Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Вечные проблемы и высокие страсти

С именем Давида Иласовича ТЕМИРЯЕВА – актера, режиссера, театроведа и педагога – связана история создания Дигорского театра. Во все времена богатой событиями творческой жизни он имел свою выраженную индивидуальность и никогда не был похож на других.

Завидной щедростью на актерские таланты Осетия славилась всегда. Но и среди этих мастеров сцены не затерялся самобытный почерк, актерско-режиссерский стиль Давида Темиряева. Наши предки говорили: "Человек, как дерево, впитывает соки родной природы, и они бурлят, переливаются, формируя неповторимые человеческие индивидуальности". Особенности режиссерского характера Д.И. Темиряева, его творческое воображение, театроведческое мышление выплеснулись на сцену Дигорского театра и придали ей эмоциональную насыщенность, необыкновенную страсть и яркое вдохновение. Благодаря этому за такой короткий срок молодой коллектив стал весьма притягательным местом отдыха для наших зрителей.

Один из самых известных театральных деятелей Осетии объездил со своим коллективом всю горную часть нашей республики. И повсюду его театральные представления, спектакли находили отклик в восторженных сердцах простых зрителей. Он создал театр, в котором вечные проблемы и высокие страсти объединили самых разных людей.

Те, кто видел лучшие работы Д.И. Темиряева, никогда их не забудет. Благодарная память зрителей в нашей республике хранит удивительную атмосферу его режиссерских творений. Живет и собирает зрителей самое прекрасное из его творений – Государственный драматический дигорский театр, на подмостках которого выросла и работает целая плеяда молодых талантливых актеров: Цугкиев Сослан и Альберт Хадаев, Тимур Кокаев и Алик Караев, Фатима Малиева и Алина Хадаева, Элита Секинаева и Фатима Бичилова.

Прославленный актер и режиссер осуществил свою мечту: нашел связующую нить между предшествующей театральной культурой и новаторскими тенденциями последнего времени. Его режиссерская позиция выражается в разнообразии репертуарных интересов и постановочных решениях. Между традицией и новаторством в спектаклях Давида Иласовича не бывало противоречий. Постановки мастера по-новому представляли старую, заигранную в свое время пьесу. И это вполне объяснимо: время убедительно подтвердило значение Д.И. Темиряева как собирателя дигорской театральной культуры. Тяжелая задача, которую он взял на себя сознательно и безоглядно, оказалась насущной и для всего нашего национального театра. Думается, что со временем еще раскроется истинный смысл этой объединительной миссии.

Д.И. Темиряеву было свойственно представление о современной театральной культуре как об универсуме, который должен быть освоен режиссером, тем более – художественным руководителем театра, в его целостности, а не в извлечениях. Скорее всего, эта позиция сложилась у него в те годы, когда он работал педагогом в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина. А мысль о создании Дигорского театра у него возникла под влиянием Бориса Тотрова, когда он работал под его художественным руководством. В сущности говоря, он шел к ее осуществлению все эти годы, видя в этом свою жизненную и творческую миссию. Предусмотрительный мастер и в этом оказался провидцем: не стал жить вчерашним днем, не захотел задержаться ни на одном из моментов своего художественного развития. Тем более новый театр, чтобы выжить, требовал новых постановочных решений. Режиссерский успех Д.И. Темиряева в немалой степени предопределил тот факт, что у него были свой индивидуальный взгляд на окружающий мир, свое театральное мироощущение.

Опытный профессионал, большой художник со своей темой, своим видением жизни всегда опирался на эти качества. И чем беспощаднее он оказывался к слабостям драматурга и режиссера, тем четче вырисовывалась привлекательная фигура сценического героя. Вот почему Давид Иласович нуждался в актерах большого диапазона, искрометного темперамента и яркой фактуры. Его режиссерский подход, как об этом свидетельствуют поставленные им спектакли, театроведческие работы и собственные пьесы, наконец, живая дискуссия, в которой были задействованы актер-исследователь и драматург-аналитик.

Пропущенное через систему жизненных ценностей, превращенное в яркое сценическое действие состояние человеческого духа становилось доступной и занимательной игрой для широкой зрительской аудитории. С этой точки зрения профессионализм Давида Иласовича можно было воспринимать как проявление народности в его режиссуре. Однако этим он не утверждал, чтобы зрители в комедии надрывались от хохота или рыдали на драматических спектаклях. Успех своей режиссерской деятельности он мерил энергией действенного заряда, который аудитория уносила с собой из театра. Начиная работу над спектаклем с подробного анализа пьесы, Д.И. Темиряев видел свою последнюю миссию в том, чтобы ускорить, укрепить в сознании зрителей достойное отношение к жизни.

Все это, вместе взятое, и определило типовой образ актера ГДДТ, который, чувствуя на себе жадные зрительские взгляды, глубоко осознавал свою роль, обязывавшую их ко многому. Надо было играть не на поверхности, а в пределах глубинной сути. Там, где их нам преподносят в бутафорском виде, искусство исчезает. Актеры должны были менять свое ощущение по отношению к сценическому пространству, в котором двигались. И это можно понять: театр должен оставаться зрелищем. Народ любит зрелища, в которых ищет высшую степень самопостижения. Это, однако, не означало упрощение, снисхождение и развлекание публики. Должен быть "барьер" между сценической площадкой и зрительным залом. Мы должны уметь соизмерять собственные мысли с тем условным миром, который выносится на наш суд. В этом, наверное, заключался нравственный критерий Д.И. Темиряева.

Другой интерес к личности художественного руководителя ГДДТ был связан с его драматургическим творчеством. Жизнь и человеческие эмоции доходили до нас через собственные произведения талантливого автора, в них нам крайне была интересна не только физическая сущность художника, но и ощущение им бесконечности бытия, его растворенность в драматургическом произведении. Сегодня имя Д.И. Темиряева хорошо известно в театральных кругах Осетии и России. Его пьесы идут во многих театрах республики, их ставят ведущие режиссеры, в СМИ все чаще появляются статьи, телепередачи и радиопрограммы, авторы которых анализируют его творчество, называя мастера отцом-основателем Дигорского театра.

Действительно, Давид Иласович был бесспорным лидером по многим показателям. Им было написано более 20 пьес, 12 из которых поставлены различными театральными коллективами республики. Для нашей драматургии это рекордные цифры. Кроме того, им было переведено на осетинский язык 12 произведений отечественных (И. Тургенев, М. Мусиенко) и зарубежных (И. Мериме, Г. Гейерманс) авторов. Как театроведом написаны книги и брошюры "О русском драматическом театре" "О Коста Сланове", "О Юрии Мерденове", основательные статьи о Соломоне Таутиеве, Бало Тхапсаеве, Давиде Туаеве и других.

На драматических произведениях он сосредоточился не сразу. Сегодня мало кто помнит, но Давид Иласович писал и рассказы, и очерки, которые, к сожалению, не были изданы отдельной книгой. Ну, а о том, что он мастер художественного чтения, знает вся Осетия. Поэтические, драматические и прозаические произведения, которые он читал по республиканскому радио "Алания", привлекали к себе неизменный интерес. Однако основательнее всего Д.И. Темиряев сосредоточился на драматургическом творчестве. На сегодняшний день увидели свет десятки книг и сборников. Одна из них – "Орлиная гора" – в семидесятых годах на Всесоюзном конкурсе на лучшее драматическое произведение получила почетную третью премию.

Страстная публицистичность, сопричастность к жизни своего народа, искреннее желание разделить с ним радость и горе сформировали его гражданскую и творческую позицию. В своих пьесах он постоянно обращался к героическим и мирным страницам истории народа. Но особое место в его творчестве занимала историческая тема. Суровой романтической нотой звучит память о погибших во время нашествия Тимура в пьесе "Аланти Нана". Но, пожалуй, наибольшую известность получили его пьесы, посвященные современности, в которых автор остро ставил многие проблемы, которые волновали осетинское общество.

В одно время в творческой деятельности драматурга наступила пауза, связанная с руководящей работой в Русском театре имени Е.Б. Вахтангова, Союзе писателей республики и Министерстве культуры. Некоторые скептики даже полагали, что его талант исчерпал себя, что его имя уже стало достоянием истории драматического искусства. Обрести второе дыхание ему помог созданный им на пустом месте Дигорский театр, который быстро стал смыслом его дальнейшей жизни.

Творческая обстановка самым непосредственным образом сказывалась на любом уровне: и на выездных спектаклях, и на владикавказских подмостках, и на театрализованных концертах. Каждое такое представление игралось "премьерно", с полной отдачей. И когда мы видели талантливую молодежь, игравшую в эпизодах с той же затратой творческой энергии и фантазии, что и в главных ролях, то не только вспоминали актерскую юность Д.И. Темиряева, но и окончательно убеждались в том, что знакомство с ГДДТ было прежде всего уроком театральной этики. Зрители терялись в догадках: "В чем тут секрет фирмы?!" Художественный руководитель театра объяснял это просто: "Мы – как единая команда альпинистов в горах: либо все дойдем до вершины, либо все вместе сорвемся в пропасть".

...2 февраля 2007 года холодный, зимний день возвестил о том, что осетинское, российское театральное искусство понесло невосполнимую утрату. На 82-м году ушел из жизни народный артист РСО–А, заслуженный деятель искусств РФ Давид Иласович Темиряев. Ушел патриарх осетинского театрального искусства, вся жизнь которого была всецело посвящена служению искусству. Но имя мастера навечно вошло в сокровищницу национальной художественной культуры.

Борис ХОЗИЕВ,

главный редактор газеты "Рёстдзинад", кандидат филологических наук, доцент.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика