В годы войны североосетинская гидроэнергетика по сути оказалась на передовой боевых действий. В те времена Гизельдонская ГЭС была стратегическим важным объектом: она снабжала энергией грозненские нефтепромыслы, а также республиканские объекты народного хозяйства, многочисленные госпитали и завод "Электроцинк", где изготавливались боеприпасы.
7 августа 1942 года в Северной Осетии в связи с приближением боевых действий было объявлено военное положение. Орджоникидзе (ныне Владикавказ) имел большое стратегическое значение: отсюда открывались выходы к перевальным дорогам в Закавказье и прямая дорога к нефтяным промыслам Грозного и Баку.
Осенью создалась непосредственная угроза захвата Гизельдонской ГЭС (22,8 МВт), которая в начале войны была основной электростанцией республики, которая работала в параллели с Грозненскими электростанциями, они питали грозненские скважины. Осенью 1942 года при приближении фашистских войск решением Государственного комитета обороны (ГКО) на Гизельдонской ГЭС были демонтированы два главных гидроагрегата, 6 фаз трансформаторов, 6 масляных выключателей, другое оборудование и отправлены в Среднюю Азию. На ГЭС оставался в работе лишь гидроагрегат с одной группой силовых (однофазных) трансформаторов мощностью около 10 тыс. кВт, который снабжал электроэнергией оставшиеся в работе заводы и военные госпитали Орджоникидзе.
Расстояние до железнодорожной ветки от Гизельдонской ГЭС составляет около 30 км по горным дорогам. В качестве тягача использовались танки. К концу сентября почти все, назначенное к вывозу оборудование было отправлено в Туркмению.
Прорваться в Кобанское ущелье войскам Вермахта не удалось. Несмотря на близость боевых действий, персонал Гизельдонской ГЭС обеспечивал электроэнергией промышленные предприятия, выпускавшие военную продукцию, и бесперебойную работу грузового бремсберга Подпурт-Кахтисар. Этот канатный подъемник связывал нижнюю часть Гизельдонского ущелья с плоскогорьем, которое имело выходы к линиям снабжения боеприпасами и продовольствием войск в Дигорском и Алагирском ущельях, где сражались воинские части, отрезанные от основных сил Красной Армии.
Остававшийся в работе третий гидроагрегат и другое оборудование на случай опасности захвата врагом были заминированы.
Принимая во внимание стратегическое значение Гизельдонской ГЭС, немецкое командование поставило задачу перед лучшими ассами 4-го воздушного флота разбомбить станцию. С верхней и нижней стороны с. Кобань, через окрестности которой переправлялись военные грузы и продовольствие, надежно защищали советские зенитчики.
Командование наступающих немецких частей поставило задачу авиации разбомбить станцию. Для опытных летчиков генерал-фельдмаршала Вольфрама фон Рихтгофена оставался лишь один путь для подлета – через высокую отвесную скалу. Нахождение Гизельдонской ГЭС в теснине Кобанского ущелья создавало для немецких пилотов крайне затруднительные условия. Один из самолётов, снизившись для прицельной бомбардировки, разбился, врезавшись в скалу. После этого интенсивность авианалетов заметно спала.
За все время бомбардировок лишь одна бомба упала на территорию Гизельдонской ГЭС, но не взорвалась. Она пролежала в русле отводящего канала 2-го агрегата более 17 лет. Только в 1960 году 200-килограммовая бомба была поднята подъемным краном, которым управлял работник ГЭС Петр Тарасов, вывезена и уничтожена.
В 1943 году, когда враг был отброшен, начались восстановительные работы на Гизельдонской ГЭС. Вскоре ГКО поставил перед начальником цеха станции Хаджумаром Макоевым по реэвакуации оборудования ГЭС. В Красноводске (Туркмения) с помощью работников железной дороги, в 40 км восточнее города, в пустыне удалось найти часть оборудования, местами засыпанное песком. Благодаря помощи партийных работников Туркмении, буквально за месяц пароходом по Каспийскому морю, а затем по железной дороге удалось доставить оборудование.
Скорейшее восстановление Гизельдонской ГЭС было жизненно необходимо для Кавказа: сюда начали возвращать из эвакуации предприятия, на которых наращивали выпуска военной продукции. Технически сложные работы по монтажу и наладке оборудования ГЭС и подстанции проводили высококлассные специалисты из треста "Кавказэнергострой", а также "Кавказэнергомонтаж"", Московского трансформаторного завода. Работы были выполнены на высоком инженерном уровне, что подтверждалось отсутствием неполадок и аварий при пуске агрегатов ГЭС.
Летом 1944 года все основные работы по восстановлению Гизельдонской ГЭС, линий электропередачи, подстанций были завершены, и в июне этого же года последний агрегат ГЭС был включен в работу.
Справка:
Северо-Осетинский филиал ПАО "РусГидро" включает шесть гидроэлектростанций: Зарамагская ГЭС-1, Головная ГЭС Зарамагского каскада, Эзминская ГЭС, Гизельдонская ГЭС, Дзауджикауская ГЭС и Павлодольская ГЭС. Общая установленная мощность всех гидроэлектростанций Северо-Осетинского филиала составляет 440 МВт.
РусГидро – крупнейшая по установленной мощности российская энергетическая компания, объединяющая более 400 объектов генерации в Российской Федерации. РусГидро – первая в стране и четвертая в мире компания в отрасли гидроэнергетики, лидер по производству энергии на базе возобновляемых источников в России. Установленная мощность электростанций, входящих в состав РусГидро, включая Богучанскую ГЭС, составляет 39,5 ГВт.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30