Строительство столь важной для республики трассы – "Владикавказ–Моздок" – наткнулось на неожиданное препятствие – важнейший исторический памятник и протесты ученых и общественности. О ситуации и выходе из нее "СО" рассказал доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и археологии РСО–А Руслан БЗАРОВ.
– Современная дорога, напрямую соединяющая Моздок с Владикавказом, очень нужна республике. Люди устали часами мыкаться по неудобным объездным дорогам. Уже это было бы достаточным основанием для постановки давно назревшего вопроса о новой дороге. А ведь есть еще общественный запрос – экономические связи, транспортные коммуникации, обмен трудовыми ресурсами. Есть политико-административная необходимость укреплять всесторонние связи Моздокского района с остальными районами республики и ее столицей. Моздок никогда не был сиротой в нашей общей семье – совсем напротив, он был и остается любимым сыном.
Однако решение хозяйственных вопросов никогда никого не освобождало от бережного отношения к истории и культуре, от исполнения законов по защите наследия. Поэтому любое противопоставление должно быть отвергнуто: нам и дороги нужны самые лучшие, и историю свою мы никому не уступим.
– А какова история дороги "Владикавказ–Моздок", о реконструкции которой мы сейчас говорим?
– Обновление моздокской дороги имеет не только хозяйственный, но и глубокий исторический смысл. Это очень древний путь. Две тысячи лет назад он напрямую соединял аланские города предгорной зоны (их остатки – Владикавказское, Зилгинское, Брутское и другие городища) с городами среднего течения Терека (Киевское и другие городища под Моздоком).
Моздок был заложен в 1763 г., осетины вошли в число его первых жителей. Там расположилась Осетинская духовная комиссия, а в 1865 г. открылась Осетинская школа.
В XVIII в. в Моздок ездили по этой же старой трассе, и только в начале XIX в. по левому берегу Терека провели новую дорогу, которую назвали Военно-Грузинской. В 1829 г. по ней через Арджинараг (Эльхотова и Карджина там еще не было) и Ардонское укрепление проехал Пушкин. Кружная дорога и тогда была утомительной – недаром Пушкин написал: "В Моздок я больше не ездок".
Конечно, и старой дорогой продолжали пользоваться, для ее охраны в начале XIX в. построили укрепления Елизаветинское (в Зилгинском городище) и Константиновское (в районе Пседаха).
– Руслан Сулейманович, какой именно исторический памятник неожиданно встал на пути прогресса и почему он важнее такой важной дороги?
– Зилгинское городище – один из самых выдающихся археологических памятников не только Осетии, но и всего Кавказа, объект культурного наследия федерального значения, известный во всем мире. Это остатки древнего аланского города, который раскинулся на семи холмах и занимал общую площадь в полтора квадратных километра.
Время активной жизни и расцвета древнего аланского города пришлось на первые века новой эры. Он вырос на важнейшей торговой трассе, соединявшей Восточную Европу с Закавказьем и Передней Азией.
Семь холмов – это древняя индоевропейская традиция: на семи холмах основаны Рим и Константинополь, Киев и Прага. Для создания аланского города холмы были насыпаны, представьте объем проведенных работ!
На самом высоком из них располагалась цитадель, укрепленная глинобитной стеной с "панцирем" из булыжника, многометровым рвом, валом и земляными бастионами. В масштабах России городище не имеет аналогов по мощности оборонительных сооружений среди известных науке памятников той эпохи.
Жителями древнего города были "классические" аланы – с характерными чертами материальной культуры и катакомбным обрядом погребения. Город был торговым и ремесленным центром. В нем жили гончары, металлурги, ткачи и ювелиры. Многие городские жители работали на земле – сеяли хлеб, пасли скот. Дома строили из кирпича-сырца, полы обмазывали глиной. Припасы складывали в ямы-хранилища. Археологи нашли серпы и жернова, остатки зерна в сосудах, кости домашних животных.
Город был административным центром для окружавшего сельского населения. Цитадель служила резиденцией правителя и аристократическим районом города. На остальных холмах размещался посад – здесь жили рядовые горожане.
Существование поселений, подобных Зилгинскому, говорит о глубоком имущественном и сословном разделении аланов, о развитых формах их политической власти.
– Значит, известный во всем мире исторический объект "вырос" на пути дорожников не вдруг?
– Еще в середине 1980-х гг. в городище несколько сезонов шли археологические раскопки, позволившие установить его выдающиеся масштабы и историческое значение. Тогда поводом для раскопок послужила опасность, создававшаяся карьером кирпичного завода.
Все, что мы знаем сегодня, – результат тех раскопок, которые охватили лишь небольшую площадь. Нетрудно представить, сколько информации об аланской культуре и истории можно получить из дальнейших исследований.
Обновление моздокской дороги имеет не только хозяйственный, но и глубокий исторический смысл. Это очень древний путь. Две тысячи лет назад он напрямую соединял аланские города предгорной зоны (их остатки – Владикавказское, Зилгинское, Брутское и другие городища) с городами среднего течения Терека (Киевское и другие городища под Моздоком).
– Строительство дороги – это новый повод для беспокойства?
– Через городище шла старинная проселочная дорога, которую заасфальтировали в послевоенный период. Конечно, республика остро нуждается в современной трассе, соединяющей Моздок с Владикавказом. Однако, начав реконструкцию дороги, дорожники вторглись в культурные слои городища, потревожив древний могильник.
Оказалось, что в утвержденном федеральными органами проекте не был предусмотрен необходимый раздел археологического изучения.
Все это не могло пройти незамеченным. Общественность и профессиональное сообщество забили тревогу. Сегодня строительные работы на этом участке остановлены.
– А почему археологи не раскопали все, что нужно, за прошедшие десятилетия?
– По той же причине, почему дорожники не построили до сих пор дорогу – разве Моздок и Владикавказ не нуждались в ней? И дорожное строительство, и археология – это тяжелое производство, имеющее дело с земляными работами, требующее найма техники, рабочих рук.
Археолог должен, как инженер, спроектировать земляные работы и руководить ими, чтобы потом изучать результаты раскопок. А сами раскопки – это такое же многолюдное затратное производство, которое невозможно провести без специального финансирования.
Археологические раскопки – это строительство, которое, как и любое другое производство, невозможно провести без специального финансирования.
– Что же теперь делать и со строительством дороги, и с научными работами?
– На этот вопрос, достойный Чернышевского и Ленина, отвечать очень почетно. Хорошо, что вы не задаете герценовский вопрос: кто виноват? Идет изучение нанесенного ущерба, поиск выходов из сложившейся ситуации.
Самый простой ответ: исполнять закон, который предусматривает защиту культурного наследия. Предлагались два варианта: изменить проект автодороги с обходом городища и еще нескольких объектов культурного наследия на ее трассе или провести полное археологическое исследование перед продолжением остановленных дорожных работ.
Насколько мне известно, строители предпочитают вариант обхода. Очевидно, что и при уходе на обходную дорогу потревоженная часть городища должна быть дообследована и законсервирована – этого требует закон.
– Можем ли мы считать, что решение проблемы найдено?
– Проблем, как это бывает в подобных случаях – целый "букет". Зилга – мое родное селение, его жители рискуют потерять едва ли не последний выгон и единственное футбольное поле. Тяжелые самосвалы, поднимая тучи пыли, ежедневно едут по околице – по намеченной обходной дороге, мимо бюстов Героя Советского Союза Энвера Ахсарова, генерал-лейтенанта Афако Фидарова, героя Гражданской войны Хаджимурата Дзарахохова, героя спорта Саукудза Дзарасова. Кто-нибудь подумал о сельском жителе, который и память предков чтит, и в полезности дороги не сомневается? Ему же жить нужно на этой земле!
Тем не менее самое главное уже произошло – люди не остались безучастными. Мне это кажется важным достижением. Хочется надеяться, что досадная оплошность или чья-то близорукость по отношению к Зилгинскому городищу послужат уроком государственным органам, хозяйственникам и гражданскому обществу, приближая всех нас к объединению на платформе ответственного отношения к культурному наследию.
Если государству удастся найти решение совместно с заказчиками-инвесторами и с участием экспертов в области археологии и охраны наследия, это станет примером на долгие годы. А для общественного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия желательно воссоздать организацию наподобие существовавшего прежде Общества охраны памятников.
Мы живем на удивительно богатой уникальными памятниками истории нашего народа земле и просто обязаны знать и сохранять их. Ведь без уважения к прошлому никакие новые дороги не приведут нас в светлое будущее!
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30