На август, последний месяц лета, в христианском церковном календаре приходится один из самых больших праздников – Успение Пресвятой Богородицы. Широко отмечался он до Октябрьской революции и в многонациональном и многоконфессиональном старом Владикавказе.
У армян Успение Пресвятой Богородицы (Верапохум Сурб Аствацацин) – праздник, не имеющий фиксированной даты: Армянская Апостольская церковь отмечает его – четвертый из пяти ее главных, или Господних праздников – в воскресенье, ближайшее к 15 августа. Во владикавказской Армянской церкви во имя Св. Григория Просветителя в этот день проходила торжественная служба, совершался обряд поклонения иконе Божией Матери с возжиганием свечей, освящались фрукты, а после праздничной службы в ограде храма устраивалось веселье с угощением.
Именно на Успение во всех армянских церквях принято освящать первый урожай винограда. А корни этого обряда тесно связаны с древним армянским культом земледелия. В дохристианской Армении Новый Год – Навасард – праздновали в середине августа. К этому празднику и "привязывался" тогда ритуал посвящения богам первых спелых виноградных кистей: только после него их разрешалось вкушать. В проведении этой церемонии, связанной с культами богини плодородия Анаит и богини любви Астхик, традиционно участвовали армянские цари. В эпоху эллинизма в Армении этот праздник "совмещали" еще и с торжествами, посвященными древнегреческому богу виноделия и виноградарства Дионису. Часть этих обрядов армяне сохранили в быту и после принятия христианства. На Успение Пресвятой Богородицы на стол ставились фрукты и сласти (в том числе, румяная армянская гата). Бытовал и обычай приносить часть освященного в церкви винограда в дар птицам: для этого грозди вешали на крестах-хачкарах и у родников. А для армянской женщины Богородица является воплощением добродетельной и преданной матери, хранительницей семейной святости.
15 августа по старому стилю Успение отмечали русские, грузины и греки, проживавшие в столице Терской области (по новому стилю у православных этот праздник, соответственно, приходится на 28 августа). Мариамоба – так называют его в Грузии, где 28 августа является сегодня не только церковным, но и государственным праздником (поскольку считается, что Грузия находится под небесным покровительством Пресвятой Богородицы и была одним из уделов, предназначенных ей для распространения христианской веры). А имя Мариам – одно из самых популярных женских имен у грузин.
"Грузины в этот день поднимались в селение Казбеги для поклонения тамошней святыне Цминда Салиба. Этот храм находился на высокой горе у подножья Казбека и по преданию был построен царицей Тамарой. В грузинской домовой церкви также проходили службы, после которых начинались песни, пляски", – пишет в монографии "Старый Владикавказ" доктор исторических наук Залина Канукова.
Для греков Владикавказа этот церковный праздник (Панаия) стал вдвойне особым торжеством после того как в 1902 году в столице Терской области была освящена греческая церковь Успения Божьей матери при греческой школе, построенная на личные сбережения купца Панаиота Евстафьевича Марандова. Помимо участия прихожан в самом богослужении входили в его структуру еще и веселое застолье, танцы и песни. "В день праздника ходили на молитвы в городские храмы, а некоторые ехали или шли пешком в Казбеги, где на горе стоит церковь Успения Божьей матери. Часть прихожан на коленях трижды обходила вокруг этой церкви, а часть даже поднималась на коленях на гору. Далее нужно было провести обряд всенощного бдения. Наутро закалывали освященного барана: это был жертвенный агнец, посвященный празднику", – так описываются связанные с этим торжеством традиции, бытовавшие у греческой общины столицы Терской области, в книге "Греки Владикавказа", изданной в 2008 г. греческим обществом "Прометей".
У немцев старого Владикавказа Успение (Вознесение Божьей матери) считалось еще и большим женским праздником. Церковная литургия, приуроченная к нему, включала в себя освящение букетов цветов и трав – из-за чего у немцев, начиная еще со средневековья, этот праздник именуют еще "Buschelfrauentag" (дословно – "букет женского дня"). "Литургия, связанная с освящением трав, вероятнее всего, была призвана заменить дохристианские германские уборочные обряды. Освященные травы хранили в доме и хлеву против непогоды, болезней и других несчастий, – так об этом пишет советский этнограф Т. Филимонова в сборнике "Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники" (М., "Наука", 1978). – В день Вознесения Богородицы гадали, наблюдали за погодой, пекли фигурные печенья. По народным представлениям, этот день придавал плодам вкус".
Владикавказские поляки-католики называли в обиходе Успение Богородицы, которое они отмечали 15 августа, праздником "Божьей Матери растений" (Matka Boska Zielna). В этот день в костеле святили колосья зерновых, горох, лен, овощи, фрукты, а также целебные и, по народным поверьям, оберегающие от зла травы. Такой пучок освященных колосьев и трав назывался в разных местностях Польши по-разному: ровнянка, рувнянка, прозанка, пружанка. Его часто хранили в доме за образами.
В народном календаре русского крестьянства Успение связывалось с дожинками – праздником окончания жатвы. После него начинали сеять озимые, солить огурцы на зиму.
"…Начиная с середины ХVIII века, когда началось возрождение христианских ценностей, в августовский календарь осетин вошли два торжественных дня, связанных с православием, – пишет этнолог Вилен Уарзиати в монографии "Праздничный мир осетин". – Один из них – с поминовением усопших и посвящением им фруктов нового урожая. Называется он Дыргъыл аргъауён \ Разёхуарён и отмечался в преддверии другого значимого праздника Майрёмыкуадзён – Успения, который имеет ежегодную точную дату празднования 28 августа (15-го по старому стилю). По традиционным поверьям осетин, святой образ Мадымайрём был добрым покровителем чадородия". А в монографии Залины Кануковой "Старый Владикавказ" так рассказывается о том, как отмечали Майрёмыкуадзён осетины столицы Терской области: "В Осетинской церкви праздник Успения Богоматери включал торжественное богослужение, на которое прихожане являлись с ритуальной пищей. После ее освящения люди старались угощать детей, больных, нищих. В церкви пекли просфоры – круглые хлебцы из пшеничной муки, которые считались освященными, целебными. По поверью, такие просфоры пекла сама Богородица. К выпечке допускались только пожилые и верующие женщины. Осетинское Успение отличалось от армянского, грузинского и других, прежде всего, эмоциональным настроем. Здесь не было особого веселья, столы были скромными, в этот день не ели мяса, ограничивались легкой пищей, освящали фрукты и поминали ими усопших".
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30