Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Усыновите "детей войны"!

7 ноября в "СО" вышла статья "Внимание "детям войны", в которой ветеран труда Мара Георгиевна КИБИЗОВА рассказала о своем военном детстве и подчеркивала, что пережившим тяготы лишений в тылу сегодня нужна особая поддержка государства и общества. На эту публикацию сразу начали поступать отклики других "детей войны".

Уважаемая редакция газеты "Северная Осетия"! Во время войны мы жили в Южной Осетии. Мой отец Георгий Григорьевич Плиев был мобилизован на фронт Джавским военкоматом. Прошел всю войну. заслужил орден Красной Звезды, медали "За боевые заслуги", "За взятие Берлина", благодарности.

Мама Зинаида Александровна Гогичаева воспитывала нас, двух дочерей, работала в госпитале санитаркой, ухаживала за ранеными солдатами. Мы жили в нечеловеческих условиях: с потолка капала вода, мама подставляла тазики, дров не было, холод, голод. Мама вечерами сидела и плакала, и мы с ней вместе.

После войны отец стал главным редактором газеты "Дзау" Джавского района, но от государства мы никакой помощи не знали. В школу пошли, раздетые. Юбки нам мама пошила из полотенца. Наша семья прибавилась – родились два брата и сестра. Несмотря на все трудности послевоенной жизни, родители нас воспитали хорошо. Все мы перебрались во Владикавказ, получили высшее образование, жили, работали...

Прошло много лет, и когда в 2002 г. в Джаве произошло землетрясение, мои родственники остались на улице. Я их привезла к себе во Владикавказ, а потом у них начались проблемы со здоровьем, и за несколько лет я похоронила их всех, да еще пятерых своих детей и мужа! После таких испытаний стала инвалидом, лежачей.

Живу с дочкой, у нее трое детей и два внука – мои правнуки. Наша семья многодетная и малоимущая. Все прекрасно знают, как трудно выживать нам, людям преклонного возраста, и хочется верить, что в великий праздник мы не будем обделены вниманием и заботой государства.

Зоя Георгиевна ПЛИЕВА-АБАЕВА.

Здравствуйте, дорогая редакция газеты "Северная Осетия"! Пишу вам в первый раз. Поводом послужила заметка вашей газеты "Внимание "детям войны".

Когда шла Великая Отечественная, и немцы оккупировали наше село Сурх-Дигора, то в нем остались только наши мамы, дети и старики. Нас выгоняли из домов, мы прятались в огородах и соседских подвалах без пищи и воды.

Помню, как зимой жили в лесу в шалаше. Согреться могли только у костра, есть было нечего. А через несколько дней немецкие самолеты летали над нами. Партизаны сообщили, что в лесу будут жесточайшие бои, и мы вернулись в село.

Немцы нас выгнали на улицу, мы вновь вынуждены были прятаться кто где. Когда начались бои за освобождение села, мы побежали в село Новый Урух. У мамы нас было трое детей – я, брат и сестра. Немцы разрушили мост через реку, и мама, сняв обувь, перенесла нас.

Так мы оказались в доме Найфоновых, но в нем жили немцы, а мы – под ними, в подвале. Тетя Дигорхан приносила кукурузу и жарила ее на плите. Помню, как вернулись домой. Многие дома были разрушены, в том числе и наш. В доме ничего не осталось – ни мебели, ни посуды, стены были частично разрушены.

В таких условиях жили вдовы и их дети. Дров почти не было, как и керосина для лампы. Соли и мыла также не видели, стирали в воде, добавляя в нее золу. Мы, мальчики, дрова носили на плечах или привязывали к бревну веревку и тащили за собой...

А голодный 1946 год! Ходили на поля за съедобными травами, ими и питались. Пололи кукурузу, картофель.

Моя мама пахала колхозное поле на волах, брат Володя, держа за вожжи волов, шел впереди, мама держала плуг, а я подгонял волов хворостиной. В школу ходили, как нищие, не хватало ни одежды, ни обуви. Мы, дети, испытали большие трудности, восстанавливали разрушенное войной хозяйство, не считаясь ни с какими лишениями.

Окончив строительный факультет Новочеркасского политехнического института, я проработал на стройках в Ставрополе, Дагестане, Иркутской области, на Транскаме начальником стройучастка…

Сегодня до слез обидно, что с развалом СССР пропали наши денежные сбережения, которые мы по крохам собирали десятки лет. Обидно и то, что депутаты не поддержали нас, "детей войны"!

Выходит, что старики никому не нужны?

Назир МАМИЕВ.

На публикацию в "СО" за 7 ноября от властей не было никакой реакции, хотя в том материале говорилось, что в 22 регионах страны "детям войны" дали удостоверения и льготы. Сейчас им по 75–80 лет. Кто-то пошутил: "У нас этот вопрос рассмотрят, когда им будет по 90 и более лет! Тогда их вообще уже и не останется..."

Вопрос вроде бы совсем ясный. Известно, что Осетия занимает первое место по героям войны. Эти герои – защитники Родины – и были родителями "детей войны". Где же, как не у нас, должна решаться эта проблема? Пусть выскажут свое мнение и приведут аргументы те, кто против решения этого вопроса.

"Дети войны" были лишены очень многого, а теперь они живут на мизерную пенсию. Этот вопрос ждет серьезного отношения от тех, от кого зависит его решение. Мы очень надеемся, что ответ властей будет достойным и уважительным к памяти героев ВОВ.

Михаил ДЗБОЙТЫ, группа "Дети войны", ноябрь 2019 г.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика