Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Голубой вагон бежит, качается..."

Сегодня исполняется 115 лет со дня открытия трамвайного движения во Владикавказе. Практически сразу этот вид транспорта стал визитной карточкой города.

История владикавказского трамвая своими корнями уходит в XIX век. Первые попытки создания сети общественного транспорта во Владикавказе были предприняты еще в 1890 г., когда инженер Нигеровский заключил контракт с городскими властями на сооружение конной железной дороги. Однако хорошо показавшая себя в столице, во Владикавказе конка так и не была построена. Но уже 8 октября 1896 г. городская дума Владикавказа приняла решение о проведении линий трамвая. В январе 1897 г. во Владикавказе собрались претенденты на исполнение этого важного контракта. Одним из них был инженер Ковелев, вторым же стала французская фирма "Сотэ, Варле и Ко". Однако торги на получение сорокалетней трамвайной концессии, состоявшиеся в 1897 г., выиграл греческий подданный Е.И.Скарамага. Впрочем, грек, скорее всего, был проходной фигурой в конкурентной борьбе, потому что 1899 г. Скараманга передал права на строительство владикавказского трамвая бельгийской компании "Анонимное общество Владикавказских электрических трамваев и освещения", чья штаб-квартира находилась в Брюсселе. Вполне можно предположить, что компания была создана теми же людьми, кто де-факто контролировал в тот момент Садонские рудники. Как бы то ни было, "Общество Владикавказских трамваев" достаточно быстро наняло субподрядчика, которым стало электрическое общество "Гелиос" со штаб-квартирой в Кельне. Последнее в тот же период работало над большим проектом по запуску электрического трамвая в Тифлисе, а потому с удовольствием включилось в работу и во Владикавказе. Подготовительные работы начались в 1899 г. и продолжались вплоть до 1902 г. Основные работы по строительству трамвайной инфраструктуры были завершены в первой половине 1903 г. Планировалось, что открытие движения состоится осенью 1903 г., однако оно было перенесено на следующий год. Именно тогда на линии вышли 12 моторных вагонов.

3 линии первой очереди владикавказского трамвая были в основном однопутными, и протяженность их составляла 8,5 км. Единственная двупутная линия маршрута №1 вела от железнодорожного вокзала до Ольгинского моста.

Сегодня в трамвайном парке – 32 единицы подвижного состава, 14 удалось восстановить собственными силами. Протяженность рельсового полотна – 50 км, износ – 80%. В прошлом году было отремонтировано 600 м рельсового полотна, в этом планируется 900 м.

ЦИФРА

3 августа 1904 г. движение было открыто. Как писали в тот день газеты, весь доход от продажи билетов в первый день трамвайного движения был направлен "в пользу чинов армии и флота на Дальнем Востоке и их семейств".

И вот уже 115 лет владикавказский трамвай живет и трудится вместе с горожанами. В период революции трамвайное движение было практически остановлено, но вновь возродилось к началу 1920-х гг. Во время Великой Отечественной войны трамваи стали легкой мишенью для вражеской авиации, но, несмотря на это, были незаменимы для доставки раненых в госпитали.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика