Каждую минуту медики, выполняя свой долг, кого-то спасают. И, поверьте, делают это искренне, по зову сердца, потому что раз и навсегда выбрали для себя самую гуманную профессию, а не только из-за клятвы Гиппократа...
Престиж врача должен поддерживаться на государственном уровне. И в этом огромную роль играют СМИ. Тиражируя негативные сюжеты, журналисты, с одной стороны, "выводят на чистую воду" нечистоплотных медиков. Это, конечно, нужно делать. Но очень важно, вскрывая негатив, писать и о самоотверженном ежедневном труде медиков, порой работающих в очень сложных условиях. Писать о тех, кто в прямом смысле этого слова спасает жизни. И это необходимо не только для того чтобы медики чувствовали: их труд востребован и благодарен, но в первую очередь – ради потенциальных пациентов. Чтобы у них было чувство защищенности, доверия к людям в белых халатах, чтобы при необходимости они смело обращались к ним, будучи уверенными, что им помогут…
Уверяю вас, грамотных и чутких врачей в здравоохранении гораздо больше, чем плохих. Но почему-то о хороших мало и редко пишут, зато малейшие негативные факты сразу становятся достоянием общественности, обостряя и без того уже накаленную атмосферу и настраивая пациентов против врачей.
Все знают, что зарплата медицинских работников в сегодняшних реалиях низкая, не лучше обстоят дела и с оплатой труда преподавателей высших и средних медицинских учебных заведений. Но в большинстве своем они подвижники, которые работают в непростых условиях и делают все возможное ради спасения каждого своего пациента!
Повсеместно нам напоминают о долге медиков. И радует, что впервые в истории нашего здравоохранения в ФЗ-323 "Об основах охраны здоровья..." обозначены и обязанности пациента. Он должен регулярно проходить диспансеризацию, следить за своим здоровьем, следовать назначениям врача и так далее. Государство напоминает гражданину: прежде всего ответственность за свое здоровье несет он сам, а не врач. А у нас очень часто получается так, что пациент никогда не следил за своим здоровьем, не проходил диспансеризацию, но уверен, что "скорая помощь" за 30 минут сумеет, мало того, обязана излечить заболевания, нажитые десятилетиями.
Я не оправдываю неправильное поведение своих коллег. По моим личным наблюдениям, примерно 70 процентов жалоб связано именно с нарушением правил деонтологии – это сформированная веками наука общения с пациентом. Если он покидает кабинет врача неудовлетворенным, без надежды и помощи, плюс к этому – если это не единичный случай, а почти традиция, то клинике надо либо просто закрываться, либо заняться воспитанием или переформатированием своего коллектива.
Вопрос репутации лечебного учреждения – это обязанность его руководства. Именно оно должно решать, почему возникает негативное мнение у пациентов. Как формируется врачебный коллектив, какие в нем отношения? Как оказывается медицинская помощь? И сделать соответствующие выводы. Иначе страдать будут пациенты!
К сожалению, система здравоохранения СССР, в которой все ступени были прописаны и четко выполнялись гражданами, разрушена. А новый, партнерский подход, который пытается выстроить современная медицина, не складывается. Я уверена, законодатели, правительство и СМИ должны сбалансировать свою работу так, чтобы она не превращала пациента и врача, общество и здравоохранение во врагов. И решение, на мой взгляд, должно быть в том, чтобы законодательное регулирование выработало механизмы реализации прав и исполнения обязанностей всеми участниками процесса оказания медицинской помощи – пациентов, медиков, учреждений здравоохранения.
Да, недовольных пациентов много. Но смею вас заверить, это не всегда связано с качеством работы медицинского персонала. Согласитесь: за 12 минут, которые выделены согласно стандартам на прием, первичного пациента практически невозможно выслушать, понять и назначить лечение. И еще. Трудно улыбаться и веселиться, когда ты отработал сутки, пришел в поликлинику, а там сороковой пациент на приеме, и ему надо УЗИ, КТ, МРТ, и "желательно сегодня" или "только завтра". Талонов у тебя при этом на УЗИ-5 – на целый месяц, на КТ – 2, на МРТ вообще нет…
Вопрос репутации лечебного учреждения – это обязанность его руководства. Именно оно должно решать, почему возникает негативное мнение у пациентов. Как формируется врачебный коллектив, какие в нем отношения? Как оказывается медицинская помощь? И сделать соответствующие выводы. Иначе страдать будут пациенты!
Многие пациенты видят только облезлые стены поликлиники, где последний раз ремонт проводился в середине прошлого века, очередь, уставшего врача и при этом свято верят, что во всем, даже в том, что болеют, виноваты именно медики. Как следствие, специалист начинает задумываться: "А нужна ли мне такая работа?" Поэтому надо уважать друг друга. Я даю гарантию: если вы будете вежливы с врачом, вам ответят тем же. Только неадекватный человек станет хамить в ответ на спокойный, вежливый тон.
В медицине, как и в других сферах, есть и неуравновешенные представители, но их единицы. И чаще всего не конкретный врач виноват в том, что "нет талонов на сегодня". В стране, можно сказать, априори установлена презумпция виновности врачей и медицинского учреждения. Общепринятое мнение: пациент в системе оказания медицинской помощи – уязвимое звено, не обладающее специальными знаниями, а врач – носитель этих знаний – "должен" и "ответствен". А поскольку врач и медицинское учреждение обязаны доказывать, что они добросовестно работают, а пациент не обязан ничего делать, следовало ожидать рождения такого явления, как "пациентский экстремизм". Он вредит людям, разрушает доверие между ними. Приучает медработников смотреть на каждого пациента как на потенциального жалобщика.
В результате медики стараются как можно быстрее избавиться от посетителя, появляется страх перед его активными и агрессивными действиями, что влечет чрезмерную осторожность, и мы получаем парадокс: вместо снижения количества дефектов в системе здравоохранения наблюдается их неуклонный рост. Нарастание потребительского терроризма со стороны пациентов приводит к эффекту "защитной медицины", то есть к отказу врачей от эффективных методов диагностики и лечения, связанных с определенным риском.
Виновна в этом и осознанная политика власти, которая приравняла медицинскую помощь к сфере услуг. Породив тем самым у многих пациентов стереотип, что в клинике вся работа должна немедленно концентрироваться на них. Обществу внушена мысль, что проблемы "создаются ленивыми и недобросовестными врачами на местах". Теми, кто работает на полторы, две, а то и больше ставок, принимают абсолютно невозможное число людей.
При этом внушении многие прекрасно понимают реальность – народ со временем все труднее обмануть, слишком большой разрыв между вещаемым с экрана и тем, что есть на самом деле. А в реальности – очереди к врачам даже первичного звена, запись к узким специалистам, уставшим и, что уж скрывать, обозленным докторам. Бюджетные средства и программа ОМС не только неспособны обеспечить развитие медицины, но их не хватает для обеспечения нормальной жизни медиков. В связи с этим появилась необходимость в защите медицинских работников профсоюзами. Этот пробел в целом пока безуспешно пытаются осуществить общественные организации. Например, в Москве создано региональное "Общество защиты интересов медицинских работников".
В последние десятилетия качество оказания медицинской помощи снизилось и вследствие ухудшения (по объективным и субъективным причинам) профессиональной подготовки медицинских работников — их профессионального образования, нравственного воспитания, практической деятельности. Недаром в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" впервые появилась ст. 77, посвященная особенностям подготовки медицинских и фармацевтических работников, которая затем была воспроизведена в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 82). Призыв медиков о необходимости непрерывного образования уточнился: "образование на всю жизнь" сменилось на более эффективный — "образование в течение всей жизни".
Однако, несмотря ни на что, профессия врача остается престижной и востребованной. Красноречивое тому свидетельство – высочайшие конкурсы в медицинские вузы, которые с каждым годом становятся все жестче. Но и об этом в СМИ почти не говорят. Лучше напишут о том, что "у нас все плохо…" Это факты из настоящего. Но до нас дошли и оценки профессии лекаря из эпохи древности и Средних веков. В аюрведе сказано, что "врач для больного — отец, охранитель, друг; можно бояться отца, мать, учителя, но не может быть страха перед врачом". В Законах Хаммурапи, а также в знаменитой "Илиаде" врач оценивается очень высоко. Гиппократ в работе "О враче" и в "Клятве" сравнивает доктора с богом. Мудрый Соломон говорил: "Врача, сын мой, не отвращай, ибо от Бога искусство его". Парацельс писал: "Сила врача в его сердце... величайшая основа лекарства — любовь". Великий Авиценна отмечал, что целители должны "обладать глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва". Мы знаем множество подобных мудрых изречений, но итог можно подвести высказыванием А. П. Чехова: "Профессия врача — это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и помыслов. Не всякий способен на это". Такие характеристики можно продолжать бесконечно, хотя их, к сожалению, должно отнести не ко всем медикам. Люди в белых халатах всегда воспринимались как спасители или носители добра, им доверяли жизнь и здоровье. И очень хочется, чтобы и впредь эти прописные истины не потеряли свою злободневность.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30