Капитану атомохода, первым достигшего Северного полюса, Герою Социалистического Труда Юрию Кучиеву исполнилось бы 100 лет
…Журналистика – профессия, выбирая которую, ты можешь быть уверен на все сто: она не раз "пересечет" тебя с людьми удивительными. Романтиками. Подвижниками. Трудягами и героями. Людьми, общение с которыми на всю жизнь оставит у тебя глубокую зарубку на сердце – и никогда не забудется… Для меня, совсем "зеленого" тогда, в 2004 году, начинающего корреспондента газеты "Северная Осетия", одной из таких зарубок на сердце стал звонок по редакционному телефону в Санкт-Петербург – нашему земляку, прославленному арктическому капитану Юрию Сергеевичу Кучиеву, отмечавшему 85-летие.
Трусила я, набирая номер его домашнего телефона, отчаянно: все поджилки дрожали. Да, знала, конечно, от старших коллег, что у Юрия Сергеевича с нашей "СО" – очень теплые отношения и давняя дружба и что он всегда очень охотно идет на контакт с "пишущей братией" из родной Осетии. Но шутка ли – мне, девчонке, впервые брать интервью у ТАКОГО человека? Человека-легенды. Одного из лучших и самых опытных советских ледовых капитанов, под чьим командованием атомоход "Арктика", гордость и слава отечественного ледокольного флота, совершил в августе 1977 года первый в истории мореплавания надводный поход к Северному полюсу. Человека, о котором написаны книги, сняты документальные фильмы, который 56 лет своей жизни отдал морскому флоту (и 40 из них – активному плаванию во льдах Северного морского пути) – и которого писавшие о нем асы отечественной журналистики называли в своих очерках "арктическим джигитом" и "горным орлом"… Ну, страшно ведь же! До холода под ложечкой…
Все оказалось просто. И легко. Уже с первых минут общения с Капитаном по телефону, когда в трубке раздался теплый, низковатый, совершенно неповторимый по тембру голос Юрия Сергеевича, я почувствовала, что, вот честное слово, влюбляюсь в своего собеседника. Изумительно открытого. Искренне обрадовавшегося поздравлениям с днем рождения от земляков-журналистов – и очень тепло "СО" за них поблагодарившего…
А вот эти его слова из того интервью тоже остались у меня в памяти навсегда – и я, перечитывая их, как будто вновь слышу его голос: "Когда смотришь на то, что творится в стране, часто приходит отвратительное состояние беспомощности. И все-таки чувство Родины, чувство чести, чувство собственного достоинства страны – все это обязательно вновь восторжествует. Чтобы не говорили о России, что это – вотчина Чубайсов и Абрамовичей… Возьмем российскую Арктику. Что там сегодня происходит? То же, что и везде – страну уронили на колени. Но подниматься надо. И моряки – во всяком случае, мои соратники-ледокольщики – делают все, чтобы возродить значение Арктики и Северного морского пути. И флот живет. Конечно, его обескровили, но он живет. Так что, думаю, пробьемся!.."
"Пробьемся". Это слово и было девизом всей жизни уроженца селения Тиб Юрия Кучиева, 100-летие со дня рождения которого 26 августа отметит Осетия. Жизни, потрясающе яркой… И – начинавшейся непросто: иного на его месте такие испытания сломали бы, но у парня из Тиба характер был кремневый. Отец Юрия, Сергей Тимофеевич Кучиев, участник Гражданской войны, один из активных борцов за установление советской власти на Тереке, руководитель одной из первых МТС в Северной Осетии, в 1930-е годы был несправедливо репрессирован. Мать, Любовь Васильевна, осталась с четырьмя детьми на руках. Юра, старший сын, с отличием окончивший среднюю школу № 27 во Владикавказе (тогда еще – Орджоникидзе), которая носит сегодня его имя, страстно мечтал о профессии военного летчика. "Я всегда хотел летать", – потом, много позже, признавался он. Но с мечтой этой юноше из Осетии, приехавшему в Москву поступать в авиационное училище, пришлось расстаться. Юрий сдал там же, в столице, вступительные экзамены в железнодорожный институт, но мечта о небе не отпускала. И он прорвался на прием к депутату Верховного Совета СССР от Северной Осетии Марку Ивановичу Шевелеву. Личности легендарной: Герою Советского Союза, известному полярному летчику, в то время, перед Великой Отечественной – заместителю начальника Главсевморпути. Марк Шевелев и посоветовал парню-осетину поехать в Арктику, в порт Диксон – и связать свою судьбу с морем.
В 1941 году Юрий Кучиев был зачислен матросом на буксир "Василий Молоков", приписанный к порту Диксон. В годы войны плавал в составе конвоев Северного флота. Потом была служба на ледоколах-легендах "Таймыр", "Ермак", "Сибиряков", "Малыгин", "Красин". В 1964 году он, наш земляк, стал капитаном атомного ледокола "Ленин". А в 1975-м – капитаном "Арктики". Первого в истории человечества надводного корабля, который 17 августа 1977 года достиг Северного полюса. Корабля уникального. Новейшего и ошеломляюще дерзкого для своего времени слова в мировом ледоколостроении. Корабля-сказки. Корабля-мечты. Корабля-чуда, который заложили в 1971 году на стапелях Балтийского судостроительного завода и над созданием которого работали в одной связке более 350 предприятий и около 100 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций страны, включая прославленный Курчатовский институт.
Плавание во льдах – это вечный риск. Могут произойти тысячи неожиданностей: сломаться конус гребного вала, отвалиться винт. В этом случае ледокол лишается трети мощности. Может сложиться ситуация, когда затертый льдами, он должен будет пытаться вырваться из ледового плена. Поэтому на борту был аварийный запас продовольствия, чтобы хватило всему экипажу примерно на 8 месяцев. Было все необходимое, чтобы построить аэродром. Особое беспокойство вызывали ажурные винты диаметром 5,7 метра. Но даже в самые тяжелые моменты плавания «Арктики» они выдержали. С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров – такие нам преодолевать не приходилось…» ( Ю.С. Кучиев)
"В 1974 году мы, съемочная группа с Северо-Кавказской студии кинохроники, начали работу над "Капитаном" – документальным фильмом о Юрии Сергеевиче. Редактором фильма был Владимир Гутнов. На ходовые испытания "Арктики", только-только сошедшей со стапелей, нас, правда, так и не пустили, но зато потом нам сказочно повезло: мы пошли на ней из Мурманска в ее первый трудовой рейс. Это был уже 1975 год. Дошли до Тикси, потом нас Юрий Сергеевич высадил на острове Диксон, а дальше помог с самолетом – и мы вернулись в Мурманск, – вспоминал в октябре 2012 года, когда я брала у него интервью для "СО", кинооператор, заслуженный работник культуры Северной Осетии Мирон Михайлович Темиряев. – На судне мы пробыли месяц с лишним… Впечатления остались на всю жизнь… Его команда – это действительно были люди, всей душой влюбленные в Север и в свое дело. Во главе с Юрием Сергеевичем… Он, кстати, каждого человека в экипаж подбирал сам, лично. И о нем, о Юрии Кучиеве, просто нельзя говорить без восхищения. Скромнейший человек. И при этом – человек талантливейший. Прошедший путь от помощника кочегара на буксире "Василий Молоков" до капитана флагмана Севморпути. Человек, окончивший два отделения Ленинградского высшего морского училища имени адмирала Макарова – не только судоводительское, но и инженерное. Потрясающий эрудит… Но самое главное – человек с большой буквы. И капитан с большой буквы. Вы не представляете, как уважали и любили его на Севере…"
Стену капитанской каюты Юрия Кучиева на "Арктике" украшали портрет Коста – и кинжалы работы осетинских мастеров-земляков. Живое напоминание о родине, об Осетии, связей с которой его сердце не порывало никогда… За беспримерную в летописях мирового судоходства экспедицию к северной "макушке" планеты атомоход "Арктика" был награжден орденом Октябрьской революции. Весь его экипаж и члены экспедиции, которой руководил лично министр морского флота СССР Тимофей Гуженко – орденами и медалями. А капитану "Арктики" Юрию Кучиеву, главному инженеру-механику Олегу Пашнину и старшему мастеру атомной паропроизводящей установки Фидусу Асхадуллину – присвоены звания Героев Социалистического Труда.
"Поход на полюс – это малая доля опыта Кучиева, который он передал другим. Ведь наша основная работа – не на полюс ходить, а проводить караваны судов", – вспоминал капитан атомного ледокола "Ямал" Александр Лембрик. И об этом тоже забывать никак нельзя. А сам Юрий Кучиев признавался: "Ненавижу лед. Наверное, потому, что всегда за моей спиной караван беспомощных в арктической обстановке судов. И мне надо этот лед размолотить…"
Север не только стал его судьбой. Он подарил горцу из Тиба встречу с любовью – большой, бережно пронесенной через всю жизнь. Со своей будущей супругой Нелли – Нинель Константиновной, в девичестве Алексеевой – Юрий Кучиев встретился в годы войны на Диксоне. Отец у нее, коренной москвички, был политработником, служил в Заполярье. Мама, метеоролог, перед Великой Отечественной получила направление на Диксон. Совсем еще молоденькая Нелли работала журналисткой газеты "Заполярная правда", а с Юрием, служившим тогда на "Василии Молокове", познакомилась, когда готовила очерк о моряках порта Диксон – и ей посоветовали взять интервью у парня с Кавказа. Понравились они друг другу, как потом вспоминали, с первого взгляда...
"18 февраля 1999 года после тяжелой болезни сердца Нелли скончалась… Когда наступит моя очередь, прошу моих друзей и соратников по атомному ледокольному флоту предать нас обоих водам Ледовитого океана по программе максимум – в районе Северного полюса или же на максимально возможной широте – на меридиане Диксона! Вы хорошо знаете, что я всегда был и остаюсь до конца романтиком и нисколько об этом не жалею! А Диксон, Ледовитый океан и Северный полюс имеют прямое отношение к нашей общей с Нинель Константиновной судьбе…" – написал в своем завещании Юрий Кучиев, скончавшийся в декабре 2005 года в Санкт-Петербурге. Руководством и коллективом Мурманского морского пароходства его последняя воля была выполнена: в августе 2006 года урны с прахом Юрия и Нелли Кучиевых были доставлены в район Северного полюса на борту атомного ледокола "Ямал" и торжественно преданы морю…
А юбилейные торжества, посвященные 100-летию со дня рождения Юрия Кучиева, которые в эти дни возьмут старт во Владикавказе, пройдут в Северной Осетии широко. Подготовку к ним и их проведение курирует организационный комитет под председательством вице-премьера республиканского правительства Ирины Азимовой. До конца года под их знаком в столице и районах республики, как намечено, состоится целая череда выставок, презентаций книг, конференций, премьерных показов документальных фильмов, рассказывающих о жизни и судьбе Капитана. В преддверии этой юбилейной даты, как уже сообщала "СО", на малой родине Юрия Кучиева, в селении Тиб, открылся в его память барельеф работы скульптора Олега Зокоева: в церемонии его установки приняли участие ребята из детского оздоровительного лагеря "Фидён" совместно с сотрудниками Республиканского дворца детского творчества им. Б. Кабалоева и Минобрнауки РСО–А. А 28 августа памятник Юрию Кучиеву будет открыт и во Владикавказе на ул. Коцоева.
Но самое главное, чтобы благодарная память о нем, нашем земляке, всегда оставалась для Осетии тем, на чем стоит незримый гриф "хранить вечно". О человеке, который был по характеру бойцом, не привыкшим сдаваться и отступать – и всю жизнь, как писал о нем кинорежиссер и публицист Герман Гудиев, "шел курсом норд". Истинном патриоте своей страны. Истинном горце. И – настоящем мужчине…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30