Во время Великой Отечественной войны более пяти миллионов бойцов и командиров Красной Армии попали в немецкий плен, судьба большинства не известна, так как они погибли. Однако в отечественной историографии имена некоторых узников фашистских застенков хорошо известны.
Среди них Дмитрий КАРБЫШЕВ, Муса ДЖАЛИЛЬ, Мехти ГУСЕЙН-ЗАДЕ, Михаил ДЕВЯТАЕВ, которые были удостоены высокого звания Героев Советского Союза. К сожалению, многие из тех, кто был в немецком плену, несмотря на то, что с достоинством перенесли выпавшие на их долю испытания, всю жизнь жили с каким-то клеймом. Рубрика "Несломленные" посвящена нашим землякам, попавшим в плен, но не сломавшимся, о чем свидетельствуют их подвиги и боевые награды.
Один из них – Альбин Харитонович Кануков, представленный к званию Героя Советского Союза, Попав в плен, был вынужден вступить в немецкий легион, откуда бежал к партизанам и продолжил беспощадную борьбу с немецко-фашистскими оккупантами и их пособниками.
Родился Альбин Кануков в 1910 году в селе Кобань в семье Хаматкана (Дыдто) Канукова и Косерхан Зайтовой. После окончательного установления советской власти на Северном Кавказе семья Кануковых из Кобани переселилась на равнину и обосновалась в селе Куян (Кабардино-Балкария), откуда в 1938 г. Альбин и был призван в ряды Красной Армии.
Проходил военную службу на западной границе, где его и застала война. К тому времени у Канукова уже был боевой опыт: участвовал в освободительном походе на Западную Белоруссию и Западную Украину, затем в русско-финской войне.
…В начале 1942 г. 188-й полк, где воевал Альбин Кануков, в составе 66-й кавалерийской дивизии был срочно снят с обороны на Миусе и переброшен в район Харькова, где принимал участие в наступательной операции Юго-Западного фронта, которая из-за ошибок вышестоящего командования провалилась; сотни тысяч бойцов и командиров Красной Армии попали в плен.
С 25 мая 1942 г. заместитель командира батареи 185-го кавалерийского полка 62-й кавалерийской дивизии младший лейтенант Альбин Кануков считался пропавшим без вести. Однако оказалось, что во время ожесточенных боев в районе Змиев-Балаклеи артиллеристы под командованием Альбина Канукова уничтожили несколько танков и сотни немецких солдат и офицеров. Но силы были неравны, и тяжелораненый Кануков (два сквозных ранения груди) в бессознательном состоянии попал в немецкий плен. Солдаты батареи не оставили на поле боя полуживого командира, а понесли с собой по пыльным дорогам на Запад.
Очнулся Альбин Кануков во Владимиро-Волынском офицерском лагере военнопленных, где познакомился с уроженцем села Заманкул Рамазаном Козыревым, тоже попавшим под Харьковом в плен.
Когда в 1942 г. немцы стали вербовать пленных в создаваемые ими легионы, то Рамазан Козырев уговорил Альбина Канукова вступить в северокавказский легион, так как другой возможности бежать из плена не было.
В местечке Веселая (под Варшавой, Польша), где формировался северо-кавказский легион, группу осетин, куда вошел и Альбин Кануков, зачислили в штабную роту 825-го батальона. Впоследствии Кануков вместе с Козыревым организовали из числа осетин подпольную группу для перехода на сторону Красной Армии.
10 мая 1943 г. на станции Брест (Белоруссия) начал выгружаться 825-й батальон северокавказского легиона, куда входила и осетинская рота, которая считалась штабной, была расквартирована в казармах возле села Пугачево, в 3 км от Бреста, и имела задачу – охранять штаб и склады.
С первых же дней пребывания роты на территории Белоруссии подпольная группа, куда вошли Альбин Кануков, Рамазан Козырев, Ахтемир Кулов, Борис Цкаев, Осман Кудзиев, Еламурза Митилов, Солтан Агаев, Мухарбек Колиев, Касполат Рубаев, Руслан Улубиев и др., начала готовиться к уходу в лес к партизанам. Однако, когда все было готово к побегу, случилось непредвиденное. Двое из легиона через переводчика обратились к старшине роты и доложили ему о готовившемся побеге. Козырев и Кануков, узнав об этом, не стали больше ждать. В тот же день, прихватив с собой оружие и боеприпасы, почти вся осетинская рота ушла в лес, где соединилась с партизанским отрядом имени Черняка.
Приказом командующего Брестским партизанским соединением Сергея Сикорского Альбин Кануков был назначен комиссаром партизанского отряда имени Фрунзе.
В бою он не знал отдыха и страха, для него не существовало слова «смерть» – он презирал ее. Он любил людей, и люди ценили его. Он обожал жизнь, и она его берегла. Мы его в шутку называли «Бола», и он был доволен…».
25 августа 1943 г. отряд Канукова уничтожил полицейский участок и маслозавод в местечке Черняны.
13 сентября 1943 г. за умелую организацию диверсионной работы на транспорте и других коммуникациях врага, за хорошую постановку политико-массовой работы внутри отряда и за умелое командование была объявила благодарность Альбину Канукову.
В ходе операции "Концерт" (19 сентября 1943 г. – конец октября 1943 г.) партизанский отряд под командованием Альбина Канукова нанес массированный удар по полотну железной дороги Брест – Коваль, в результате которого были взорваны 224 рельсовых полотна, а движение на этом участке железной дороги было остановлено на 38 часов.
Из боевой характеристики начальника Белорусского штаба партизанского движения генерал-майора Петра Калинина на командира партизанского отряда им. М.В. Фрунзе А. Канукова:
"Отважный, решительный командир, неоднократно руководил и лично принимал участие в борьбе с немецкими оккупантами; под его руководством отрядом пущено под откос 76 вражеских железнодорожных эшелонов, уничтожено 95 паровозов и 419 вагонов, в результате чего убито 1408 гитлеровцев. Под руководством Канукова разгромлено 9 немецких гарнизонов, взорвано 11 железнодорожных, 69 шоссейных мостов, взорвано железнодорожных рельсов 589, подорвано автомашин 26, разобрано телеграфной и телефонной связи 70 км".
Подвиги храброго командира партизанского отряда имени Фрунзе высоко были оценены. Кануков был награжден орденом Красного Знамени и медалью "Партизану Отечественной войны" I степени.
Впоследствии командир партизанского отряда имени Черняка Рамазан Козырев так вспоминал о своем соратнике:
"Я часто восхищался этим человеком. Когда впервые увидел его во Владимир-Волынском лагере для военнопленных офицеров, он походил на ходячий скелет – кожа да кости. На выцветшей армейской гимнастерке сзади под лопатками желтели два круга, как чайные тарелки, засохшей крови. Его легкие насквозь были пробиты, пули вышли чуть выше лопаток. Мы все были уверены, что он умрет, не выдержит все ужасы лагерной жизни, помогали ему чем могли. Но он не пал духом, медленно, но поправлялся, подбадривая других. В бою он не знал отдыха и страха, для него не существовало слова "смерть" – он презирал ее. Он любил людей, и люди ценили его. Он обожал жизнь, и она его берегла. Мы его в шутку называли "Бола", и он был доволен…".
Кто знает, какой еще нанес бы урон Альбин Канукову врагу, но случилось непредвиденная трагедия, и не в бою.
В один из февральских дней 1944 г. инструктор-подрывник проводил в комнате занятия по изучению магнитной мины и, показывая, как вставить дополнительный взрыватель, держа мину в руках, произнес: "А теперь, если выдернуть чеку…" И тут же сам рывком выдернул чеку… В комнате раздался страшный взрыв. Четверо человек разорвало на куски. Альбина Канукова, стоявшего поодаль, взрывной волной отбросило назад, он потерял сознание.
Но и на этот раз Альбин Кануков оказался сильнее смерти. Из Белоруссии Канукова на самолете переправили на "большую землю" в Москву в госпиталь.
После лечения, с сильно подорванным здоровьем Альбин Кануков вернулся в родное село Куян, где скончался 19 октября 1944 г.
Когда незадолго до смерти его спросили о фронтовом пути, он задумчиво ответил: "В один из дней все узнают обо мне!". Да, несмотря на долгие десятилетия забвения, осетинский народ узнал о подвигах своего сына и должен гордиться им!
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30