода, сильнейшему канцерогену – бензопирену и др., так как они не определяются.
Практически люди, проживающие в районе к/т "Дружба" и на примыкающих улицах, постоянно находятся под воздействием высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха опасными для здоровья химическими веществами.
Круглосуточный пост наблюдения СКАТ (ул. Николаева, 44). В этом районе города до 40% всего времени люди находятся в условиях загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами, составляющими в сумме от 3 до 6,2 ПДКсс по 3 исследуемым ингредиентам: оксиду азота, диоксиду азота и аммиаку. Проводимые исследования доказывают, что суммарный индекс загрязнения атмосферного воздуха ежегодно возрастает, особенно быстрыми темпами – в Правобережном районе г. Владикавказа.
Решить проблему загрязнения
Результаты проверки привел на состоявшемся заседании президиума Республиканского общества охраны природы председатель комиссии, начальник НТО и орготдела СОРО ВООП Олег Цебоев. В настоящее время озеленению города уделяется больше внимания, но при этом было сказано и о том, что необходимо использовать деревья, обладающие наибольшей устойчивостью к выхлопным газам, которыми являются тополь белый, дуб черешчатый, липа сердцевидная, береза повислая, каштан конский, клен ясенелистный. Посадку деревьев следует производить трехрядную – с двумя рядами кустарника, высотой в 1,5 м, которая снизит уровень загрязнения до 50%. Но это, к сожалению, не делается.
По данным ГИБДД МВД по РСО–А, во Владикавказе по состоянию на 1 июня 2019 года зарегистрированы 138105 единиц автотранспорта, в том числе: легковых – 119568, грузопассажирских – 13277, грузовых – 5260.
Уменьшить количество вредных веществ в составе автомобильных выхлопов можно и при помощи замены изношенных агрегатов двигателей и их правильной настройки. За исправностью и состоянием работы двигателей обязаны следить работники частных пунктов техосмотров, контролировать которых должны автостраховщики – компании, оформляющие ОСАГО, и работники, осуществляющие
техосмотр на автотранспортных предприятиях, а также нести полную ответственность за выпуск в эксплуатацию неисправного автотранспорта. Однако в большинстве случаев техосмотры проводятся поверхностно или не проводятся вообще.
Возможность полностью исключить вредные вещества из состава выхлопных газов пока не существует. Главный способ уменьшить их количество – использовать качественное топливо. Однако есть факты, когда недобросовестные работники заправки разбавляют его некондиционной жидкостью. Проверять состав и свойства топлива – обязанность всех АЗС при каждой передаче смены.
Членами комиссии СОРО ООО "ВООП" 6–7 мая текущего года были выборочно проведены проверки АЗС: две – "Юнитирос", ООО "Мегаком" (Гизельское шоссе, 1-а, Пожарского, 2), ООО "Престиж" (Гизельское шоссе, 22), "Рома" (2-й км шоссе "Владикавказ–Гизель"), ООО "Арго" (пер. Керамический, 4), "Газпром" (Московская, 1) на предмет своевременности забора проб для определения качества поступающего и хранящегося топлива.
Почти на всех АЗС забор проб на местах проводился нерегулярно, проверяющим объясняли это тем, что топливо, поступающее на них, уже проверялось на нефтебазах. В ООО "Престиж" забор проб проводился в феврале и апреле текущего года не работниками АЗС, а следственным отделом и ОБЭПом МВД по РСО–А, на АЗС "Юнитирос" последний – вообще в 2018 году и также ОБЭПом. Не лучшим образом обстоят дела в этом направлении и на других АЗС, где пробы на качество топлива проводятся от случая к случаю.
Вместе с тем в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.02. 2008 г. №118 качество реализуемого топлива обязаны контролировать Росстандарт и Роспотребнадзор, однако эта работа не проводится.
Обсуждение поднятых проблем участниками заседания, где присутствовали представители городской АМС, ряда природоохранных структур, проходило остро и заинтересованно. Остроты добавила и информация, по которой посты наблюдения, установленные УГМК, будут выведены из города. В то же время мониторинг состояния атмосферного воздуха – обязанность Росгидромета. Но его служба, расположенная в республике, ее не выполняет. А без такого мониторинга нельзя обойтись.
Член президиума СОРО ВООП Таймураз Бутаев напомнил, что в мире используют много вариантов решения проблемы загрязненности атмосферного воздуха, которые следует применить и в Северной Осетии.
Председательствовавшая на заседании первый заместитель председателя СОРО ВООП Алевтина Газацева выступила с инициативой обращения к владельцам станций и соответствующим структурам проводить реальный технический осмотр автотранспорта, в том числе и транзитного.
Система проверок, трехуровневое озеленение и ужесточение контроля
В связи с неблагоприятной экологической обстановкой и в целях улучшения состояния качества атмосферного воздуха в г. Владикавказе участники заседания обратились в правительство республики с просьбой совместно с МВД по РСО–А организовать систему проверок городского и въезжающего в город автотранспорта вне зависимости от его ведомственной и территориальной принадлежности на предмет загрязнения воздуха выхлопными газами. А также рассмотреть вопрос установки на въездах в республику и г. Владикавказ пунктов проверки и регулировки автотранспорта на токсичность отработавших газов. Рекомендовали АМС Владикавказа организовать трехуровневое озеленение города, посадку на улицах специальных сортов деревьев, наиболее активно абсорбирующих и очищающих воздух от загрязняющих веществ, и регулярный полив улиц в весенне-летне-осенний период; провести оценку риска с учетом всех загрязняющих атмосферный воздух веществ с выявлением вклада всех загрязнителей, включая автотранспорт; обратить внимание на качество дорожного покрытия, восстановить целостность асфальта, ликвидировать ухабы и рытвины на всех территориях Владикавказского городского округа. МВД по РСО–А направлено предложение ужесточить контроль за прохождением техосмотра автотранспорта. За выпуск неисправного автомобиля в эксплуатацию с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, строго привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и Законом РФ "Об охране окружающей среды".
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30
letom elektrotracport icpol'zyite.