Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Поставь-ка самовар, ханум!

По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, во Владикавказе в конце ХIХ века проживало 507 татар (включая ногайцев и каракалпаков). Татары значились среди горожан, занимавшихся извозом, среди прислуги, поденщиков, а также военных. "Информаторы помнят, что еще в первые послереволюционные годы в районе Центрального рынка располагался квартал татарских купцов", – пишет в монографии "Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние" доктор исторических наук Залина Канукова.

Отставные офицеры из числа татар и владикавказская татарская торгово-купеческая элита предпочитали селиться в центре города, представители этой национальной диаспоры победнее – в основном на Молоканской и Владимирской слободках. А убранству татарского дома был, как правило, присущ яркий и своеобразный этнический колорит.

"Жилище татар отличалось обилием ковров на стенах и полах. Небольшие по размерам ковры были предназначены для совершения молитвы – намаза. Мусульмане долго сохраняли в быту различные кувшины, необходимые для предмолитвенного ритуального омовения", – читаем у Залины Кануковой. "В татарском жилище почти обязательными в прошлом были сундук на нарах или несколько поставленных друг на друга сундуков у печи, возле перегородки, на особой подставке – сандык аягы. Специально для татар, преимущественно кустарями Пермской губернии, выделывались сундуки ярко окрашенные, обшитые блестящей жестью "с морозом", нередко с внутренними замками и "музыкой". Они не только служили для хранения вещей и одежды, но и были важным предметом обстановки в доме", – пишет этнограф Н. Халиков в монографии "Татары" (М., "Наука", 2001). Были популярны и резные шкафчики, имитирующие горки для посуды, низкие столики. А детскую колыбель – бишек, подвешивавшуюся к потолку, либо изготавливали из досок, часто с решетчатыми бортами, либо плели из лозы.

К началу ХХ в. почти повсеместно в Российской империи, в том числе и в Терской области, в обиход состоятельных татар вошли диван, стулья, буфет, а интерьер богатого татарского дома (особенно гостевых комнат) зачастую уже мало отличался от общеевропейского. Но кровати и спальные места в доме у подавляющего большинства татар по-прежнему, по традиции, закрывали полог – чыбылдык и занавеска – чаршау. На окнах тоже обязательно висели белые занавески, причем, в отличие от русских, татары днем их не сдвигали в простенки, а подворачивали вверх. На перегородку в "чистой" половине дома простонародье вешало парадную или просто хорошую одежду, а также красивые молитвенные коврики – намазлыки. Межоконные простенки и углы украшали богато вышитые или тканые полотенца и салфетки, полы – войлочные и безворсовые ковры-паласы и домотканые дорожки. Все это делало дом похожим на азиатскую юрту и напоминало о кочевом прошлом татарского народа.

"По шариату мусульманам запрещено изображать живые существа. Стены украшали своеобразные картины-обереги – шамаили с изречениями из Корана, выполненными витиеватой арабской вязью из "серебряной" фольги на черном фоне, с изображениями мечетей и растительным орнаментом, призванные обеспечить мир и благополучие в доме. Они смотрелись особенно эффектно, – читаем у Н. Халикова. – Шамаили широко распространились в конце ХIХ в., когда издательство Каримовых в Казани выпустило их большим тиражом по доступной цене".

В каждом татарском доме, исключая разве что самые бедные, непременно был самовар, а то и два. Чай любили пить из маленьких чашек: такие низкие чашечки с закругленным дном и блюдцем в России тогда так и именовались – "татарскими". У состоятельных хозяев в простенках висели зеркала и часы: особенно любимыми были часы с кукушкой. А информаторы конца ХIХ – начала ХХ вв. дружно отмечают: татарские жилища отличались особой опрятностью и чистотой. Прослыть неряхой для хозяйки было позором.

Для убранства интерьера в татарском доме была характерна обычно теплая красно-белая гамма с контрастной деталировкой, использовавшей золотисто-желтый, голубой, синий, зеленый цвета. В богатых жилищах в нижние части оконных рам иногда вставлялись цветные стекла.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика