Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Мышление будущего

"В настоящее время работы по реконструкции помещения "Кванториума" находятся на завершающей стадии. Заканчиваются отделочные работы в здании и настилаются новые полы, приводится в соответствующий вид дворовая территория, заменена кровля. Параллельно с этим мы получаем оборудование, проверяем его соответствие требованиям инфраструктурных листов и устанавливаем его в тех квантумах, которые уже готовы", – до того момента, как в образовательном пространстве Северной Осетии начнет функционировать второй детский технопарк остается все меньше времени.

Коллектив моздокского "Кванториума" уже включился в работу под руководством директора Мурада Джахаева (на фото), который и рассказал "СО" о жизни учреждения на финальной стадии перед официальным открытием.

– Несмотря на то, что "кванториумы" уже функционируют не только по стране, но и в нашей республике, они являются новой структурой в системе допобразования. С какими мыслями вы возглавили будущий детский технопарк в Моздоке?

– С 2005 года работаю в системе общего образования и, как и многие учителя, ощущал, что школе очень тяжело поспевать за стремительно меняющимся окружающим миром. Специалисты подсчитали, что за первые десять лет этого века человечество накопило столько же информации, сколько за всю свою предыдущую историю. Ну, а последние десять лет в этом плане стали еще более насыщенными и технологичными. Поэтому, узнав о проектах Фонда новых форм развития образования, центральным звеном которых являются "кванториумы", воспринял это как глоток свежего воздуха в системе образования. Лично для меня это – работа мечты, и даже не представляю, какая другая работа могла бы быть более интересной. Осознаю всю сложность и ответственность своего положения, но твердо настроен работать вместе с нашим молодым коллективом над тем, чтобы открытие "Кванториума" в Моздоке оправдало себя на все сто процентов.

– Что было самым сложным в этапах подготовки к запуску?

– Сложностей при подготовке к открытию немало, и, участвуя в этом процессе с самого первого этапа, я вижу, насколько нелегкой эта задача оказалась для бюджета нашего района. Дело в том, что по программе создания технопарков оборудование закупается за счет федерального бюджета, а помещение предоставляет местная власть. Тем ценнее усилия, которые прилагают районная и городская администрации и управление образования, для того чтобы помещение было готово в срок и соответствовало всем строгим требованиям, предъявляемым к площадям и брендированию "кванториумов" по всей стране. Хочется выразить благодарность всем, кто причастен к этому нетривиальному для маленького райцентра событию.

– Помимо основной концепции, которую несут в себе технопарки, вы уже определили внутреннюю, индивидуальную философию вашего "Кванториума"?

– Думаю, что она должна проистекать из общей философии новой модели дополнительного образования, и отражена в названии всей федеральной программы, а именно: "Успех каждого ребенка". Для педагога каждый ребенок по-своему талантлив, и помочь ему понять свой талант и реализовать его – это первая и главная задача настоящего Учителя. Каждый ребенок, который пройдет обучение в "Кванториуме", будет иметь преимущество перед ровесниками в плане освоения профессий будущего, поскольку получит навык проектной деятельности и STEM-технологий. Ведь известно, что около половины нынешних школьников будут работать по профессиям, которых еще даже не существует.

И каждый из них еще должен обладать профессиональной мобильностью и быть готовым осваивать новые профессии в процессе трудовой деятельности. Именно в формировании таких качеств у наших учеников я вижу основу философии нашего технопарка.

– Какие квантумы будут входить в состав детского технопарка, и определены ли основные задачи для каждого из них?

– Наши шесть квантумов дополняют друг друга и должны выступать единым целым, готовя будущих специалистов, обладающих инженерным мышлением и 4К-компетенциями: креативностью, коммуникативностью, критическим мышлением и кооперативностью (умением работать в команде). Но при этом каждый ребенок сможет найти занятие по своим интересам. Кто любит природу и географию, тот выберет геоквантум; дети с художественными способностями и творческим мышлением придут в хайтек; любители конструировать и программировать запишутся в промробо. Увлекающихся наземным транспортом ждут в автоквантуме, а тем, кого манит небо, прямая дорога в аэроквантум. Если же ребенок увлекается экологией или физикой, он может попробовать свои силы, работая с альтернативной энергетикой в энерджиквантуме.

– "Кванториум" – это, прежде всего, уникальное высокотехнологичное оборудование. Что ждет будущих кванторианцев?

– Перечень оборудования настолько большой, что всего не перечислить, поскольку список насчитывает не одну сотню позиций. Здесь как новомодные 3D-принтеры и сканер, так и знакомые еще папам и дедушкам паяльные станции и сверлильные станки; наряду с фрезерными станками с ЧПУ детей ждет суперсовременный лазерный гравер. Есть микроскоп, способный создавать давление до 10000 атмосфер и мультиспектральная камера для беспилотных летательных аппаратов; шлем виртуальной реальности и кресло-авиасимулятор; интерактивные панели, видеостена и камеры объемного зрения; роботехнические конструкторы и манипуляторы и беспилотные робомобили… Самое главное, что все это оснащение будет использоваться именно для обучения, а не в развлекательных целях. Думаю, что такое оборудование наш район мог бы увидеть очень и очень не скоро, если бы не инициатива главы республики по открытию у нас такого инновационного детского технопарка.

– Можно ли назвать какие-то принципиальные отличия моздокского технопарка от других "коллег", в частности, от владикавказского "Кванториума"?

– Каждый из "кванториумов" федеральной сети должен соответствовать общей идее и быть визуально оформлен в соответствии с фирменным стилем, поэтому можно сказать, что все технопарки узнаваемы и во многом похожи друг на друга. С другой стороны, большинство "кванториумов" строятся с нуля по современным проектам, наш же – располагается в историческом здании 1881 года постройки, которое, несмотря на столь почтенный возраст, оказалось очень просторным и удобным именно для наших целей. Хочется верить, что открытие "Кванториума" вдохнет в это здание новую жизнь, не менее славную, чем во времена нахождения здесь станции юных техников.

– Мурад, несомненная часть успеха работы – это коллектив, неравнодушный и компетентный. Как проходил отбор будущих наставников?

– Подбор кадров в нашем маленьком городке, где нет ни вузов, ни крупных промышленных предприятий, изначально представлялся очень серьезной задачей, которую мы начали решать заблаговременно. Обращения в центр занятости, образовательные организации и реклама в социальных сетях принесли свои плоды, и в настоящее время мы набрали достаточный штат, для того чтобы начать учебный процесс. Но вакантные места у нас еще остались, поэтому мы ждем людей с техническим образованием, любящих детей и готовых учиться и развиваться профессионально. Работа очень интересная и перспективная, поэтому добро пожаловать в нашу команду!

– У вас за плечами весомый багаж работы в педагогике и образовании. Есть ли у вас свой, уже проверенный подход по работе с одаренными детьми, или технопарк станет некой площадкой для апробации новаторских методов?

– Наверное, нет какого-то универсального подхода в работе с детьми. Каждый ребенок – индивидуален, к каждому нужно найти свой подход, но у нас есть методическая помощь и профессиональная поддержка со стороны коллег из владикавказского "Кванториума" и от сотрудников Фонда новых форм развития образования Министерства образования РФ, которые внедряют в технопарках проектный подход к обучению, существенно отличающийся от привычной всем школьной модели трансляции знаний. В наше время педагог не является единственным и беспрекословным источником знаний для ребенка, поэтому мы стараемся быть для детей наставниками, обучающими решать реальные задачи из жизни и тем самым получать практические знания и навыки, необходимые для самореализации в завтрашнем мире, технологичном и быстро меняющемся.

– Получается, что опыт коллег из владикавказского технопарка будет взят на вооружение в работе?

– Конечно же, они являются для нас настоящим маяком. Уже с прошлого лета, когда только стало известно о проекте создания "Кванториума" в Моздоке, мы находимся в постоянном контакте, перенимаем бесценный опыт и получаем методическое и практическое содействие. Трудно оценить ту помощь, которую они нам оказали, начиная с подбора оборудования и подготовки проекта нашего технопарка, и по сей день, когда нам нужно обучать педагогов, налаживать оборудование и выстраивать весь предстоящий учебный процесс. Невзирая на свою огромную занятость и недостаток времени, они всегда приходят нам на помощь и очень оперативно отвечают на любой возможный вопрос или затруднение.

Хочется особо отметить, что под руководством Алексея Котеца сформировался очень профессиональный и креативный коллектив, и владикавказский "Кванториум" выделяется среди большинства технопарков федеральной сети. Это не только моя личная точка зрения. Такого же мнения придерживаются многие коллеги из других "кванториумов", с которыми довелось общаться, а также поставщики оборудования, которые отмечают профессионализм и энтузиазм всего коллектива.

– Какой эффект мы ждем от интеграции "Кванториума" в общую систему образования как, в частности, Моздокского района, так и республики в целом?

– Как мы уже отмечали, "Кванториумы" – это новое явление в сфере дополнительного образования, которое и общему образованию может помочь повысить результативность работы. По большому счету, идея технопарков построена на аксиоме о том, что в дополнительном образовании больше возможностей для взращивания новых Кулибиных, Черепановых, Туполевых или Королевых, чем в общем образовании, в силу большей гибкости, мотивированности учеников и меньшей наполняемости групп. Но непосредственно инженерно-техническим и научным образованием занимается не более пяти процентов от всех детей, посещающих кружки. Причина проста – эти направления требуют существенных материальных вложений в оборудование и расходные материалы. Кванториумы, оснащенные по последнему слову инженерной науки, призваны переломить эту тенденцию и сделать инженерное образование доступным для детей из провинции. Только представьте, что значат для маленького Моздока, да и для всей Осетии, 800 ребятишек в год, которые проходят обучение и получают такие уникальные знания и умения. Даже если один из десяти этих детей продолжит обучение по техническим специальностям в вузе или ссузе, это уже окажет весомое позитивное влияние на будущий рынок труда и на нашу экономику. Поэтому есть уверенность, что открытие "Кванториума" в Моздоке – это важное событие не только для системы образования. Оно должно стать еще одним звеном в формировании в нашем районе комфортной среды и повышении удовлетворенности условиями жизни жителей района.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика