К 125-летию народного художника Северной Осетии Сосланбека Тавасиева
125 лет назад, 25 декабря 1894 года, в селе Фаснал Владикавказского округа ГорССР родился Сосланбек Дафаевич Тавасиев – будущий народный художник СОАССР и Башкирской АССР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов Боевого Красного Знамени, двух орденов Трудового Красного Знамени, Золотой медали Академии художеств.
Самодеятельный скульптор С.Д. Тавасиев в числе группы талантливых художников – наших земляков – был делегирован в 1923 году Совнаркомом и Наркомпросом ГорССР в Петроградский ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. В направлении была просьба "оказать ему возможное содействие как выдающемуся художнику, происходящему из горской среды".
На протяжении всех лет учебы по заданию Академии художеств он занимался "сбором горского орнамента и изучением быта горцев, и горских памятников искусства, и старины". Теме революции и Гражданской войны на Кавказе, свидетелем и участником которой он был, посвящена его дипломная работа. 17 июля 1927 года Государственная экзаменационная комиссия оценила ее на "отлично".
Выставочная деятельность скульптора тоже началась еще в студенческие годы. Так, о выставке "Жизнь и быт народов СССР" 1926 года в газете "Красная звезда" А.Я. Тугенхольд писал: "Среди нескольких сот экспонатов выставки есть целый ряд вещей, заслуживающих внимания. Таковы /.../ пейзажи Рылова, скульптуры Тавасиева, Манизера".
В предвоенное десятилетие скульптор активно принимает участие во всесоюзных выставках: "Искусство в массы", "Художники РСФСР за XV лет" и "15 лет РККА" в выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции и "X выставке АХРР", выставке картин Ново-Абрамцевского творческого коллектива художников, выставке московских скульпторов, Всесоюзной художественной выставке "Индустрия социализма".
Годы смертельной схватки с фашизмом стали для него годами особого интереса к героям прошлого. Уже немолодой скульптор С. Д. Тавасиев, командированный в Уфу, начал работу над образом легендарного башкирского героя Салавата Юлаева. Эскиз памятника демонстрировался на выставке произведений художников Башкирии "За Родину", которая прошла в мае 1942 года в Художественном музее Уфы. Более 25 лет скульптор работал над образом Салавата, вплоть до установки этого памятника в Уфе в 1967 году. Интересно, что уже признанный мастер, С.Д. Тавасиев заметил талантливого земляка, 29-летнего скульптора Чермена Дзанагова, и пригласил его в Москву. Из документа Государственных мастерских художественных выставок и панорам от 12.03. 1949 г., сохранившегося в семейном архиве Дзанаговых, известно, что "работы над конной фигурой С. Юлаева, с указанием размера и срока выполнения, поручаются бригадиру Ч.У. Дзанагову".
В 1950 году Совмин СОАССР вынес решение "соорудить бюст дважды Героя Советского Союза генерал-полковника И.А. Плиева на родине, в городе Дзауджикау (Орджоникидзе) на ул. Кирова, на месте Доски почета передовиков сельского хозяйства". В 1952–1953 годах скульптором С.Д. Тавасиевым и архитектором В.К. Гайнутдиновым эта работа была выполнена, и на пьедестале из красного гранита был установлен бронзовый бюст генерала.
Еще в далеком предвоенном 1939 году СНК СОАССР принял решение "объявить конкурс на проект памятника осетинскому народному писателю Коста Хетагурову". "Задача конкурса: дать пластическое изображение образа великого осетинского писателя-революционера, основателя осетинской литературы, гениального поэта, общественника, блестящего публициста и прекрасного художника-пейзажиста К.Л. Хетагурова, – резюмировалось в этом его постановлении. – Памятник должен быть сооружен в г. Орджоникидзе на площади в пересечении проспекта им. Сталина с ул. Кирова. I премия – 20000 руб.; II премия – 15000 руб.; III премия – 10000 руб."
Мероприятия по "строительству памятника К.Л. Хетагурова в г. Дзауджикау" были возобновлены уже после войны, в 1952 году. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 1939 года и распоряжением Совета Министров Союза ССР от 1952 года, Бюро Обкома ВКП(б) и Совет Министров СОАССР постановили: "Отпустить для строительства памятника в 1952–1953 гг. бронзы – 9 т, арматурного железа – 40 т, цемента – 100 т, свинца – 0.2 т, лесоматериалов – 50 м3".
В период работы над памятником Коста С.Д. Тавасиев вновь приглашает в помощники Ч.У. Дзанагова. И в 1955 году на площади перед Осетинским театром был установлен памятник Коста Хетагурову, ставший "визитной карточкой" столицы республики. При высоком качестве пластического решения образа необходимо отметить глубокое уважение автора к личности и многогранному творчеству осетинского поэта.
Работы С.Д. Тавасиева не раз с успехом выставлялись в Москве, Ленинграде, Фрунзе, Алма-Ате, Ашхабаде, Ташкенте, Тбилиси. Сегодня они хранятся в музеях Москвы, Уфы, Владикавказа. А творческая династия Тавасиевых внесла и продолжает вносить яркий вклад в развитие изобразительного искусства России.
Сын скульптора, Ростан Сосланбекович, получил известность как художник-прикладник. Как раз в эти дни в Москве, во Всероссийском музее декоративного искусства, проходит выставка его работ – "Орнаментальное наследие России. Ростан Тавасиев. 1938–2006". А внук Сосланбека Тавасиева Ростан Ростанович – тоже известный российский художник, которого связывает тесное творческое сотрудничество с Осетией.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30