Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Уже не "тяжелая", но еще "напряженная"

– так оценивает ГАК наркоситуацию в нашей республике

Ситуация, связанная с распространением наркотиков в республике, несмотря на меры, предпринимаемые по линии противодействия их незаконному обороту, и злоупотребления ими, по-прежнему остра. Тем не менее Северная Осетия – один из тех регионов страны, где, по оценкам, наркоситуация все же лучше среднероссийского показателя. О том, как это удается достигать общими усилиями, рассказала в эксклюзивном интервью с "СО" руководитель аппарата Антинаркотической комиссии (АНК) при Главе РСО–А Луиза ЛЕБЕДЕВА:

– Что касается оценки наркоситуации, существует специальная методика, утвержденная Государственным антинаркотическим комитетом (ГАК), в соответствии с которой ежегодно во всех субъектах РФ проводится соответствующий мониторинг. Все результаты обобщаются и докладываются председателем ГАК напрямую Президенту РФ. Буквально неделю назад ГАК провел совещание в форме ВКС, в котором принял участие глава республики Вячеслав Битаров. Одним из вопросов как раз было утверждение доклада о наркоситуации в Российской Федерации, где, соответственно, в числе всех субъектов России отражались сведения и по Северной Осетии. Если в целом по стране оценка наркоситуации значится как "тяжелая", то у нас в республике ситуация определена как "напряженная". Чтобы было понятно: всего существует пять оценок, которые рассчитываются по специальной методике из показателей на основании 50 статистических отчетов 21 ведомства: это – удовлетворительная, напряженная, тяжелая, предкризисная и кризисная. Согласно таблице оценки наркоситуации, ни в одном из субъектов Российской Федерации не признано удовлетворительное состояние наркоситуации. Напряженная наркоситуация определена в 62 субъектах (в том числе, и РСО-Алания). А в 28 субъектах РФ признана тяжелая наркоситуация. В двух регионах оказалась предкризисная наркоситуация (Москва, Санкт-Петербург).

– То есть у нас тенденция на улучшение?

– Могу сказать, что вплоть до 2015 года включительно у нас была тяжелая наркоситуация (из отчетов ГАК), с 2016 года поднялась на одну ступень выше, то есть в напряженную. Правда, в 2019 году несколько изменилась картина по выявленным преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков: увеличение здесь произошло практически вдвое.

– Разве этот показатель не говорит о том, что правоохранители стали выявлять больше преступлений?..

– Безусловно – это хорошие результаты работы правоохранительных органов. Но в то же время, рост любых видов и форм преступности – это сигнал о неблагополучной криминогенной ситуации.

Что касается увеличения количества наркопреступлений, то здесь несколько иной момент.

Половина выявленных в 2019 году наркопреступлений зарегистрированы в отношении неустановленных лиц, источников незаконных сбытов наркотиков. Указанные уголовные дела возбуждались по рекомендации органов прокуратуры по всем материалам, где в биосредах исследуемых лиц были обнаружены следы наркотиков. Грубо говоря, если у человека в организме обнаружены следы наркотиков, то возникал вопрос: откуда они взялись и кто ему их сбыл? Вот этих "призрачных" сбытчиков и предлагалось выявить. По всем таким неустановленным лицам и были в итоге возбуждены дополнительно уголовные дела – а это около 1300 производств.

Таким образом, показатель "удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных" оказался неутешительным. В итоге, если всего общеуголовных преступлений выявлено за прошлый год 9503, то преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из их числа оказалось 2316.

Такая практика возбуждения уголовных дел существует не во всех субъектах РФ. И в настоящее время на федеральном уровне решается вопрос совершенствования законодательства в части исключения фактов возбуждения уголовных дел в отношении неустановленных сбытчиков наркотиков при отсутствии сведений об обстоятельствах их сбыта, а также отсутствия предмета преступления.

Вместе с тем нельзя не отметить высокий уровень оперативно-служебной деятельности МВД по РСО–А в части повышения раскрываемости особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Такой категории преступлений раскрыто на 23,5% больше, чем за АППГ, а также совершенных в составе организованной преступной группы раскрыто на 36,4% больше, чем за АППГ. Также по сравнению с предыдущими периодами раскрывается больше преступлений, связанных с незаконным сбытом сильнодействующих веществ.

Реальную же цифру совершенных наркопреступлений возможно определить числом осужденных за эти преступления, и эта цифра почти в три раза меньше зарегистрированных преступлений этой категории. Причем в 2019 году по сравнению с предыдущими это число идет по убывающей: в 2015 году было осуждено лиц за совершение наркопреступлений – 1068 чел., в 2017 – 844, в 2018 – 869 и в 2019 – 753.

А вот что касается смертельных случаев от острых отравлений наркотиками (передозировка) в 2019 году, то, по данным судмедэкспертизы, их стало гораздо меньше (6 против 12 в 2018 году). С начала этого года таких случаев вообще не зафиксировано.

– Может потому, что эта статистика немного лукавит, ведь есть случаи, когда родственники просят указывать иную причину смерти в медицинском заключении?

На сегодня закладки – это самый распространенный способ осуществления незаконного наркосбыта. Но надо сказать спасибо населению, которое проявляет бдительность и оказывает помощь правоохранителям. Звонят, сообщают о подозрительных фактах. И нередко бывали случаи, когда благодаря таким сообщениям удавалось на месте задерживать и потребителей, и самих закладчиков».

– Это не тот случай. Родственники на эти заключения никак не могут повлиять. Да, бывает категория, у которых обнаруживаются следы наркотиков, однако от передозировки они не умирают, и эти сведения мы, кстати, также отслеживаем. И если у нас подобных случаев было более 60 в 2018 году, то уже в 2019-м их порядка 40 человек. Это – неофициальная статистика, но для себя мы должны знать полную картину о том, что происходит в республике в сфере наркопотребления. Но безусловно, смотря правде в глаза и не кивая на статистику, надо признать, что проблема с наркопотреблением в республике существует. И бороться с ней необходимо не только усилиями правоохранительных органов, но сообща с субъектами профилактики и всего гражданского общества. Надо сказать, что общественники настолько от души подключаются к этой нелегкой работе, что результат в итоге впечатляет. Есть среди них и те, кто прошел через все это сам, зная о проблеме не понаслышке, и теперь пытаются помочь другим, причем довольно эффективно.

– А с чем связано, что в нашу республику откуда только не приезжают с целью установить "закладки"? Неужели такой спрос?

– Увы, спрос рождает предложение и, наоборот, – тоже! Могу сказать, что преобладают в "рейтинге популярности" у наркозависимых т.н. "соли", это и пиловалерон, и метилэфедрон, и многие другие опасные синтетики. Лаборатории по их производству, в основном, находятся за границей. Однако наркотики все же попадают в Россию, и не могу сказать, что в нашу республику везут закладок больше, чем в какой-то другой регион: эта проблема стоит по всей стране. Причем обходится самим наркозависимым довольно дорого и в прямом, и в переносном смысле. К примеру, на черном рынке в республике цена на метадон доходит до 8 тысяч рублей за один грамм! И знаете что любопытно? Согласно статистике за прошлый год, результаты судмедэкспертизы показали, что смертельные случаи происходили зачастую именно в результате передозировки синтетическими наркотиками.

На сегодня закладки – это самый распространенный способ осуществления незаконного наркосбыта. Но надо сказать спасибо населению, которое проявляет бдительность и оказывает помощь правоохранителям. Звонят, сообщают о подозрительных фактах. И нередко бывали случаи, когда благодаря таким сообщениям удавалось на месте задерживать и потребителей, и самих закладчиков. Это взаимодействие с гражданским обществом в республике нам надо развивать и укреплять. Только общими усилиями мы можем победить это зло.

– Сложно бывает выйти на организаторов таких схем?

– Не представляете насколько сложно! Диспетчер может сидеть где-то на Украине, в Таджикистане или даже Москве, дергая за ниточки, причем виртуально, курьеров по всей России. Установить это лицо бывает крайне сложно. Но оперативники работают, и им это подчас удается. Каким только способом не попадают наркотики в нашу страну, но, надо отдать должное нашим пограничникам и таможенникам, именно через российско-грузинскую границу как раз и не попадают. В последний раз инцидент с провозом порядка 10 кг героина на этом участке границы произошел около 10 лет назад, и с тех пор не было ни одного факта подобной контрабанды.

– А аптечную наркоманию мы победили?

– Победили – это будет сказано слишком громко, но то, что мы ее локализовали, это признал даже ГАК. Наша республика стала тем регионом, в котором существенно сократилось распространение аптечно-лекарственной наркомании, и было отмечено, что Северная Осетия – одна из первых, где внедрена практика аннулирования лицензии на фармацевтическую деятельность тех предпринимателей, юрлиц, которые занимались реализацией препаратов в качестве наркозаменителей.

– Аннулирование лицензии ведь не гарантирует, что фармацевты не уведут свой товар на черный рынок?

– При отзыве лицензии лицензиат не вправе по закону осуществлять дальнейшую фармацевтическую деятельность. Однако, конечно, были поначалу случаи, когда уже и аннулировали лицензию аптечного учреждения, а собственник продолжала торговать препаратами уже в другом месте, можно сказать, из подворотни. Глава республики тогда лично поставил задачу: пресечь нелегальную торговлю, в итоге женщина была привлечена к ответственности.

Некоторые предприниматели, пользуясь всякими лазейками в законодательстве, когда еще те или иные препараты не бывают внесены в списки подконтрольных, но их начинают употреблять в качестве наркозаменителей, быстро переключаются на такой "легальный наркобизнес", но о них быстро становится известно. У таких недобросовестных фармработников, причем, в основном, женщин, ничего святого в жизни не остается. В отношении таких представителей нашего общества нужно рассказывать отдельно, чтобы о них вся Осетия знала – каким способом они деньги зарабатывали: на слезах матерей тех детей, кому они эту "заразу" продавали.

Не могу забыть, как женщина уже немолодого возраста, руководитель аптеки в Беслане, организовала преступную группу из числа наркозависимых парней и через них продавала "залдиар". А ведь она спокойно жила и работала среди соседей, коллег и родственников, и совесть ее не мучила. Одна из ее аптек прямо напротив поликлиники была. С последней попытки все же удалось ее привлечь к уголовной ответственности.

– Как сейчас строится деятельность АНК в республике?

– Формат работы у нас несколько изменился. АНК – орган совещательный. В основном мы контролируем, как исполняются на местах поручения, но стараемся и вносить какие-то коррективы, совершенствуя свою деятельность. За районами закрепили кураторов из числа членов комиссии. Организованы рабочие межведомственные группы, которые выезжают в районы, анализируют эффективность деятельности муниципальных антинаркотических комиссий, принимают решения уже на месте. По инициативе председателя комиссии, главы республики В.З. Битарова, к деятельности АНК активно привлекается гражданское общество в лице общественных объединений, на основе которых создан совет "Антинаркотический фронт Алании". Одним словом, в совещательный орган стараемся внедрять элементы "живой" работы. И, уверена, это даст ощутимые результаты, а самое главное: за этими результатами – чья-то спасенная жизнь.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика