Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Цените труд учителя!

Все, что нас окружает в жизни, создано трудом человека. Созидая, он оставляет свой след на земле. У пахаря он – в собранном урожае, у врача – в сохранении здоровья людей, у строителя – в добротных стройках, а у учителя – в судьбах его учеников. Когда открываю свежий номер "Северной Осетии", в первую очередь читаю информацию о работе тружеников нашей республики. Например, порадовалась тому, что к новому учебному году в цехах ООО "Одежда" шьется школьная форма.

Все, что связано с образованием и обучением молодежи, меня по-прежнему волнует. Худо-бедно работе в этой сфере отдано полвека. Вот и сейчас для молодежи очень ответственный период. Позади остались переживания – сдача ЕГЭ и конкретный вопрос: "Куда сдать документы для получения избранной профессии?" Не берусь предрекать, но одно очевидно: большинство выпускников по-прежнему стремятся стать юристами и экономистами. Правда, в последнее время наметился крен в сторону технических и медицинских профессий, вырос интерес к журналистике.

Не ошибусь, если скажу, что в остатке, как и раньше, останется профессия учителя. А педагогов сегодня не хватает не только в селах, но и в столице республики. Причин тому немало. Главная из них – низкий уровень их материально-бытового обеспечения, а также недостаточная работа по ориентации школьников на эту профессию. Мне не удалось ее найти в разделе программы "Билет в будущее", хотя она включает 93 специальности! Однако сегодня в разработке находится программа "Земский учитель". Но ее планируют запустить с 1 января 2020 года.

В свое время по роду деятельности на Урале мне 15 лет приходилось инспектировать сельские школы. Основное, что я вынесла из опыта работы – это глубокая признательность и уважение к сельскому учителю за его поистине подвижнический труд. Однако до сих пор чувствую свою вину в том, что не удалось достойно отметить труд всех, кто трудился в сельской глубинке. Награждение всегда шло сверху по разнарядке и скупо.

Таких малокомплектных школ много еще разбросано по России. Есть они и у нас в Осетии, в них обучаются 1,5 тысячи учащихся. Три из них находятся в Ирафском районе, в том числе в высокогорных селах. Как-то "Российская газета" писала, что в одной из таких школ предстоит обучаться только одному ученику, и она подлежит закрытию. Что это означает!? Закрыть школу – это не просто закрыть вход в здание, речь идет о судьбе детей, их родителей, да и в целом о существовании села. К чести главы республики В. Битарова, он высказал свое мнение, что ни одна из малокомплектных школ в селах не будет закрыта, даже если в ней останется один ученик.

Как-то заинтересовалась вопросом: много ли создано памятников трудовым людям? Выручил Интернет, показав такие памятники. Их не так много, но они есть. Некоторые из них посвящены конкретным людям, другие носят обобщенный характер. Всем известен монумент "Рабочий и колхозница" скульпторов Иофана и Мухиной. Монумент высотой 50 метров был и остался символом когда-то великой страны СССР. Им восхищались многие иностранцы. Но особенно памятник понравился французам. Они начали собирать средства, так как хотели его выкупить. Однако Сталин категорически отказал. Не знала этого факта раньше, но он, согласитесь, очень символичен во всех смыслах.

Памятники учителям тоже есть. Историей отдана дань памяти корифеям советской педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинскому. Время показало, что их педагогическим постулатам не страшны ни виртуальная, ни цифровая реальность. Они без остатка отдали свои сердца детям. В Северной Осетии есть памятник просветителю Аксо Колиеву, установлены мемориальные доски ряду заслуженных учителей.

Отдавая дань нелегкому труду предметников, хочется особо отметить работу учителя начальных классов. В период с 1988 по 1996 г. мне пришлось отвечать за работу начальных классов во Владикавказской школе-новостройке №43 (директор Ю.С. Татров.). Число учащихся начального звена в те годы превышало 600 детей. Школа располагалась в новом микрорайоне, и контингент учащихся был разношерстным. Учителям в то время пришлось работать по двум программам для 1–3 и 1–4 классов. Свою работу с первоклассниками они начинали фактически с нуля, так как в то время отсутствовала системная подготовка к школе. Именно поэтому они прилагали титанические усилия, чтобы научить всех и каждого. Не обходилось и без дополнительных занятий, которые, конечно, в то время велись безвозмездно.

Учителя и воспитатели групп продленного дня были в основном из числа молодых специалистов. Их поддерживали и помогали набираться опыта ветераны педагогического труда, которые умели и привыкли работать самоотверженно, не считаясь ни со временем, ни со здоровьем. Это Г.К. Апаева, В.Б. Цаболова, Н.П. Пишванова, Н.Ф. Ротенко, Н.В. Корнаева и ряд других. Под их руководством проходил рост молодых специалистов, которые год за годом накапливали опыт, стремились овладеть секретами педагогического мастерства. И настало время, когда родители охотно и безбоязненно отдали в их руки своих первоклассников. В профессиональном росте молодых учителей есть и моя доля участия, поэтому помню каждого из них. Они же были для меня, как старшие мои дети. Это Е.А. Рафаилова, Л.Ю. Туаева, Л.А. Ходова, Д.Ф. Макеева и другие – пусть не обижаются, что не перечисляю всех. Помните, что вы все мне, как и прежде, дороги. Вашими усилиями начальная школа приобрела авторитет. Большинство учащихся, переходящих в среднюю школу, имели прочный запас знаний. На авторитет начальной школы работал и факт проведения экспериментальной работы по раннему обучению иностранному языку.

На дворе август. Он всегда несет много забот родителям и учителям. Собрать и отправить детей в школу – ох как непросто сделать это в наше время! А пока у детей отдых. Отдыхает и учитель, хотя отдых учителя можно назвать только условным. Настоящий учитель всегда в пути, в поиске пополнения копилки своего опыта. Он проходит курсы повышения квалификации, изучая новые подходы к обучению, ищет интересный дополнительный материал для предстоящих занятий. Жизнь диктует мобильные подходы к обучению. По сути, создается новая модель цифровой образовательной среды. Нелегок учительский хлеб, но он дает главный, ни с чем не сравнимый результат. Он образует, формирует, я бы даже сказала, как скульптор, ваяет человека, оставляя неизгладимый след в его судьбе.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика