Звон бокалов с шампанским, сдвигающихся под бой курантов, – это то, без чего новогоднюю ночь в России и представить-то себе трудно. Что сегодня, что на рубеже ХIХ-ХХ веков. Магазины, лавки и винные погреба старого Владикавказа выбор напитков для новогоднего стола горожанам тоже предлагали широкий. И тем, кто не мыслил встречу Нового года без замороженной, со льда, бутылочки "Вдовы Клико", и покупателям попроще.
От кахетинского – до кизлярского
В 1876 году во Владикавказе действовало 627 торговых заведений – в том числе, 34 погреба закавказских вин и 40 "ренсковых погребов". Ассортимент красного и белого виноградного вина, торговля которым велась в столице Терской области, заезжих гурманов всегда приятно изумлял. "А. Киракозов торговал кахетинским вином, купленным непосредственно у лучших садовладельцев Кахетии. Предприниматели Ушверидзе и Хангулов имели в городе оптово-розничный склад кахетинских вин. Известный в городе торговец А. Сахиев держал винный погреб на базаре. У него горожане покупали недорогое кахетинское, кизлярское и дагестанское вино, – так пишет об этом доктор исторических наук Залина Канукова в монографии "Старый Владикавказ". – Белые и красные дагестанские вина продавались в магазине Г. П. Бондаренко. Фирма "Алазань" делала большие скидки на натуральное кахетинское вино "ввиду необычайно богатого урожая". Владикавказское общество потребителей в 1899 году открыло собственный погреб натуральных виноградных вин, в котором не было подделок и фальсификаций. Считалось, что качественным кахетинским вином торговал А. Вартазаров. Оно называлось "Кровь земли". Паровой водочный завод А. М. Шаура во Владикавказе установил усовершенствованный аппарат для очистки вина, позволяющий уничтожать сивушный запах и придавать вину мягкий и приятный вкус. С 1883 года такое вино продавали в бочонках".
Владикавказское предприятие Д. З. Сараджева также производило столовое вино, водку, наливки, коньяк, ром, ликер. Рекламируя его товар, газета "Терские ведомости" в 1889 году информировала покупателей, что все выпускаемые им наливки и ликеры готовятся "из свежих кавказских фруктов и ягод на качественном винном спирте". Популярностью у горожан пользовался и погреб русских вин В. Е. Карибова, располагавшийся на углу улицы Евдокимовской (ул. М. Горького) и Александровского проспекта (пр. Мира), на первом этаже гостиницы "Париж", принадлежавшей предпринимателю А. Амир-Алиеву (ныне это – здание СОИГСИ). На ул. Краснорядской (ул. Г. Баева) винными погребами, где, как пишет в книге "По улицам Владикавказа" историк и краевед Феликс Киреев, "всегда можно было посидеть в прохладе, выпить холодное вино", владели Ф. Бадуров, Н. Чхубиани, Д. Надыбаидзе.
"Смирновъ" – это звучало гордо
Посетивший крепость Владикавказ в 1850-х гг. прозаик и поэт, выпускник Царскосельского лицея Евграф Вердеревский (1825-1867), литературный редактор тифлисской газеты "Кавказ", который с 1853 г. состоял при канцелярии кавказского наместника графа М. С. Воронцова, так, не без доли иронии, вспоминал в своей книге "От Зауралья до Закавказья. Юмористические, сентиментальные и практические письма с дороги", вышедшей в Москве в 1857 году, о колоритном ассортименте владикавказских "торговых точек", удивившем его своей "восточной пестротой": "В одном из лучших духанов нашел я следующую выставку местной коммерции: рыбу, ремни, купорос, бурки, финики, папахи, гвозди, горчицу и… шампанское. По этому образчику можете судить об изяществе капкайских магазинов". Однако Владикавказ рос, развивалась здесь и торговля, и уже в 1880–1890-х годах "Терские ведомости" регулярно публиковали на своих страницах рекламу дорогих элитных вин и коньяков от ведущих иностранных и российских производителей, которые можно было приобрести в магазинах города. В том числе, рекламу продукции предприятий прославленных русских заводчиков Петра Смирнова и Николая Шустова.
"Водочный король России" Петр Арсеньевич Смирнов открыл свое дело в Москве в начале 1860-х гг. Уже через десять лет на его заводе производилось в год 196 тыс. ведер водки, а годовая прибыль его хозяина составляла почти 1 млн. рублей. "С каждым годом возрастали объемы производства. Увеличивался и ассортимент напитков – в 1890-х гг. он составлял примерно 400 наименований! – пишет в энциклопедии "Крепкие напитки" (М., "Аванта+", 2010) российский публицист и прозаик Олег Мироненко. – В 1877 г. Смирнов получил высшую награду Министерства финансов России как лучший национальный производитель. В 1882 г. "смирновку" снова отметили – на этот раз на Всероссийской художественно-промышленной выставке. И, наконец, наступил долгожданный 1886 г., когда Петр Смирнов стал поставщиком двора Его Императорского Величества. Были и престижные международные награды. Последняя при жизни купца первой гильдии – в 1897 г. Тогда его избрали поставщиком двора короля Норвегии и Швеции Оскара II; представительства, активно торговавшие "смирновкой", появились в Европе и США – в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. "Смирновка" стала первой русской водкой, получившей международное признание".
С именем другого российского алкогольного магната ХIХ в., владельца торгово-промышленного товарищества "Шустов и сыновья" Николая Леонтьевича Шустова, неразрывно связана история "раскрутки" в России и за рубежом армянского коньяка. Именно ему принадлежал знаменитый винно-коньячный завод в Эривани, при советской власти переименованный в "Арарат" (с 1953 г. – Ереванский коньячный завод), продукция которого стала визитной карточкой Армении. У истоков создания этого предприятия стоял армянский купец Нерсес Таирян: у него Шустов и приобрел основанное им в Эривани с участием французских специалистов коньячное производство.
Ананасы в "Карт-бланше"
В магазинах Владикавказа выбор шустовской и смирновской продукции тоже впечатлял. "Паровой водочный завод торгового дома "Н.Л. Шустов и сын" предлагал горожанам широкий ассортимент спиртных напитков: "северная настойка", "мандариновая", "горькая", "крымский ликер", "кавказский горный травный ликер", "свежая листовка" (из листьев смородины), "яблочная", "зубровка", "фруктовый пунш", "ананасная", ликер "Виктория", ягодные наливки в красивых фигурных графинах", – читаем у Залины Кануковой. Через торговый дом Петра Смирнова, поставщика Его Императорского Величества, владикавказцы могли приобрести импортные вина: портвейн, мадеру, херес, лафит, а также коньяк. А Санкт-Петербургское общество "Беман и К" предлагало горожанам сладкие и сухие шампанские вина "Полярная звезда", "Карт-бланш", "Карт-дор", "Силлери гран муссе", "Гран Вин" и другие.
Безалкогольные напитки на новогоднем столе состоятельных горожан тоже присутствовали "в ассортименте". "Для приготовления в домашних условиях сладких напитков пользовались ягодными экстрактами Келера и Гартье, "ситронадом" и "оранжатом" Р. Келера – концентрированными соками лимонов и апельсинов "с вполне сохраненным ароматом этих фруктов". Они появились в городских магазинах в начале 1880-х годов, ими пользовались для приготовления лимонадов, мороженого, желе, пунша, – пишет Залина Канукова. – В магазине Рогозинского продавали минеральную воду "Боржоми", привезенную из Москвы. Филиал Московского аптекарского склада К. С. Рымовича во Владикавказе также реализовывал минеральную воду".
Разумеется, по карману все это удовольствие было, скажем так, владикавказцам небедным. "Более простая публика" довольствовалась напитками подешевле: пивом, квасом – "суровцом" и красным, недорогими сортами вина и горячительного покрепче. К слову, уже в том же 1876 году во Владикавказе действовали 79 питейных заведений, 33 трактира, 8 пивных лавок, 10 квасных столов, а также 4 лимонадных заведения.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30