Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Об эпидемиях и пандемии

Тема коронавирусной пандемии – одна из главных во всем мире. Думается, что нашим читателям будет интересно ознакомиться с тем, как была организована подобная профилактическая работы в прошлом.

30 декабря 1869 года во Владикавказе было создано окружное военно-медицинское управление, введена должность областного врача. Он приступил к исполнению своих обязанностей 1 января 1871 года согласно именному приказу Наместника на Кавказе по согласованию с военным министром Российской империи.

Деятельность его и возглавляемого им ведомства можно условно сравнить, исходя из современных реалий, с работой министерства здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы, поскольку в те годы на первом месте по значимости была профилактика инфекционных заболеваний: сибирской язвы, сапа, сифилиса, трахомы, тифа, оспы, проказы, холеры.

Одним из активно действующих общественных объединений тех лет являлось "Терское научно-медицинское общество". Его организационное становление произошло в стенах Владикавказского военного госпиталя. 18 декабря 1890 года несколько десятков представителей медицинской интеллигенции Терской области – врачи, провизоры, ветеринары (ибо ветеринария в те годы входила в общую систему здравоохранения) собрались на свое организационное заседание.

Члены общества, согласно уставу, работали бесплатно, в том числе проводили консультации и чтение лекций. Научно-методические разработки и доклады членов общества издавались в виде журналов и печатались областной типографией, а некоторые из них печатались в центральном российском журнале "Медицинское обозрение".Они выступали инициаторами специализации врачей, поддерживали научные связи с аналогичными организациями Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы, Баку, Ленкорани, Порт-Артура. Во Владикавказе была организована больница "для заразных и сифилитиков".

Для Осетии, как и многих регионов юга Российской империи середины ХIХ века, одной из острейших проблем в здравоохранении являлась борьба с холерой. Распространению этого заболевания во многом способствовал низкий санитарно-гигиенический уровень населения.

Холера впервые была завезена в Европу из Индии. В XIX веке только в России было восемь эпидемий холеры, в результате которых погибли более 2 миллионов человек. Борьба с ней была организована согласно принятой 19 июня 1931 года "Инструкции для врачей, заведующих кварталами", в которой излагались их действия при получении вызова к больному холерой:

"Поспешить сколь возможно прибытием своим к нему, и если найдет, что он действительно страдает припадками холеры, то, отделивши его немедленно от здоровых в особую комнату, если местные обстоятельства позволяют, и, приняв всевозможные меры для отвращения опасности распространения заразы на других и на себя, подает нужное пособие". После этого больного следовало отправить в близлежащий лазарет или больницу.

На борьбу с холерой организовывались гражданские, военные и медицинские силы. Студенты-медики группами по четыре человека прикомандировывались к холерным больницам и придавались в помощь квартальным врачам. Это был один из первых случаев использования студентов в конкретной медицинской деятельности. В Санкт-Петербурге медицинской академии также поручалось заведование холерной больницей на Выборгской стороне.

Для усиления профилактических мероприятий и в условиях нарастания противоправных действий некоторых представителей населения, громивших больницы, в 1832 году в России была введена смертная казнь за несоблюдение карантина. В дальнейшем эта мера долгие годы играла положительную роль в системе российского законодательства. По мере либерализации уголовного права смертная казнь трансформировалась в более мягкие виды уголовной ответственности.

Говоря о той борьбе с холерой, которую проделывал до революции 1917 года Главный холерный комитет Терской области, необходимо отметить его, безусловно, положительную роль. Также следует признать, что со стороны правительственных кругов его деятельности оказывалась всевозможная поддержка: он имел четкую организационную структуру, в своей деятельности подразделялся по административному принципу на местные комитеты, названия которых, как правило, олицетворяли их юрисдикцию.

Это были комитеты: Владикавказский, Грозненский, Кизлярский, Нальчикский, Наурский, Пятигорский и Хасавюртовский. Весьма примечательно, что данные отделы действовали в виде так называемой модульной схемы. Они разворачивали свою деятельность по мере необходимости и сворачивали ее, экономя государственные средства, по мере того как угроза эпидемии отступала. В этих случаях руководители отделов обращались со специальными петициями о закрытии в Главный холерный комитет.

Помимо непосредственно медицинских мер по борьбе с холерой, комитет и его отделы проводили большую профилактическую и разъяснительную работу, в том числе и с использованием средств наглядной агитации. Так, широко практиковалось издание различного рода памяток как пособий и средств для проведения профилактических бесед среди широких слоев населения. Факт их издания не только на русском языке, но и на языках других народов страны, говорит о том, что подобная работа проводилась с привлечением сил национальной интеллигенции.

В ХIХ веке возникла дискуссия между двумя выдающимися инфекционистами того времени С. Боткиным и В. Экком по вопросу лечения холеры. Господин Экк основную причину видел в алкоголизме, предлагал универсальное средство – смесь опийной настойки и дубильной кислоты. Боткин настаивал на более активной позиции врачей, ставя под сомнение действенность универсального средства.

Для организации противоэпидемических мер создавались санитарные отряды, усиливался надзор за удалением нечистот и мусора, устанавливались бочки с кипяченой водой, выпускалась популярная санитарная литература. В связи с появлением бактериологических лабораторий и развитием соответствующих исследований стал возможным санитарно-эпидемиологический контроль воды и пищевых продуктов, который совместно с бактериологической клинической диагностикой выявлял общую эпидемическую ситуацию в городе по определенной инфекции.

Специальные приказы по борьбе с холерой были изданы также военным ведомством, министерствами путей сообщения, финансов и, конечно же, внутренних дел. В городах создавались санитарно-исполнительные комиссии, которые обязаны были иметь планы борьбы с эпидемией как в ожидании ее, так и на случай ее появления. Особо предусматривались меры общего оздоровления населенных пунктов: содержание в чистоте улиц, площадей, дворов, очистка отхожих мест, мусорных и навозных ям, "неусыпное попечение" о чистоте источников воды для питья и обихода, санитарно-полицейский контроль за продажей съестных припасов и т.д. При появлении первых случаев заболеваний предписывалось немедленно донести об этом через полицейско-санитарную власть надлежащему начальству. Похоронные процессии и многолюдные похороны запрещались.

На "холерную" тему живо отреагировала осетинская интеллигенция, в частности,

Г. Дзасохов, посвятивший этому вопросу специальную статью "О борьбе с инфекционными заболеваниями". "Повторять азбучные истины – дело довольно скучное, – отмечал он, – но бывают обстоятельства, заставляющие нас делать это. Кто станет в настоящее время оспаривать благодетельность земства для населения?! Однако на Кавказе нет пока этого рода самоуправления, и приходится в сотый раз напоминать об этом. К этому обязывают нас факты жизни. Возьмем беспомощное положение осетин в настоящий момент, когда страшная гостья – холера – добралась и до вершин девственных Кавказских гор. Трудно представить себе человека в более жалком виде. Среди осетинского населения – паника. Помощи ниоткуда не видно. Горцы побросали свои сакли и бежали в леса... Ожили опять народные святые. Строятся новые молельни, приносятся жертвы... Врачей заменяют кудесники, которые пользуются большим авторитетом даже в таких более культурных центрах, как Алагир. Здесь сейчас отстраивается новая святыня по совету одного "друга богов". Население уже освятило это новое жилище святых, проглотив целого быка... Но все-таки странно и обидно за человека в ХХ веке", – писал Г. Дзасохов.

Как видим, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что борьбе с инфекционными заболеваниями в те годы уделялось огромное внимание как со стороны правительства, так и со стороны общественных организаций.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика