Владимир Александрович КУЗНЕЦОВ, выдающийся ученый-алановед, широко известный осетинской общественности, поражает своей работоспособностью и на склоне своих лет. На 94-м году жизни он порадовал нас двумя монографиями.
Одна из них – вышедшая в истекшем году в пятигорском издательстве "Снег" "Кавказская Алания. Запад-Восток. Историко-археологические очерки", является завершающей монографией трилогии. Первые две книги то же издательство выпустило ранее: "Очерки истории алан" (2016) и "Нижний Архыз и раннее православие. Аланская епархия в Х–ХII вв." (2017). Вся трилогия посвящена проблемам истории и культуры раннефеодальной аланской государственности, сложившейся в центральной части Северного Кавказа. Монографии представляют собой значительно переработанные автором ранее публиковавшиеся труды ученого, к тому же ныне изданные на высоком полиграфическом уровне.
Ценность книг велика, тем более высока их актуальность, ибо представляют собой ценнейшие презенты к ожидающему нас впереди торжеству федерального масштаба – празднованию 1100-летия принятия православной веры в Осетии. Первая книга трилогии, нашумевшие "Очерки истории алан", с момента первого выхода из печати в 1992 г. выдержала несколько изданий (в том числе на иностранных языках); с ней читательская аудитория хорошо знакома. Вторая монография посвящена Западной Алании и ее столице Нижнему Архызу и содержит довольно подробную и достоверную информацию об этой части Алании, об исторических обстоятельствах, способствовавших принятию западными аланами христианской веры в начале Х века.
В представляемой читателю новой, третьей части трилогии ученый исследует обе этнополитические части Алании: Западную (верховья Кубани) и Восточную (верховья Терека). В соответствии с этим монография состоит из двух разделов, названных автором книгами.
Первая книга монографии посвящена Западной Алании в Х–ХII в. Хотя в некоторых позициях материал перекликается с предыдущей монографией, посвященной также Западной Алании, тем не менее в представленной работе автор сосредоточил свое внимание на мало освещенных проблемах истории западной части алан.
Первая глава посвящена представляющим большой исторический интерес аланскому городищу Х–ХII вв. на р. Кафяр и его уникальному некрополю, состоящему из наземных гробниц и средневековых дольменов. В ходе исследования всего комплекса внимание археолога было обращено на самый значительный из дольменов, названный им "царским" и принадлежавшим, по его убеждению, самому выдающемуся из западноаланских царей Дургулелю Великому. Глава содержит весьма подробные научно аргументированные данные о памятниках изучаемого комплекса, представляющих археолого-исторический интерес. По Кузнецову, Кафяр – сакральный центр Западной Алании.
Следующая, вторая глава первого раздела монографии носит название "Аланские цари и государственность". Поскольку Алания структурно состояла из западной и восточной частей, то и правители их, естественно, были разные. Автор характеризует установившуюся на Западе царскую власть в историческом разрезе, вскрывает причины и обстоятельства, которые способствовали сближению Византии и Западной Алании, заостряет внимание на деятельности Саросия (VI в.) и Дургулеля (вт. пол. ХII в.), при которых Алания достигла наивысшего уровня своего развития. Автор справедливо называет феодальную раздробленность, начавшуюся с конца ХII в., как главную причину проигрыша аланами военного столкновения с татаро-монголами. "Татаро-монгольское нашествие разметало страну и привело к депопуляции, территория была занята волной новых мигрантов – половцев и тюркизировалась. Западная Алания перестала существовать, аланы-осетины утратили половину своей территории. Это была катастрофа" (с.132). Много интересного ожидает читателя и в последней главе первой книги монографии "Заметки о стране и народе Ас/ашдигор". Читатель получит ответы на вопросы: откуда пришли аланы в верховья Кубани? Можно ли назвать верховья Кубани "Страной нартов"? и др.
Во втором разделе-книге Восточная Алания впервые представлена наиболее широко. Хотя по объему и содержанию этот раздел монографии уступает первому, в нем впервые ставится ряд важных вопросов относительно аланских городищ – земляных крепостей и катакомбных могильников и их погребального обряда, отразившего древнеиранские зороастрийские черты. Особенно выделяется вопрос области Ирхан провинции Кюльбах "Дербент-Наме" и эксплуатации Садонского месторождения полиметаллов, роли Алагирского ущелья в расселении алан в горных ущельях, формирования современных осетинских обществ.
Основные выводы автора книги базируются на богатейших археологических материалах (раскопки В. Ковалевской, Т. Габуева, В. Юмашева, Д. Коробова), добытые в последнее полстолетие на Владикавказской равнине (Зилга, Беслан, Алхан-Кала, Мартан-Чу).
Генезис осетинского народа традиционно интересен для ученых, потому что его истоки уходят в глубокую ретроспективу, оставленную огромным, еще не изученным археологическим материалом со статусом источника высокой степени достоверности. Он все расставит по местам, и нелепая современная борьба за «аланское наследие» отпадет».
Образование аланского лимеса во II–III вв. н. э. как следствие сармато-аланского миграционного потока на территории равнинной Северной Осетии и Кабарды, который достиг расцвета к VI веку и благополучно развивался до нашествия татаро-монгол, Кузнецов считает событием большого исторического значения, позволяющим сделать далеко идущие выводы этногенетического характера.
Как отмечено выше, вторая книга по наполнению материалами уступает первой. Она хотя и называется "Восточная Алания", но не является равнозначной по содержанию "Западной Алании" из-за относительно недостаточной изученности, что оговаривает и сам автор. В ней представлены лишь фрагменты из истории восточных алан по типу отдельных очерков, где у автора накопились материалы (О верхней Осетии (Уаллаг Ир), о двалетном пути, о роде Царазонов) и др. Словом, материалы, закладывающие основы для дальнейших исследований.
Что же особенного в монографии В. А. Кузнецова, имеют ли место новые, характерные подходы к научной реконструкции истории Кавказской Алании? Безусловно, да! В первую очередь это четкая дифференциация Кавказской Алании на две части – Западную и Восточную. Чем глубже ученые вникают в историю Кавказской Алании, тем виднее становится ее членение на алано-дигорскую группу населения (Западная Алания) и на другую часть, населенную аланами-иронцами (Восточная Алания). Они отличались своим и социально-экономическим, и культурным развитием. Как правильно пишет автор, "Западная Алания в верховьях Кубани, расположенная чрезвычайно выгодно на Великом шелковом пути, обеспечивала тесные связи с сильнейшей державой тогдашнего мира – Византийской империей. Отсюда ускоренное социально-экономическое и культурное развитие Запада, формирование городов и центров власти, принятие христианства в начале Х века". В отличие от Запада, "На Востоке, – пишет Кузнецов, – связанном с Картли, сходные процессы шли медленнее, но Восточная Алания объективно сыграла выдающуюся роль противовеса в арабо-хазарских войнах VIII в, когда аланы первыми принимали мощные удары арабов на себя и не раз выручали своих союзников хазар от разгрома".
Значительный объем монографии представляет богатый и качественный иллюстративный материал, среди которого превалируют археологические артефакты, хотя представлены и реконструкции образов ираноязычных предков осетин.
Одним словом, мы не ставили своей целью дать подробный анализ монографии: пусть это делает взыскательный читатель. Хочется подчеркнуть лишь следующее. Вопреки сложившемуся мнению в истории алан еще достаточно много зияющих пробелов, исследование которых требует подготовки молодых высококвалифицированных кадров археологов, которых практически нет сегодня в Осетии. Об этом сетует и автор книги, когда пишет: "Генезис осетинского народа традиционно интересен для ученых, потому что его истоки уходят в глубокую ретроспективу, оставленную огромным, еще не изученным археологическим материалом со статусом источника высокой степени достоверности. Он все расставит по местам, и нелепая современная борьба за "аланское наследие" отпадет".
* * *
На днях увидела свет еще одна книга В.А.Кузнецова "Змейские аланы. Погребальный обряд и религия". Она – десятая, завершающая монография серии "Алано-кавказская библиотека". Ее выходу в свет мы обязаны ректору Аграрного университета профессору В. Х. Темиряеву, за что ему признательность от имени научной общественности. Небольшая по объему книга посвящена новому пониманию ранних этапов истории осетинского народа, а конкретно: предпринята попытка показать на анализе змейских средневековых аланских катакомб древнеиранские истоки традиционной религиозной системы, из которой выросли основы религии древних иранцев (зороастризм). Думается, о книге скажут свое слово уважаемые коллеги- археологи.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30