Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Ими расцветает жизнь"

Русский язык как смысл творчества Рамазана Сабаткоева

За почти столетие своей истории Северо-Осетинский государственный университет имени К. Хетагурова подготовил многих ставших известными в республике и за ее пределами ученых, организаторов производства, политиков, экономистов, педагогов, артистов, спортсменов, общественных и государственных деятелей. Вне всякого сомнения, вузу есть кем гордиться.

Именно таким выпускником был один из ведущих лингводидактов страны второй половины ХХ столетия, выдающаяся личность, доктор педагогических наук, профессор Рамазан Батырович САБАТКОЕВ.

В этом году ему бы исполнилось 90 лет…

Интеллигент в полном значении этого слова: образованный, альтруистически направленный, совестливый, с высочайшей духовно-нравственной культурой, высоким уровнем личного достоинства, благородный, скромный. Знакомые Рамазана Сабаткоева подчеркивали его внутреннюю культуру, внимательное отношение к каждому.

Рамазан родился в с. Заманкуле, рано потерял отца, и все заботы о трех сыновьях легли на плечи матери. Ей пришлось преодолеть немало невзгод – голодные тридцатые, военное лихолетье… И тем не менее она смогла дать образование всем своим детям, вывела их в люди. Рамазан боготворил свою мать, и эта сыновняя любовь проходит красной нитью в его художественных произведениях, а одну из своих книг он назвал "Руки матери".

Будущий профессор получил очень раннее трудовое и интеллектуальное развитие: первое от необходимости приносить какую-то пользу семье, работая в поле, помогая колхозникам, второе – от чтения книг, произведений художественной литературы на русском и осетинском языках. Он перечитал всю литературу, которая имелась в сельской библиотеке: любовь к слову он пронес через всю свою жизнь, что в конце концов выразилось в том, что он стал не только блистательным языковедом, методистом, но и великолепно образованным человеком.

К этому периоду относятся его первые поэтические опыты, которые со временем переросли в устойчивое желание заниматься литературным творчеством, воплотившееся в первые рассказы, опубликованные в районной газете. Писать он продолжал и будучи студентом, и в последующие годы. Он опубликовал на осетинском языке несколько замечательных лирических повестей, роман и сборники рассказов, среди которых "Мæ зырзыраг дидинæг" ("Мой трепетный цветок"), "Руки матери", "Цы фæдæ, Заринæ?" ("Где ты, Зарина?").

Вдохновленный любовью к литературе, Рамазан Сабаткоев в 1947 г. подал документы на филологический факультет СОГУ. Сочинение, написанное им на вступительном экзамене, привлекло внимание преподавателей, и каково же было их удивление, когда они узнали, что автор – выпускник сельской школы. На устном экзамене экзаменатор Г.И. Кравченко решил проверить, истинный ли он автор поразившего его сочинения и попросил передать содержание написанного текста, что абитуриент Сабаткоев сделал безукоризненно, воспроизведя слово в слово все сочинение.

Институт он окончил с отличием по специальностям "Русский язык и литература" и "Родной язык и литература". Его педагогический дебют относится ко времени окончания института в качестве учителя Заманкульской средней школы. Но вскоре его призвали в армию и уже после службы Рамазан смог осуществить свою мечту – стать аспирантом Московского научно-исследовательского института. Во время учебы он получал именную стипендию имени Ушинского, совмещал теорию с преподавательской работой в МГУ имени М.В. Ломоносова, читал курс лекций для студентов-востоковедов по сопоставительной грамматике и методике преподавания русского языка.

Как один из самых талантливых молодых исследователей после защиты кандидатской диссертации Сабаткоев был приглашен в НИИ для работы в качестве научного сотрудника. По материалам своей диссертации в Северной Осетии он опубликовал методическое пособие, которым сразу же повсеместно стали пользоваться учителя республики. Следом были опубликованы еще две книги по вопросам изучения синтаксиса русского языка в школе.

Ученый секретарь института, затем заместитель директора по научной работе, активная научно-исследовательская деятельность… А в 1984 г. ЦК КПСС рекомендовал его на должность директора Научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения РСФСР, где он проработал до 1991 г.

Вскоре после его ухода с должности директора этот институт сначала был переименован, а через пару лет закрыт. "Старожилы" института, видные ученые были единого мнения: "Не ушел бы Сабаткоев, никто не посмел бы закрыть институт". Это к вопросу о роли личности в истории.

Свою трудовую деятельность Рамазан Батырович продолжил сначала в должности начальника отдела языков и культур вновь созданного Государственного комитета РФ по делам национальностей, а затем – заведующего кафедрой методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. Этот период был весьма плодотворным с точки зрения научной деятельности: именно тогда для вузов страны были написаны и изданы "Методика преподавания русского языка" и "Теория и практика обучения русскому языку", которые переиздавались по нескольку раз, опубликовано несколько десятков научных статей.

Сабаткоев подготовил более 50 докторов и кандидатов наук, при этом география его соискателей была обширная – республики Средней Азии, Дагестан, Москва, Санкт-Петербург, Кабардино-Балкария, Татарстан, но больше всех специалистами высшей квалификации под его руководством стали представители Северной Осетии – 12 человек. Нельзя умалять его роли в подготовке кандидатов наук и в стенах альма-матер. Именно его пригласил тогда ректор СОГУ А.А.Магометов на место председателя диссертационного совета по методике преподавания русского языка в национальной аудитории, который был открыт в университете в 1998 г.

В методике обучения русскому языку учащихся национальных школ Рамазан Батырович достиг всесоюзного официального и неформального признания, безусловного авторитета. Среди столичного лингвистического и методического научного бомонда профессор Сабаткоев был звездой первой величины: его уважали, ценили, любили не только коллеги, ученые, но и школьные учителя, методисты. Вся многомиллионная аудитория страны, кто сам, а потом их дети учились по его учебникам, методическим разработкам, программам. А возглавляемый им Научно-исследовательский институт национальных школ Министерства просвещения РФ был не только признанным исследовательским центром лингводидактики, методики преподавания русского и национальных языков страны, но фактически организацией, разрабатывающей стратегию и тактику национальной политики страны; именно рекомендации этого института становились основой правительственных постановлений по этому животрепещущему вопросу.

Он опубликовал более 200 научно-исследовательских работ, несколько десятков учебников... А еще Рамазан выпустил несколько повестей, и сборников рассказов, роман на осетинском и русском языках. Высочайшая культура умственной работы, дисциплина, соблюдение строжайшего режима, внутренняя гармония были основными факторами его плодотворности как научного работника, писателя, руководителя.

Рамазан Батырович многое впитал из культур разных народов. Сердцевина его менталитета была, безусловно, осетинская, больше благоволил своим землякам, но от долгого взаимодействия с представителями разных культур, он стал поликультурной личностью в полном смысле этого понятия, знал обычаи и традиции почти всех народов страны, поэтому его принимали за своего "земляка" в каждой республике.

Р.Б. Сабаткоев не просто работал в области лингводидактики, а жил ею, великолепно знал русский язык, его историю и современность, все уровни и стилистическую дифференциацию и владел разнообразными методами и формами его преподавания в национальных школах страны. Он считал, что при обучении русскому языках учащихся национальной школы важно не только передавать им определенный минимум научных знаний о системе языка, формировать необходимые для жизни умения и навыки, но и пробудить творческие способности, научить мыслить одинаково хорошо на родном и русском языках.

Лидерские качества Р. Сабаткоева в немалой степени способствовали тому, что со временем у него образовалась своя научная школа, в которую стремились большинство лингводидактов страны. Эту школу, которая просуществовала около тридцати лет, можно было назвать очно-заочной, так как наряду с регулярными семинарами, которые проходили в стенах института, практиковались выездные заседания в разных регионах страны. Заботясь о научно-методическом обеспечении преподавания русского языка в республиках страны, он добился открытия филиалов своего института почти во всех автономных республиках Российской Федерации и соответствующих отделов в научно-исследовательских институтах союзных республик. Эти филиалы и отделы существовали до той поры, пока он имел реальное влияние на высшие эшелоны власти, но вскоре после его ухода с должности директора фактически институт, в котором он трудился более 40 лет, перестал существовать, были закрыты и его филиалы. Тем самым был нанесен огромный урон всей системе обучения русскому языку учащихся национальных школ страны.

За достигнутые успехи в области народного образования в 1972 году Р.Б. Сабаткоев был награжден знаком "Отличник народного образования РСФСР", а в 1976 году – знаком "Отличник просвещения СССР". В числе его наград и медаль им. К.Д. Ушинского, и орден Трудового Красного Знамени, и звания "Почетный работник высшего профессионального образования", "Заслуженный деятель науки Республики Северная Осетия – Алания". А апофеозом признания его заслуг в области научно-методической работы стало присуждение ему премии Правительства Российской Федерации в области образования в 2001 г. – "за создание учебников русского языка для учащихся 8, 9, 10, 11 классов национальных школ Российской Федерации".

В завершении своих размышлений о жизни и научном творчестве Рамазана Батыровича Сабаткоева считаю возможным сравнить его с редким драгоценным металлом, в котором не было ни единого грамма примесей. Как писал Н.Г. Чернышевский об одном из своих героев: "Мало их, но ими расцветает жизнь всех, без них она заглохла бы"…

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика