Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Есть цель и гарантия – есть обучение

Знать, что после окончания вуза у тебя уже гарантированно есть работа, – мечта любого абитуриента. Только для ее исполнения придется приложить немало усилий и соблюсти ряд условий.

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 302 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076" закрепило все нововведения, которые вступили в силу еще с 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом №337-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения". И если в прошлом году абитуриенты из Северной Осетии, подававшие заявления на целевое обучение, еще не ощутили на себе действие поправок, то во время приемной кампании-2020 этот механизм будет работать исключительно по новым правилам.

Что изменилось

Если вы заметили, то понятие "целевой прием" уже официально сменилось "целевым обучением". Как пояснили в комитете Госдумы РФ по образованию и науке, "раньше "целевой прием" был способом для поступления в вуз: ниже проходной балл, меньше конкуренции – значит, абитуриенту легче. Чтобы убрать коррупционность в этом деле, мы решили: будет справедливо говорить о "целевом обучении". Хотя речь не только о том, что до применения всех этих нововведений целевые места были "лакомым кусочком" для недобросовестных региональных чиновников. Смещение акцентов с факта приема на весь период обучения по целевому набору должно отразиться на качестве образования, которое намерен получить студент – за счет государства и своего будущего работодателя".

Да, теперь обязательным участником процесса целевого набора становятся работодатели, потенциальный список которых благодаря новому закону расширяется. Согласно ст. 56 ФЗ №337 в числе заказчиков целевого обучения могут быть не только органы государственной власти субъекта и крупные госпредприятия, но и частные организации, включая индивидуальных предпринимателей. И сейчас в пакет документов при подаче заявления претендент непременно прикладывает гарантийное письмо своего будущего работодателя. Который, нужно отметить, берет на себя обязательства не только по трудоустройству с минимальным контрактом на три года не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

По новому закону заказчик должен будет взять на себя следующее: материальную поддержку обучающегося и обеспечение жильем; стимулирование его учебных достижений; оплату дополнительного обучения (при необходимости). Здесь же прописана и материальная ответственность заказчика, которая предусматривает штрафные санкции: если он не организует для своего "целевика" рабочее место, прописанное в договоре, то будет обязан выплатить ему три среднемесячные зарплаты в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого студент должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении. Освобождается от исполнения обязательств организация-заказчик в случае ее ликвидации или прекращения экономической деятельности.

Есть еще одна причина, по которой договор утрачивает свою силу: если образовательная организация, в которой обучается "целевой студент", лишается лицензии или аккредитации.

Штраф для студента

Важно, что изменения не просто лишают абитуриентов возможности безответственно проучиться на целевом месте за счет бюджетных средств, куда они могли поступить даже при не самых высоких баллах ЕГЭ и не утруждая себя исполнением каких-либо условий по окончании вуза, но и накладывают на них целый ряд обязательств. Кажущейся долгосрочной перспектива, что отныне студенты-"целевики" будут показывать более высокие результаты в процессе обучения, на деле проявит себя куда быстрее: ведь теперь согласно новому образцу договора он обязан хорошо учиться, так как в случае отчисления ему придется выплачивать штраф. Более того, работодатель при желании может даже прописать, каких конкретных образовательных успехов он ждет от своего будущего сотрудника. Разумеется, студент может быть оштрафован и в том случае, если не отработает положенный по закону трехлетний срок в организации, пославшей его на учебу. Заметьте, в нас не выработано чувство ответственности перед государством, за чей счет многие из граждан все еще получают высшее образование и не думают о том, насколько качественными специалистами они потом выйдут из стен альма-матер. Если же вы стали "подопечным" конкретного заказчика, то избежать последствий своего халатного отношения к учебе не получится – придется платить или трудом, или рублем. Причем финансовый счет будет выставлен в двойном размере: и работодателю, и возмещение расходов вузу, который затем вернет эти средства в бюджет.

Впрочем, в постановлении правительства прописаны условия расторжения договора, освобождающие от ответственности выпускника, отучившегося по целевой форме (например, уход за больными родственниками), или приостанавливающие действие договора (в случае медицинских противопоказаний, выявленных у гражданина, его временной нетрудоспособности или беременности и родов). Но стоит ли заключать договор о целевом обучении, если вы уже заранее продумываете пути "отступления"?!

"Есть еще одно значимое изменение, о котором должны знать выпускники. Решение о выдаче направления на целевое обучение принимается республиканской комиссии под председательством премьера Северной Осетии Таймураза Тускаева, в которую входят 30 человек. Оно выносится на основании результатов ЕГЭ для выпускников школ, или же на основании среднего показателя успеваемости для бакалавров или выпускников учреждений среднего профобразования, – рассказал замминистра образования и науки РСО–А Алан Аликов, добавив, что все критерии сформулированы в Правилах целевого отбора, с которыми можно подробно ознакомиться в соответствующем разделе на официальном сайте ведомства www.mon.alania.gov.ru. Вся информация о квотах на целевое обучение, предоставляемых учредителями образовательных организаций, находится в открытом доступе, что делает процесс распределения мест максимально прозрачным и объективным. – Однако полученное направление еще не является гарантией для школьника в его поступлении: сейчас вузы самостоятельно проводят конкурсный отбор между абитуриентами-"целевиками". Таким образом, учебные заведения тоже обезопасили себя от потенциальных студентов с низким уровнем знаний".

В 2019 году в Минобрнауки РСО–А в рамках целевого набора было подано 931 заявление. Зачислено в вузы по договорам о целевом обучении 312 человек. На сегодня с момента начала приема документов на целевое обучение-2020 поданы 45 заявлений. Среди них превалируют такие направления, как «лечебное дело», «экономика», «юриспруденция», «стоматология».

Важно понимать, что в получении возможности обучения на целевом месте Минобрнауки РСО–А играет лишь роль посредника. В его функции не входит мониторинг вузов, предоставляющих целевые места, сбор информации об условиях проживания для иногородних граждан – это все должны узнавать сами выпускники и их родители, прежде чем подать заявление с упоминанием конкретного учебного заведения. "Информация о количественной квоте целевых мест появится на сайтах вузов до 1 июня этого года. Однако уже сейчас в разделе для абитуриентов можно увидеть, сколько бюджетных мест выделено в этом году на той или иной специальности. И логично, что если на данном направлении предполагается только договорная основа, то целевого приема на нем не будет", – подчеркнул заместитель министра.

Для кого эти нововведения?

Смотреть дальше на то, как целевой прием превращался в безответственную процедуру, которая помогала поступить в престижный вуз, минуя конкурс, было бы слишком рачительно для государства, в котором по-прежнему не хватает учителей, врачей и инженеров. Даже Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию предложил в новом учебном году изменить порядок приема студентов в медицинские вузы в части выделения целевых квот, понимая запросы регионов на те или иные специальности. Поэтому выучиться за счет предприятия-спонсора на экономиста и юриста вряд ли получится: зачем тратить средства на тех специалистов, кого и так переизбыток?!

Кроме того, отсутствие ответственности сторон, в том числе и финансовой, какая возложена сейчас, не позволяло решить реальную задачу целевого обучения: насыщение кадрами региональной экономики. А сейчас и вуз выступает полноправным участником договора: либо берет на себя обязательства скорректировать программу обучения "целевых" студентов в соответствии с требованиями работодателя, либо учитывает пожелания заказчика о прохождении студентом производственной практики и также по запросу предоставляет ему сведения об успеваемости студента.

Таким образом, по истечении 4–6 лет после заключения договора о целевом обучении регионы должны получить компетентных специалистов в той области, которая является наиболее перспективной для развития экономики региона. "Тенденция получить юридическое, экономическое или стоматологическое образование в рамках квот целевого приема не менялась уже несколько лет, – говорит Алан Аликов. – Однако мы, со своей стороны, считаем наиболее востребованными для экономики республики направления, связанные с формированием цифровых компетенций, педагогические специальности, а также инженерные с инновационной составляющей".

С учетом всех нововведений, неудивительно, что по итогам приемной кампании-2019 квоты на целевое обучение даже в ведущих вузах страны оказались заполненными только частично. Сейчас должна сформироваться определенная группа абитуриентов, на которой сойдутся интересы всех сторон – и желания самих выпускников, и университета, имеющего программы для качественной подготовки кадров, и регионов с работодателями, которые через четыре–шесть лет гарантированно примут на работу молодого специалиста-целевика.

"Даже понимая, что сегодня инвестиция в человеческий капитал – самая выгодная, несмотря на свою долгосрочность, малым и средним предприятиям сложно включиться в этот процесс. У них попросту нет такого горизонта планирования. Крупные госкорпорации, производственные и финансовые предприятия выстраивают стратегию развития на 5–10–15 лет. А малому бизнесу кадры нужны здесь и сейчас – они берут готовых специалистов на рынке труда или ищут более приближенных к их запросам и сами проводят краткосрочное обучение, – поделился своим мнением предприниматель и исполнительный директор АНО "ЦОП БПК" Сослан Хохоев. – Нестабильная экономика не дает гарантий, что к окончанию обучения студента индивидуальный предприниматель-заказчик еще будет существовать. В нынешних условиях могут сориентироваться и "выжить" только крупные предприятия. Поэтому для нас это большие риски, которые, с одной стороны, могут себя оправдать получением квалифицированного кадра, но с другой – понести существенные убытки без перспективы их возвращения".

Если продолжить мысль предпринимателя, можно объяснить, почему многие студенты-"целевики", до заключения ныне действующих договоров, не возвращались в регион, который поспособствовал их учебе: будущие специалисты еще во время учебы начинали работать, встраиваться в рынок труда, накапливать связи, профессиональный опыт, а дома их никто не ждал с открытыми вакансиями.

На выходе мы имеем замкнутый круг: экономике нужны специалисты, но в силу своей нестабильности она не может гарантировать им рабочие места. Однако нужно понимать, что сегодня большой поток инвестиций направлен на развитие долгосрочных проектов, в том числе, высокотехнологичных производств, многие из которых реализуются в рамках национальных проектов. Все это позволяет выстраивать планы на несколько лет вперед, а значит, целевая подготовка кадров для различных сфер экономики региона станет востребованной. И тогда новый механизм целевого обучения обретет реальные черты, смысл и перспективы.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика