Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Соблюдая дистанцию

Модный нынче термин "цифровизация" вспоминают сегодня все – от высшего руководства страны до служащего муниципальных учреждений, говоря о "цифре" как средстве борьбы с коррупцией. Способны ли помочь новые технологии хотя бы минимизировать коррупцию в стране и Северной Осетии, в частности?

"В цифровую форму необходимо перевести документооборот между госструктурами. Цифровизация системы госуправления – это и мощный фактор противодействия коррупции", – говорил глава государства Владимир Путин, обращаясь с посланием к Федеральному собранию. По его убеждению, "нужно в целом сделать более комфортной систему связи государства и общества".

Примерно такого же мнения придерживается и глава Сбербанка Герман Греф, призывая решить проблему коррупции в России путем создания государственной цифровой платформы, где бизнес сможет получать сведения о работе чиновников. При этом уточнил: цифровизация – единственное эффективное средство борьбы с коррупцией. "Если будет прозрачная деятельность чиновников, положенная в цифру, когда каждое решение может быть проанализировано экспертным сообществом и выложена оценка этого решения, коррупция начнет исчезать как явление. Я другого способа борьбы с коррупцией не вижу", – сказал он в ходе прошедшего Гайдаровского форума в Москве.

Как пример – камеры фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, благодаря которым реже происходит "задушевное" общение водителя и гаишника, а значит – меньше соблазнов для коррупции. Или многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, ограничившие возможности чиновников и облегчившие гражданам получение таких услуг дистанционным путем.

Иными словами, чем больше расстояние – в прямом смысле слова – между чиновниками и гражданами, тем лучше. Такое мнение высказал на прошедшей недавно международной научно-практической конференции во Владикавказе, посвященной современным технологиям в профилактике коррупционных правонарушений, председатель научно-исследовательского общества студентов и аспирантов "Сириус" юридического факультета Саратовского национального государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Ибрагим Багаев. Говоря об опыте Республики Татарстан, он привел в пример созданную в регионе прозрачную электронную дистанционную систему поступления в детские сады, школы и вузы, а также сдачу, к примеру, сессии в университете.

"Как это выглядит на практике? Допустим, ваш ребенок собирается сдавать экзамен. Заранее известна дата, определен перечень вопросов, преподаватель, который будет его принимать. В Казанском федеральном университете (считаю, этот опыт должны позаимствовать все наши субъекты) созданы специально определенные аудитории, оснащенные четырьмя камерами с каждой стороны с полной аудио- и видеозаписью. И за полчаса до начала экзамена на смартфон к родителю приходит смс, что ребенок сдает экзамен профессору в такой-то аудитории, предоставляя ключ доступа к прямой онлайн-трансляции, – рассказал Ибрагим Багаев. – Преподаватель в таких условиях не сможет требовать взятки. Система эффективная. Как показывает опрос, если пять лет назад о наличии коррупции в этом университете говорили 45% студентов и выпускников, то сегодня эта цифра снизилась до 6% и продолжает снижаться. Это – успешный опыт внедрения инновационных технологий в систему высшего образования, который не допускает коррупционных составляющих".

Впрочем, по тому, как дела обстоят с коррупцией, и Осетия, и Республика Татарстан находятся примерно "в середнячках" соответствующего рейтинга по стране, уверен руководитель Управления Главы РСО–А по вопросам противодействия коррупции Тамерлан Цгоев. "В вопросах снижения административных барьеров, в том числе с помощью цифровых технологий, конечно, Татарстан на голову выше, однако и у нас есть определенный опыт", – отметил он. Так, по его словам, еще пару лет назад комиссия при главе республики, координирующая деятельность работы по противодействию коррупции, решила вопрос с прозрачностью очередей в детские сады, обязав должностных лиц публиковать соответствующую базу данных заявителей на сайте Минобразования Северной Осетии. "Сегодня это позволяет не просто отследить свою очередь в детсад и узнать в режиме онлайн, насколько она продвигается, но и проследить за тем, кого пропускают перед вами. Теперь это достаточно прозрачный механизм", – отметил Тамерлан Цгоев.

Большая работа Управлением главы по противодействию коррупции в республике была проведена и в части установления территориальной принадлежности улиц и жилых домов к той или иной школе Владикавказа. Чаще речь идет о "статусных" учебных заведениях, позволяющих себе манипулировать территориями – с целью, опять же, коррупции. "Мы выяснили, что одна из таких школ, имевшая огромную очередь из поступающих, создавала ажиотаж. Она использовала специфическую схему, при которой территориальная зона оказалась искусственно снижена, – рассказал Цгоев. – То есть в список улиц и домов, которые относятся к школе по территориальному признаку, попали нежилые помещения, административные здания, государственные и муниципальные объекты. В итоге к сентябрю получалось, что школа недобирает учеников, которые "железно" относятся к ней, и на втором этапе получала возможность принимать учеников из других районов". В итоге границы были пересмотрены и расширены, а нежилые объекты исключены из "удобного" школе списка. Такая работа теперь будет продолжена, ведь не факт, что схема не используется и другими образовательными учреждениями.

Впрочем, по мнению Ибрагима Багаева, даже цифровизация порой не в силах помочь там, где люди твердо решили получить выгоду. Чтобы минимизировать коррупционные составляющие, нужно отдалить чиновника и граждан путем их электронного взаимодействия как можно больше, считает он. Но на практике порой это плохо реализуется.

"К примеру, я хочу получить справку об отсутствии судимости. Захожу в свой личный кабинет на портале госуслуг. Оставляю заявку, прикрепляю сканы необходимых документов, заполняю форму, жду. Справка готова. Мне предлагают ее получить, и я иду забирать в отдел по месту регистрации. Убежден, что подавляющее большинство граждан выберут именно личный визит, а не распечатать эту справку с электронной подписью, которой многие не доверяют. Прихожу в райотдел… и две недели пытаюсь потом добиться своей справки. В итоге, пока я не написал жалобу на имя министра, справку не мог получить", – говорит юрист.

"Возьмем ту же Республику Татарстан и госуслуги, которые предоставляет субъект федерации. Допустим, нужно получить разрешение на ведение определенного вида предпринимательской деятельности, которое подлежит лицензированию. И в силу федерального законодательства лицензиатом является субъект федерации, – продолжает Ибрагим Багаев. – Вы заполняете формы, описываете свою предполагаемую предпринимательскую деятельность, и в указанный срок к вам придет курьер, который принесет лицензию. Соответствующий лицензирующий орган дистанционно проверит: на что вы собираетесь реализовывать эту лицензию. И так практически по всем услугам. Чтобы получить справку о составе семьи в РТ не нужно идти в муниципальный орган и стоять в очереди. Вот где коррупция минимизирована".

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика