Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Несломленный

Ежегодно во второе воскресенье сентября с 1962 г. отмечается Международный день памяти жертв фашизма.

В преддверии этого памятного дня хочу рассказать о героях, которые не сломились в фашистском плену, не покорились, а продолжали бороться против врага. Это узники концлагеря Зоннеберг, который находился в Германии. О них нам рассказывает дневник узника этого концлагеря – командира авиаэскадрильи, капитана Константина Гуриева. Свои записи он прятал в портсигаре с двойным дном. Перед арестом К. Гуриев передал его лейтенанту Силину, которому удалось вместе с другими узниками бежать из лагеря в апреле 1945 года. Вернувшись на родину, Силин передал портсигар советским властям. Прочесть дневник К. Гуриева удалось не сразу, а значительно позже, потому что свои записи он делал на осетинском языке.

Константин Тимофеевич Гуриев родился в 1916 г. в с. Барзикау Алагирского района. После окончания в 1932 г. средней школы в с. Дзуарикау, он поступил в фабрично-заводское училище при Бесланском маисовом комбинате, там и остался работать. У Константина была мечта стать летчиком, поэтому он поступил в летную школу ОСОАВИАХИМА, успешно закончил ее в 1937 г. и был призван в ряды Красной Армии. В 1940 г. участвовал в советско-финском конфликте, был ранен в ногу, в связи с чем был комиссован. До начала Великой Отечественной войны работал на ответственных должностях в обкоме компартии Северной Осетии. В конце 1941 г. К. Гуриев ушел на фронт.

Воевал в районе г. Севастополя, громил врага в воздухе. Позже Константин воевал на суше, потому что защитников города становилось все меньше. К. Гуриев стал артиллеристом, его назначили батальонным комиссаром 35-й батареи. В июне 1942 г. шли тяжелые и кровопролитные бои за город. Ряды защитников Севастополя редели с каждым часом. Закончились снаряды у артиллеристов 35-й батареи, была разбита пушка, погиб командир. К. Гуриев принял командование, но взрывной волной его накрывает многотонная глыба земли. Очнулся уже в плену. Так он стал узником концлагеря Зоннеберг.

Четырежды К. Гуриев совершал побег из лагеря, но каждый раз его ловили. Фашисты не расстреляли его, наверное, потому, что узники лагеря Зоннеберг и так считались обреченными. Но Константин не смирился. Он сблизился с майором Илларионом Ртищевым, лейтенантами Николаем Русановым, Ильей Коротичем и Силиным. Они создали подпольную группу, которую возглавил К. Гуриев. Подпольщики поставили перед собой цель подготовить массовый побег или вооруженное восстание.

Узников концлагеря отправляли работать на военный завод "Зигель", там же работали девушки, угнанные с Украины. Подпольщики решили привлечь их на свою сторону. От них они узнали, что на соседнем заводе "Зиммер", выпускающем планеры для фашистских самолетов, тоже работают советские граждане. День за днем, час за часом крепли невидимые нити, которые связали узников из соседних лагерей. Группа К. Гуриева установила контакт с югославами, французами, немцами-антифашистами. К январю 1944 г. в рядах подпольных групп было уже 128 человек. Подрывная работа была налажена хорошо.Получая от "Казбека" (подпольное имя К. Гуриева) соляную кислоту, девушки незаметно вливали ее в станки, тем самым выводили их из строя. Умело работали и другие: с помощью различных мазей портили станки, изготовляли брак, приводили в негодность уже готовые планеры. В подпольных группах вместе с советскими людьми против врага боролись латыши, чехи, хорваты, поляки, итальянцы, французы, англичане.

Подпольщики, ежедневно рискуя жизнью, в условиях неволи вели борьбу против врага, приближали Великую Победу над фашизмом. К. Гуриев с товарищами писал листовки, в которых они призывали узников концлагерей организовывать саботажи, выпускать бракованную продукцию, не верить фашистской пропаганде. Работать становилась все труднее. Фашисты с помощью провокаторов пытались выйти на их след. В июне 1944 г. гестапо удалось арестовать семь девушек из подпольной группы завода "Зигель", вскоре по доносу предателя были арестованы Константин Гуриев, а также еще один член подпольный группы летчик Сергей Захаров. После зверских пыток отважных подпольщиков казнили. Константину Гуриеву было лишь 29 лет, а до Великой Победы оставалось совсем немного. В Северной Осетии у него остались жена и маленький сын Феликс.

Жизнь таких героев должна стать примером для подрастающего поколения. Примером несгибаемой стойкости духа, мужества. Константин Гуриев не смирился, а боролся до конца, об этом свидетельствуют записи из его дневника: "Не дать себя сломить, выстоять, не стать рабом!...Нужно бороться, бороться до конца".

Лаура КАСИМОВА, историк, г. Алагир.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика