Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Пятеро братьев Бекмурзовых

"Ма мын тæрс, Гыцци, скоро вернусь с победой!.." – это были последние слова, которые слышала Гыцци (так ласково называли Марию дома и односельчане в с. Камунта), провожая пятого сына Балокка (Володю) на фронт.

Пятеро братьев Бекмурзовых из с. Камунта погибли в боях за Родину. Каждый год, в канун 9 Мая, у въезда в с. Чиколу висит баннер "Братья Бекмурзовы, мы вас помним!"

Когда-то, в царские времена, призывая на фронт мужчин из одной семьи, хотя бы одного оставляли дома, чтобы очаг не погас. Но это были другие времена. В Великую Отечественную решалась судьба Родины, поэтому уходили воевать все...

Когда мои двоюродные братья Мурат, Созыр, Балокка (Володя), Леуан, Асланбек и родные братья Трафим и Тамби Бекмурзовы воевали с немецкими захватчиками, я только появился на свет. В детстве, а потом и в школьные годы до меня доходили рассказы от Трафима и Тамби (он вернулся с войны без левой руки), как жестоко дрались с фашистами. Говорили, что война была страшная, но надо бы привыкать к жестокостям войны. Потому что, если ты проявишь слабость, то тебя враг не пощадит.

Более подробно о своих братьях узнал по рассказам от их единственной сестры Таузан Бекмурзовой-Мамукаевой. Когда я приезжал в Синдзикау к ней в гости, она, обнимая меня, в ухо шептала: "Приезжай почаще, ты у меня самый близкий из Бекмурзовых остался".

В селе Камунта, расположенном в высокогорье, в местечке Уаллагком Дигорского ущелья, в начале двадцатого века проживали более двухсот человек. Сейчас – всего пять. Здесь и решили обосноваться два брата Бекмурзовых – Амурхан и Дзидо. Совместно построили один дом, куда привели своих жен. И жили одной большой семьей. Когда стали появляться дети, то никто их не делил. Так и воспитывали два брата своих 12 детей – 7 девочек и 5 мальчиков.

Беда пришла неожиданно – скоропостижно скончался старший брат Амурхан, и вся тяжесть воспитания детей легла на плечи младшего – Дзидо (Сидора). Но он не отчаялся. Стал еще больше трудиться, понимая, что детям надо было дать образование. Забегая вперед, нужно сказать, что все пятеро братьев получили высшее образование!

Страшным оказался для семьи Бекмурзовых 1937 год. Не всем в с. Камунта было по нраву то, что эта семья благополучная, которую можно ставить в пример другим. В этой семье с детства детям прививались любовь к труду, взаимопонимание, уважение к старшим и друг к другу.

И все же нашелся среди односельчан негодяй, написавший лживую анонимку на Сидора (Дзидо). А суд "тройки" тогда был скор на расправу. Приговор – расстрел. Его жена не смогла пережить cмepть мужа и через несколько месяцев ушла за ним. И тогда все тяготы большой семьи легли на хрупкие плечи супруги старшего брата Амурхана Марии (Гыцци).

Из рассказа Таузан поражает тот факт, что все братья из богом забытого села после окончания Фаснальской школы (7 километров от с. Камунта) поступили в высшие учебные заведения и получили образование. Старшие Созыр и Владимир – в московские вузы. Один учился на зоотехническом факультете аграрной Академии им. Плеханова, а другой – на математическом факультете Московского государственного университета. Трое младших братьев окончили СОГМИ. Самый старший, Созыр, после окончания вуза выбрал военную стезю, поступив в академию.

Несмотря на пережитое горе – смерть отца и матери, братья получили образование, строили планы на будущее. И тут как гром среди ясного неба на Страну Советов обрушились фашистские полчища. Началась самая страшная в истории человечества война...

Каждый мужчина понимал, что пришло время встать на защиту любимой Родины. Первым на фронт попал младший из братьев, Леуан, проходивший службу в Красной Армии на территории Литвы. По окончании военной академии в звании капитана на фронт ушел Созыр. Затем были призваны Мурат и Асланбек. Мурат в звании лейтенанта был командиром стрелкового взвода. Владимир дольше всех оставался дома. Ему как директору школы была предоставлена бронь.

Гыцци все время сокрушалась, что сыновья ушли на фронт неженатыми, хотя многие девушки были в них влюблены. Поэтому она настаивала, чтобы хотя бы Владимир женился и подарил ей долгожданных внуков. Но сын впервые в жизни ослушался ее, ибо не мог позволить себе строить счастье, в то время как братья, не жалея себя, дрались с ненавистным врагом. Отказавшись от брони, Владимир последовал за своими братьями, напоследок пообещав вернуться с победой…

Мария с сестрами остались ждать дома. Словно чувствуя их тоску и беспокойство, от них часто приходили письма. Мария с дочерьми Милуан, Зорка, Таузан и внуком Петкой жили все в том же большом доме, трудились не покладая рук и на ферме, и в поле, чтобы сохранить свой очаг в прежнем виде к приезду любимых сыновей и братьев.

Надеждам не суждено было сбыться. Пять ясных соколов, пятеро братьев Бекмурзовых Созыр, Мурат, Владимир, Асланбек и Леуан никогда больше не перешагнули порог отчего дома. Навеки остались лежать на просторах Европы, которая сегодня изо всех сил старается забыть этот подвиг.

Владимир и Асланбек пали на полях сражений в апреле 1943 года. Созыр погиб в августе 1944-го при освобождении Венгрии. Мурат – в 1945 г. И лишь о младшем Леуане ничего не известно – где воевал, в какой земле покоятся его останки.

Только на Созыра пришла похоронка. Об остальных братьях Марии (Гыцци) ничего не было известно. Поэтому она до последних дней своей жизни ждала своих ненаглядных сыновей. Так и не сняла со своей седой головы траурный платок до конца своих дней. Похоронена Мария на кладбище в с. Синдзикау... Хранила она как зеницу ока пожелтевшие от времени и слез солдатские треугольники... Минули лихие времена… Мария выдала замуж своих дочерей и переселилась в с. Синдзикау, ближе к ним. А дом Бекмурзовых – безмолвный свидетель превратностей судьбы – стоит и по сей день на том же месте.

К сожалению, память о погибших пятерых братьях Бекмурзовых до сих пор никак не увековечена в районном центре – Чиколе. Разве не достойны они того, чтобы улицу назвали в их честь? Да и в столице республики, Владикавказе, городская администрация могла бы внести предложение о присвоении одной из улиц имени братьев Бекмурзовых.

Каких только улиц нет во Владикавказе: Комсомольская, Пионерская, Весенняя, Веселая, Средняя, Вокзальная. Ведь была же улица Черноглаза, теперь – Балаева, ул. Артиллерийская – Бибо Ватаева, которых помнят и любят все жители Владикавказа. Почему городская топонимическая комиссия не может (или не хочет) принять решение, которое уже давно очевидно?

Мы, родные, близкие, бережно храним память о наших славных соколах с отважными сердцами и молодыми глазами, в которых застыла жизнь… Но и молодежь Осетии должна знать своих героев и идти по стопам подвига...

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика