Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Пока горячо сердце...

Дефицит педагогических кадров, который остро чувствуется в определенных направлениях и в целом во многом обусловлен старением работников системы образования, стал одной из причин разработки и внедрения масштабного регионального проекта "Подготовка кадров для системы образования". Как проходит путь от идеи до реализации? Об этом нам рассказала ведущий советник сектора по правовой, кадровой работе и вопросам противодействия коррупции Минобрнауки РСО–А, доцент, кандидат юридических наук Алана ГАГИЕВА.

– Проект стартовал в 2018 году по поручению Главы РСО–А Вячеслава Битарова – прошли организационные мероприятия, он запущен в пилотном режиме. У нас действует несколько направлений проекта: система классного вожатства, педагогические классы, наставничество над молодыми педагогами, определение стажировочных площадок, где студенты и молодые педагоги могут повышать свой профессиональный уровень, и подготовка резерва управленческих кадров. Престиж педагогической профессии на протяжении нескольких лет снижался, и сейчас наша задача – повысить его, системно проработав прирост кадров в образовательные организации.

Одним из первых направлений, работу которого на себе ощутили как школы, так и дети, является классное вожатство. В минувший понедельник 1448 ребят пополнили ряды вожатых, пройдя торжественную церемонию посвящения. Плюсы развития такой площадки должны быть очевидны всем родителям, несмотря на то что не каждый из них видит своих дочь или сына в будущем в педагогике. Ребенок-вожатый развивает в себе умение организовывать как себя, так и пространство вокруг, составлять тайминг и следовать ему, вырабатывает лидерские качества. Таким образом, направление вожатства становится одной из возможностей для личностного роста подростков. Поэтому вполне логично, что проект стремительно развивается: если на начальном этапе были утверждены 14 базовых школ во всех районах республики, то сейчас их количество увеличилось до 53.

– Классными вожатыми в прошлом году были дети с 8 по 11 класс, они осуществляли шефство над начальной школой. В этом году мы изменили систему, чтобы в педклассы пришли уже наши классные вожатые: сейчас вожатыми являются учащиеся с 6 по 11 класс над учениками 1–6 классов. Мы не разрабатываем какой-то специальный план, которому должны следовать вожатые. У них есть примерный план работы, но в каждой образовательной организации своя система воспитательной работы, и школа сама определяет, что будет делать этот вожатый, как он будет помогать работе школы, что он будет делать с этими маленькими детьми. Кто-то привлекает их просто во внеурочное время, например, сопроводить детей в столовую, поиграть с ними на большой перемене, кто-то привлекает для подготовки различных школьных мероприятий. К тому же вожатые работают в каникулярное время в пришкольных лагерях. Безусловно, все списки будущих вожатых формируются с согласия родителей.

Педагогические классы также изначально были определены в 5 базовых классах, а сейчас мы нарастили темпы внедрения данного направления. Нужно понимать, что это не отдельные классы, где идет упор на педагогику. Это дети, которые изъявили желание получить какие-то дополнительные знания в сферах психологии и педагогики. Они занимаются с преподавателями из СОГПИ и своими учителями. В этом году в связи с увеличением охвата мы поменяли модель работы и сейчас проведем курсы повышения квалификации для педагогов самих школ, научим их тому, как проводить занятия в педагогических классах. Им дали уже готовую, разработанную программу, по которой они и будут заниматься, а раз в месяц педклассы станут собираться в одной опорной школе, где с ними будут проводить занятия преподаватели СОГПИ. То есть это подростки, сами нацеленные на педагогику: не любой ребенок после уроков останется, чтобы что-то изучить.

Конечно, у организаторов проекта есть реальное понимание действительности, что не каждый ребенок, даже пройдя все эти ступени профориентационной работы, затем станет педагогом. Но, по сути, это и необязательно, чтобы в будущем все-таки вернуться в систему образования: системность направлений нацелена на то, что в определенный момент жизни, например, у экономиста на подсознательном уровне "всплывут" его педагогические навыки и он придет в школу, где благодаря своему профильному образованию сможет проявить себя. Ведь в тот же кадровый резерв включены далеко не только учителя.

– Резерв управленческих кадров формировался на основании указа главы республики, который предполагает подобный резерв во всех отраслях экономики, но в первую очередь – в здравоохранении и образовании. Был масштабный конкурс, который проводила администрация главы и правительства. Мы лишь подали список кандидатов из наших подведомственных организаций, из районов – всего около 200 заявок. И конкурсный отбор, который состоял из нескольких этапов, включая тестирование, какие-то кейсы, прошел 21 человек. Резерв сформирован по двум группам: руководители образовательных организаций и управленческие кадры муниципального и государственного уровней и трем другим: перспективный (люди до 35 лет с минимальным стажем), базовый и продвинутый. Там есть и учителя, и люди, которые уже являются заместителями руководителей образовательных учреждений, и те, кто никогда не являлся педагогом. Все они уже прошли курсы повышения квалификации в СОРИПКРО.

– А что представляет из себя направление "наставничество"?

– Реализовываться оно начнет уже с этого учебного года. Утвердили 20 базовых школ, в которых по нашей модели будет внедрена программа "Наставничество". В конце месяца мы проведем организационное мероприятие с руководителями образовательных организаций, где будет обсуждена эта модель. Она не навязывается: мы поговорим, выясним, как лучше построить работу для максимального эффекта. Эти школы были выбраны не случайно: в них больше всего молодых кадров. И благодаря тому что все школы разные, мы и сможем увидеть результат нашей работы.

– Как руководство школ и педагоги отнеслись к проекту и его направлениям?

– Как и любое новшество, оно немного отпугивает. Но как только педагоги поняли, о чем идет речь, что данный проект действительно поможет их работе, они радостно восприняли новую деятельность. Учителя практически в унисон сказали о том, что участники проекта – это наше будущее, что эти люди завтра придут к нам в школу. Разумеется, есть и те, кто воспринимает его критично. Но на всех наших организационных мероприятиях мы сразу говорим педагогам: если вы не видите в себе силы, желание этим заниматься, не стоит включаться в программу, потому что дети видят это нежелание и тоже не "загораются".

– Говоря о нехватке учителей, мы не говорим о тотальном дефиците: например, сейчас 6 человек стоят в очереди, чтобы занять должность историка. Нет педагогов в определенных областях, и чаще всего – в районных школах: математика, английский язык, химия, биология, физика, информатика и иногда – технология, русский язык. Ориентируют ли подростков в педклассах именно на эти направления? И как, в принципе, проходит мотивация учеников на выбор педагогической деятельности как траектории развития своего будущего?

– Буквально в эти дни мы провели мастер-классы преподавателей, которые сквозь призму своего предмета рассказали, как можно интересно и небанально преподавать ту же математику или физику. Уроки вели одни из ведущих учителей республики, которые сами служат примером, что можно быть успешным и в профессии педагога. Ведь педагог – это не что-то скучное, застывшее. И это видно на примере нашего проекта, который очень системный: каждое направление включается в другое. Прорабатывая вожатство, мы нацелены на то, что эти дети пойдут в педагогический класс, оттуда поступят в вуз на конкретные специальности. Будучи студентами, они проходят практику на стажировочных площадках, а после получения диплома приходят в школу, где над ними устанавливается наставничество. И если эта цепочка будет работать, то все у нас будет хорошо в системе образования.

А на протяжении всего этого пути мы работаем на профориентацию и повышение престижа профессии педагога. Как это делаем? У нас есть график проведения встреч с детьми, которые проходят в разных форматах, в том числе и ток-шоу, лекции-дискуссии. На встречи приглашаются победители различных конкурсов профессионального мастерства, на примере которых дети видят, что эта профессия интересная, в ней можно развиваться, в конце концов, можно зарабатывать: на всех этих площадках призеры получают не только признание коллег, но и материальное вознаграждение. Развиваясь сам, учитель дает возможность расти и своим ученикам, которые затем побеждают на олимпиадах или конкурсах, и эти достижения тоже положительно сказываются на денежном стимулировании педагогов. Такая прямая зависимость вознаграждения и саморазвития есть только у учителей.

В современной системе образования уже не осталось места стереотипам и консервативному мышлению – только гибкий ум, умение видеть дальше своего горизонта и расширять границы, которые, в принципе, не существуют. Именно такими и должны быть педагоги, которые могут быть авторитетом в глазах подрастающих поколений и вернуть престиж своей профессии. Учиться этому непросто, но все начинается с главного – с желания. Ведь какой бы век не отмерял календарь, любовь к детям никто ни отменял. А как показывает только набирающий обороты проект "Подготовка кадров для системы образования", среди школьников немало подростков с такой искрой в сердце. Осталось разжечь из нее большой костер.

Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика