Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Во времени наш путь пролег неведомым пунктиром…"

К 60-летию Эльбруса Скодтаева

Можно ли найти интеллигентного человека, который равнодушен к поэзии? Пожалуй, нет! И это потому, что она – источник духовной жизни, радующий глаз, успокаивающий душу, вдохновляющий разум и согревающий сердце. Не случайно же в художественной литературе поэзия занимает особое место...

Осетинская поэзия на протяжении последних двух столетий органично входит во внутренний мир каждого уважающего себя человека. Поэзия близка современному читателю своей задушевностью, искренностью, насыщенностью яркими поэтическими образами, зримостью картин живой одухотворенной природы. Поэтому она предстает перед нами своим живым естеством, сливаясь воедино с душевными переживаниями, пронизанными тихой грустью, памятью о древних истоках, размышлениями о высоком предназначении человека. В этом плане нельзя не согласиться с устойчивым мнением корифеев художественной мысли о том, что "поэзия – это стержень литературы, и если человек умеет писать стихи, то все остальное он умеет по определению". Одним из тех, кто "неведомым пунктиром" вписал свое имя в современную осетинскую поэзию, является Эльбрус Скодтаев.

Юбиляр появился на свет в середине ноября 1959 года в селении Сурх-Дигора Ирафского района РСО–А. С отличием окончил среднюю школу, затем факультет промышленного и гражданского строительства СКГМИ, но, как ни удивительно, стал тонким лириком и настоящим гуманитарием. Работал инженером-строителем, инженером-конструктором, а душа пела и плясала. И это состояние души привело его в литературно-художественный журнал "Ираф". С тех пор берега возвышенной души омывают волны поэзии, прозы, драматургии, критики, публицистики и переводческого искусства.

И это была не случайная эволюция его человеческого сознания. С детства Эльбруса пленили до глубины души родная речь, история народа, красота окружающей природы, потрясающий мир национального фольклора, литературы и культуры. После этих впечатлений появились первые публикации в районной и республиканской печати (творческую деятельность он начал еще в школьные годы), участие в совещаниях молодых писателей и коллективных сборниках.

Первая авторская поэтическая книга Эльбруса Скодтаева "Время и мир" вышла во Владикавказе в 1991 году. После нее увидели свет еще восемь книг поэзии, прозы, драмы и художественного перевода в издательстве "Ир", которые стали серьезной заявкой на собственное место в литературном строю.

Вдумчивый поэт последовательно становится членом Союза писателей страны, заведующим отделом, заместителем главного редактора, главным редактором журнала "Ираф", членом правления, заместителем председателя Союза писателей РСО–А, заслуженным работником культуры республики, лауреатом Национальной премии "Яблоко нартов" в номинации "литература". Благодаря разнообразному опыту литературной, редакторской, образовательной, издательской и общественной деятельности Эльбрус Скодтаев сформировался как глубокий, талантливый поэт, эрудированный редактор, вдумчивый текстолог и компетентный издатель художественной, педагогической и популярной литературы. Кроме этого, он внес значительный вклад в развитие современной осетинской поэзии.

Многие молодые авторы сделали первые шаги в литературе и смогли издать свои дебютные книги с непосредственным участием Скодтаева. Он также способствовал их вступлению в различные творческие организации. Как заместитель председателя писательской организации республики Эльбрус уделяет большое внимание популяризации не только современных авторов, но и классиков осетинской литературы. Неоднократно возглавлял различные оргкомитеты по празднованию юбилеев выдающихся писателей, входил в специализированные комиссии по проведению совещаний молодых писателей в районах республики.

Творческие интересы Эльбруса Скодтаева – редактора, составителя, текстолога и издателя – также связаны с написанием предисловий, критико-биографических статей и комментариев к сборникам поэзии, прозы, переводов, литературных статей и очерков о Михаиле Гарданове, Созуре Баграеве, Лазаре Гадаеве, Саукудзе Агузарове, Амурхане Скодтаеве, Авдуле Икаеве, Виталии Колиеве и других.

Особняком в его издательской деятельности стоят фундаментальные книги "Осетинские нартские сказания" (дигорский вариант) и "Дигорское народное творчество". Заметный след оставил он и как автор монографических очерков о творчестве Георгия Малиева, Созура Баграева, Сергея Хугаева, Камала Ходова и других известных писателей республики.

Педагогической общественности Осетии глубоко импонирует воспитательная и учебно-методическая деятельность Скодтаева. С 2007 года он является сотрудником кафедры ЮНЕСКО при СОГПИ в должности редактора-переводчика учебников, хрестоматий и учебных пособий для средних общеобразовательных учреждений и учащихся начальных классов. Достойно уважения и признания также его деятельное участие в работе детского образовательного учреждения № 5 "Улыбка" г. Дигоры, которое с 2005–2006 учебного года является базовой площадкой кафедры ЮНЕСКО при СОГПИ для экспериментальной апробации полилингвальной образовательной модели, реализуемой в рамках "Концепции осетинского национального образования". В учебно-воспитательный процесс детского сада включен уникальный материал книги Эльбруса Скодтаева "Уодигага" – стихотворения для детей и скороговорки.

Многогранная деятельность не мешает поэту, а, наоборот, помогает успешно развивать свою творческую деятельность. Он – автор девяти собственных книг поэзии, прозы, драматургии и переводов. Творчество мастера – это размышления о современнике, которые отличаются удивительной искренностью, человечностью, прозрачной ясностью и лиричностью. Философская лирика, в которой природа соотносится с человеком, измеряется масштабами мироздания. Язык его произведений – образный, идущий из глубин фольклора и самой жизни. Талантливому автору присущи также широта литературно-творческого диапазона, многогранность дарования, завидная преданность родному языку. Это и помогло ему внести заметный вклад в развитие современной осетинской поэзии.

В 2012 году увидела свет книга избранных произведений Скодтаева "Шестое чувство". Автор включил в него 21 рассказ, одну повесть, одну пьесу и перевод на родной язык трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта". Символическое название сборника по одноименному рассказу говорит о многом. Прежде всего, он повествует об утрате всяческих иллюзий, о человеческой покорности перед лицом испытаний судьбы и истории. Не приходится сомневаться, что множество образов, намеков и деталей прозаических и драматических произведений будут более понятны читателям, в памяти которых еще живы картины, полные романтического энтузиазма политической жизни страны в конце ушедшего столетия. В Осетии эти сверх ожидания были естественным продолжением художественных и гражданских идеалов, нашедших отражение в творчестве ровесников автора. Однако для более молодых читателей персонажи книги "Шестое чувство"– всего лишь литературные проекции, посредством которых автор, сохраняя в отношении к прошлому необходимую дистанцию, сумел передать дух смутной и тревожной эпохи. Этим объясняется и своеобразие персонажей книги, взращенных в условиях тоталитаризма, перестройки, безвременья, переживающих крушение своих надежд и идеалов, пытающихся проникнуть в суть происходящих вокруг них процессов.

Книга избранных произведений объемна по количеству литературного материала и значительна по глубине авторских размышлений. В ней выводится целая галерея "заблудших" персонажей, "мутантов" и "монстров" в человеческом обличии, утративших память о своих национальных и духовных корнях. Этот социальный тип представлен в основном в повести "Науа" ("Судно"). Смена ценностных ориентиров в мышлении современников показана автором в различных обстоятельствах при соприкосновении прошлого и будущего. И здесь писатель идет своим путем: он убежден, что пришло время обрести свою "глубинную родину", следы которой еще можно найти. Его герои свою основную миссию видят в сохранении своей исторической идентичности, хотя их взгляды входят в соприкосновение с новыми политическими, социальными вызовами эпохи.

Вывод, к которому в данном случае нас подталкивают его прозаические и драматические произведения, недвусмыслен: глобализация и утрата духовных корней в условиях постмодерна – лишь новое проявление утраты исторической памяти, имевших место в ельцинскую эпоху. Автор пребывает в состоянии как постоянного ожидания, так и движения, что придает повествованию своеобразный динамизм и вместе с тем определяет его структуру. Показательны в этом смысле и попытки мастера собрать воедино свою интуицию (отсюда и мотив "шестого чувства") и дозированно распределить ее по всем сюжетным линиям. Интуитивный мир "шестого чувства" делится на две равные части: на мир видимый (лежащий на поверхности) и на невидимый (скрытый от глаз большинства).

Книга избранных произведений еще раз продемонстрировала литературной общественности не только высокий уровень самобытного писателя, но и тот бесспорный факт, что в нашей литературе появился еще один автор с самобытным творческим почерком. Безусловно, трудно в небольшой газетной статье обозначить все детали и широко представить творчество многогранного мастера слова. Тем не менее мы с новой стороны открыли для себя талантливое творчество Эльбруса Скодтаева и его основные направления.

В одном из своих программных произведений он признается, что "во времени наш путь пролег неведомым пунктиром". Данная метафора свидетельствует о том, что ее автор неустанно стремится к новому, неизведанному, поэтому в день юбилея мы желаем ему ярких свершений и творческих успехов во благо нашей национальной литературы.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика