Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Школьная пора. Или не пора?

Практические советы психолога родителям первоклассников

Согласны ли вы с мнением директора республиканского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Залины Бритаевой, которая на протяжении многих лет – сначала работая психологом, а затем – уже в руководящей должности – неустанно повторяет родителям, что в приоритете должны быть не желания взрослых, а готовность малыша к образовательному процессу. "Если ребенок не посещает детский сад, тогда воскресные школы и "подготовишки" – это единственное место, где он систематически и по делу общается со своими сверстниками", – рассказала специалист, с которой в преддверии начала учебного года мы поговорили о том, как понять, готов ли ребенок идти в первый класс, и как же и ему, и семье настроиться на новый этап жизни.

– Извечная дилемма – отдавать ребенка в первый класс в 6 или 7 лет. Учитывая быстро меняющийся современный мир, исходя из чего, принимать решение? На что обращать внимание?

– Однозначно никто не скажет: каждый ребенок уникален во всем. Одни уже и психологически, и эмоционально, и физически бывают к 6 годам развиты, другие же даже в 7 еще не совсем готовы. В психолого-медико-педагогическую комиссию нередко приходят родители детей, которым 6 исполнится только в сентябре или уже есть 6 и пару месяцев, со словами: "Нас не берут, нужно ваше заключение". Но часто это – преследование взрослыми своих интересов. Например, возрастные родители объясняют свое стремление отдать ребенка пораньше в школу желанием все успеть, дать ему образование. Или погоней за хорошим учителем, который ведет набор именно сейчас, и поэтому в 6 лет нужно срочно попасть к нему. Но у этого хорошего учителя будет много детей и он не станет уделять особое внимание вашему ребенку, который еще не совсем готов к школе. И опять возникнут проблемы: малыш будет неусидчивым, начнет ходить по классу, не будет проявлять интерес к занятиям, будет гиперактивным.

К слову, я бы здесь добавила про еще один тренд – желание отдать свое чадо в престижную школу. И родители не думают о том, что все 11 лет ребенка надо будет туда возить, как тяжело ему переносить дорогу, расстояния… Лучше выбирать школу возле дома – это тоже для пользы ваших же детей.

Примеры разные, но одинаковые в одном: родителей мало волнует, что ребенок еще не созрел. И ладно, если речь еще идет о более усидчивых девочках, а когда это касается гиперактивных мальчиков, то этого категорически нельзя делать: мы можем навредить ребенку! Школа – это же не только адаптация, которая происходит в первом классе, но и дальнейшее обучение, средние и старшие классы: с первых дней во многом зависит, как сложатся отношения со сверстниками, как ребенок будет реагировать на замечания учителей и т.д.

– Но, как вы отметили, некоторые дети и в 6–6,5 года бывают готовы и физически, и выполняют все задания и инструкции, с одного вида деятельности переключаются на другой, из какой-то неудачи тут же стараются найти выход, а не начинают плакать. И вот если родители такого ребенка решают не спешить и подождать еще год?

– Это хорошо! Лучше так, чем наоборот. Изучая эту тему, я много читала и нигде не встречала осуждение такого подхода. По законодательству дети от 6,5 до 8 лет могут быть приняты в 1-й класс, и если ребенок пошел в 7,5, то это неплохо. Что говорят врачи? В период с 6 до 7 лет ребенок активно растет – внутренние его органы меняются, внешне он меняется, и хорошо, когда в этот период много двигается. И это возможно лишь в детском саду, а не за школьной партой.

Ребенок не ходил в детский сад, у него есть логопедические сложности, неврологические особенности, хронические заболевания, он часто болеет – все эти факторы говорят о том, что лучше подождать еще годик и не спешить с началом школьной жизни. Одна проблема всегда тянет за собой другую. Если малыш не посещал садик, то есть смысл отдать его в воскресную школу, где, к примеру, помогут разрешить и логопедические проблемы. Если ребенку сложно находить общий язык с детьми, он долго к ним привыкает, если очень эмоционально переживает неудачи и с трудом справляется с проигрышами, тяжело переносит неожиданные события и изменения планов, все это говорит в пользу того, что ваше чадо еще не готово стать первоклашкой.

– Понятно, что все дети по-разному усваивают материал в детском саду. И если ребенок пришел в школу не до конца подготовленным, это говорит о том, что он и в дальнейшем будет в стане неуспевающих?

«Нет острой необходимости отдавать ребенка в подготовительную школу к первому классу. Лучше отдать его в тот же театральный кружок, где детей учат общаться, помогают раскрепощаться, увеличивают словарный запас. Во время занятий развиваются память, мышление, логика. А мы начинаем учить его считать. Это и так неизбежно произойдет! Отдавайте предпочтение танцам, рисованию, спорту».

– Ни в коем случае! Часто родители излишне готовят своих детей, лишая их детства. Опять же, наверное, это модно – сейчас столько центров открыли по подготовке к школе. Да, неплохо, что ребенок куда-то ходит, развивается, но мы, педагоги, понимаем и знаем, что 1-й класс рассчитан на то, чтобы он выучил буквы, начал "сливать" их в слоги и так далее – все зависит от программы. А родители в погоне за тем, что это все нужно знать, ошибаются. Ребенок и так это все узнает! А если у него слабая нервная система, что бы мы ни делали, пока он сам до этого не дорастет, не сможем заставить его насильно учиться – он должен до этого созреть. Немало примеров детей, которые умели в 5 лет читать, а к 3 классу скатились на "тройки", и равно как наоборот.

– Но наверняка есть базовые знания, которые должны быть у ребенка в 6 лет?

– Я не сторонница тестирований, которые проводят при приеме детей в 1-й класс. Дошкольники при поступлении в школу должны уметь отвечать на стандартный набор вопросов – от того, как его зовут, сколько ему лет, до адреса. У них должны быть знания о животных, растениях, окружающих их. Будущие первоклассники составляют рассказы по картинкам, сочиняют сказки, рассказывают стихи, находят слова на определенную букву, знают счет, решают элементарные задачи на сложение и вычитание. Также сюда относится умение написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги, рисовать и лепить, играть с мячом, петь и ритмично двигаться. Это лишь небольшая часть всего, что должны знать и уметь дети – не все обязательно делать идеально, ведь постепенно они всему научатся.

– Самый большой страх родителей, связанный с началом школьной поры, – выполнение домашних заданий. Нужно ли сидеть вместе с ребенком над ними?

– Я придерживаюсь мнения, что в 1-м классе не должно быть домашних заданий. Первоклашек надо научить любить учиться – вот это самое важное. А если мы ребенка с утра до обеда будем занимать уроками, а потом еще – с обеда до вечера, представляете, какое отвращение к учебе можем вызвать?! А вообще, конечно, родители должны уделять внимание детям, когда-то что-то с ними делать. Чтобы ребенок научился выполнять домашние задания самостоятельно, ему в первое время нужны поддержка и помощь родителей. Его надо научить: последовательность, аккуратность – это прививается взрослыми.

– Для работающих родителей идеальное решение – школа полного дня. Но насколько это решение идеально и для ребенка? И чем ему заниматься, если он после уроков все же отправляется домой?

– Если говорить о первоклашках, то, конечно, нежелательно, чтобы они были в школе до вечера: интерес быстро пропадет. Если постарше, то почему бы и нет: ребенок организованно выполняет домашние задания со сверстниками, ходит на кружки. Если же после уроков он не остается в школе, то ему нужно организовать досуг, при этом не перегружая, чтобы не истощался, чтобы любое занятие было в удовольствие... только тогда от этого будет толк.

– Можете дать несколько полезных рекомендаций родителям первоклассников?

– Малыша нельзя насильно сажать за парту, заставляя учиться. Все это должно проходить в игровой форме, ищите способы увлечь его, чтобы он сам начал проявлять интерес к процессу. Поддержите его стремление стать школьником, обсудите с ним правила и нормы, с которыми он встретится в школе, объясните их целесообразность. Составьте с ним распорядок дня и следите за его исполнением. Здесь важно оставить ему достаточно времени для игровых занятий: учение – это нелегкий труд, но поступление в школу не должно лишать детей многообразия жизни, радости и игры. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился более авторитетный человек, чем вы – это учитель, уважайте мнение малыша о своем педагоге. И, пожалуй, один из самых важных советов: ваш ребенок пошел в школу учиться, а когда человек учится, у него не всегда все сразу получается, и это естественно! Ребенок имеет право на ошибку. Но вы можете и должны в каждой работе находить то, за что его можно было бы похвалить – поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика