Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Солнце на шелке

Шелковые набивные платки гюльмендо, или, как их еще называют в Дагестане, келагаи – это не просто элемент традиционного женского костюма, очень популярный практически у всех его народов. Такой платок в Дагестане – обязательная часть приданого невесты. Гюльмендо, узорчатые и нарядные, носили и по сей день носят в праздники, дарят на свадьбы, а в ярком ликующем буйстве орнаментов на этих платках, напоминающем о цветах и травах райского сада, "зашифрована" сакральная символика, корням которой – не одно тысячелетие…

Изучением истории этого головного убора, захватывающей ничуть не меньше, чем хороший детектив, и того, как и откуда мода на него в свое время пришла в Дагестан, художница из Махачкалы Джамиля Дагирова, заместитель генерального директора Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, с увлечением занимается уже давно. И 19 августа во Владикавказе, в Национальном музее РСО–А в рамках XII международного художественного симпозиума "Аланика" под ее руководством прошел мастер-класс, который познакомил владикавказцев со старинной технологией нанесения на такой шелковый платок набивного рисунка.

– Фактически это – техника так называемого горячего батика, но у нее есть и свои секреты. У нас в Дагестане платок этот очень любим женщинами, носить его престижно, а в последние десятилетия он вновь широко вошел в повседневную моду. Я сама ношу гюльмендо с удовольствием: в жару в нем прохладно, в зимний холод – тепло, а еще эти платки – просто необыкновенно красивые, – улыбается Джамиля Дагирова. – В приданое дочерям мамы у нас тоже обычно покупают дорогой гюльмендо, а стоимость некоторых его антикварных образцов сейчас, кстати, достигает одного миллиона рублей! Этот головной платок входит сегодня в нашей республике в комплекс традиционного национального женского наряда у народов лезгинской группы, у аварцев, кумыков, очень популярен он у даргинцев… Традиция изготовления таких платков из натурального шелка зародилась примерно три века назад у наших соседей в Азербайджане: именно оттуда, из Закавказья, платок гюльмендо-келагаи и попал около 200 лет назад в Дагестан. Отходники, мужчины, отправлявшиеся в Азербайджан на заработки, привозили такие платки в подарок матерям, женам, сестрам, невестам… К слову, в Азербайджане этот почти забытый и едва не канувший в небытие народный промысел силами энтузиастов сегодня возрожден. А в 2014 году там добились того, что национальный платок гюльмендо-келагаи был официально внесен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества!

…Участниками и гостями мастер-класса, проведенного Джамилей Дагировой в Национальном музее РСО–А, стали не только завсегдатаи мероприятий, ежегодно проходящих во Владикавказе под знаком симпозиума "Аланика", – горожане, которые активно интересуются современным искусством и внимательно отслеживают график проведения таких мероприятий в соцсетях. Но и известные в республике искусствоведы, художники-прикладники, сами научные сотрудники нацмузея. А еще – немало молодежи и детворы, с азартом и горящими от восторга глазами пробовавшей себя под руководством гостьи из Дагестана в искусстве росписи гюльмендо. Набивается рисунок на ткани деревянными штампами, которые окунают в растопленный на водяной бане горячий парафин (тут главное – все операции надо делать очень быстро, потому что парафин, в который старые мастера примешивали обычно и другие специальные добавки, остывает тоже быстро), а потом в дело идут водяные краски разных цветов: ими ткань прокрашивается. Ну, а узоров, которыми украшают гюльмендо, много. И у каждого есть свое название: "цветок айвы", "кошачья лапка", "солнце", "древо жизни", "шахматы", "караван", "соловей", "петушок", "удод", "павлин"…

– Один из наиболее популярных элементов орнамента таких платков – бута, или так называемый восточный огурец. В Азербайджане считают, что это стилизованное изображение языка пламени, есть и версия, что происхождение у него растительное, но мне больше всего нравится точка зрения, что это – образ чрева матери, сакральный символ жизни и ее зарождения, – рассказывает Джамиля Дагирова. – Узоры на гюльмендо отражают в себе философскую картину мира, каким его осмысливали наши предки. И задача этого проекта, с которым мы вместе с куратором "Аланики-2019" Виталием Пацюковым решили познакомить Владикавказ в рамках нынешнего симпозиума – во-первых, конечно, просветительская, познавательная. Во-вторых, тема "Аланики-2019" обозначена как "Оглянись в будущее". И проект этот как раз и призван напомнить о том, что в культуре каждого народа есть немало удивительного, уникального, но в чем-то при этом в то же самое время перекликающегося с культурой соседей. И, прикасаясь к этому удивительному, мы, люди ХХI века, становимся духовно богаче…

Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика