Шел сентябрь 1960 года. Осень для каждого горца считалась напряженным периодом года, т.к. зима не так уж далеко и следовало начать к ней готовиться – докосить траву на склонах, собрать и скирдовать сено и т.д. Экспедиции проектировщиков ленинградского проектного института "Ленгипротранса", которая разместилась в здании начальной школы и в частных домах села "Дзеранта" рядом с селением Верхний Рук Южной Осетии, также следовало поторопиться закончить полевые изыскания, ибо наступал холодный период, а значит, надо было сворачивать работы.
Местное население давно мечтало о дороге на Север через Рокский перевал, и, наконец, эта мечта близилась к реальности. В знак благодарности местные устроили щедрый пир для проектировщиков. Застолье длилось уже несколько часов, как кто-то объявил, что на почту звонили из райкома и просили руководство экспедиции приехать на собрание. В кабине полуторки рядом с водителем Х.В. Боциевым сели начальник экспедиции П.Э. Пиккель, главный геолог А.И. Петров, а в кузове бортовой машины сел начальник полевой изыскательской партии П.И. Яковлев.
С момента отъезда машины не прошло и десяти минут, как по селу разнесся тревожный слух, что машина с гостями сорвалась с обрыва на узкой дороге. Случилось это на перевальной дороге через Рокский перевал 11 сентября 1960 года.
Все население Рукской долины собралось на месте трагедии. Пиккеля, Петрова и Боциева еле вытащили из машины. Находившийся в кузове Яковлев также при падении сильно пострадал. Всех четверых пострадавших донесли до медпункта в селении Нижний Рук, а вечером в машине скорой помощи повезли в Джавскую районную больницу. Однако все четверо проектировщиков скончались. Так получилось, что они отдали свои жизни за нас, за нашу безопасность, за единение Южной и Северной Осетий…
Рукскую трагедию глубоко пережило местное население. Траурный кортеж до Тбилиси, затем в Ленинград провожали жители Рукского ущелья, Джавы, Цхинвала: З.Н. Гассиев, В.Д. Цховребов, Г.И. Бесаев, И.Г Котолов и преподаватели педагогического института. В аэропорт в Тбилиси на проводы из Северной Осетии приехали В.И. Хубаев, Н.А. Гусалов и Т.И. Джатиев.
Этот трагический случай не мог не отразиться на ходе работ по проектированию, а также сроках утверждения проекта, не говоря уже о том, какую глубокую душевную травму он нанес участникам экспедиции и всем работникам "Ленгипротранса".
Прошли годы… Но благодарная память горцев хранит имена тех проектировщиков, которые пришли на далекий Кавказ делать добро и погибли на боевом посту. У села Средний Рук 9 мая 1974 года состоялось открытие скромного памятника А.И. Петрову, П.Э. Пиккелю, П.Н. Яковлеву. На открытие приехали родственники и коллеги погибших инженеров, собрались жители села, приехали патриоты Осетии, научные работники области и другие. Что самое примечательное, этот памятник на собственные средства построил пенсионер Г.А. Шавлохов. Движимый интернациональными чувствами, он вложил свои трудовые сбережения в такое благородное дело. Поистине горская щедрость души!
Люди, их отношение, энтузиазм, патриотизм – если бы наука изобрела приборы измерения этих человеческих характеристик, то у простого фотографа Гаврила Антоновича Шавлохова они бы все зашкаливали.
При составлении проектно-сметной документации по инициативе А.В. Федорова – главного инженера проекта технико-экономического обоснования Транскама – в смету строительства была включена сумма в 37 тыс. советских рублей. Это тот самый Федоров, который Рокской дороге дал зеленый свет, и если бы он промахнулся в своих проектных проработках и расчетах, то за Рокский вариант дороги нечего было бороться ни в каких инстанциях ни В.М. Агкацеву, ни Б.Е. Кабалоеву, ни З.И. Гассиеву. Так что А.В. Федоров – громадной величины личность для Осетии.
Работу подрядчиков принимала и финансировала дирекция № 3 "Главдорстроя", находившаяся в Киеве. Позже ее функции были переданы Сочинской дирекции № 5. Все были заняты вопросом объекта, а вопросом памятника погибшим в автокатастрофе инженерам никто не занимался.
Как на Севере, так и на Юге функционировали при обкомах партии штабы строительства. На северном участке ОККПСС планировал организацию "музея Транскама" за счет республиканских возможностей, а на Южном участке строительство памятника погибшим проектировщикам было включено в смету дороги.
Строительство памятника планировалось на месте автомобильной катастрофы. Штабом строительства на Юге в начале руководил второй секретарь Юго-Осетинского ОККП Грузии В.Г. Лордкипанидзе, после перехода его в Тбилиси функции штаба переориентированы на облисполком. Должности первого заместителя председателя облисполкома Южной Осетии поочередно занимали Н.Е. Урджумелашвили, М.Г. Санакоев и Г.А. Шавлохов, которые и руководили работой штаба на Южном участке. К концу первого этапа строительства заседания носили формальный характер, иной раз проводились без начальника штаба под руководством заместителя главного архитектора облисполкома А.У. Кочиева. Как при любой стройке, к концу рабочего процесса возникает авральная обстановка по устранению недоработок, недоделок, и ни Юго-Осетинский ОК партии, ни штаб не проследили за строительством памятника. Предусмотренная сумма на его строительство к концу 1986 года должна была быть списана в бюджет страны после составления и подписания акта ввода объекта в эксплуатацию. Точно по такой же схеме были списаны 17 млн советских рублей из 25 млн, выделенных на второй этап строительства Транскама в 1986 – 1990гг. Строительство второго этапа этого объекта по сей день не завершено.
Письма и хлопоты А. В. Федорова, Г.А. Шавлохова и других остались письмами и схемами как музейные материалы и не более. Вопрос строительства памятника то активизируется, то затухает. Однако бывшее Министерство по развитию Северного Кавказа попросило председателя Совета старейшин "Стыр ныхаса", а именно бывшего строителя Транскама Шамиля Томаева, набраться терпения и ждать.
"Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа совместно с Правительством Республики Южная Осетия рассмотрело ваше обращение от 17 июня 2019 г. и сообщает, что вопрос организации музея Транскавказской магистрали и строительства памятника погибшим сотрудникам проектного института "Ленгипротранс" на территории Республики Южная Осетия (далее – мероприятия) поддержан югоосетинской стороной, – говорится в письме. – При этом, учитывая, что в бюджете Республики Южная Осетия не предусмотрены расходы на данные мероприятия, а бюджетные средства Российской Федерации, направляемые в качестве финансовой помощи Республике Южная Осетия для финансирования социально-значимых мероприятий на период 2019–2022 годов, распределены в полном объеме, реализация мероприятий в настоящее время не представляется возможной.
В случае образования дополнительных источников финансирования вопрос организации музея Транскама и строительства памятника погибшим проектировщикам на территории Республики Южная Осетия будет рассмотрен дополнительно.
И.о. директора Департамента международного сотрудничества В.А. Денк".
К сожалению, минкавказ ликвидировано. Но, на мой взгляд, надо отыскать эти относительно небольшие средства и поставить памятник, который безвозмездно спроектировал студент СКГМИ (ГТУ) Вадим Кулумбегов. Он же готов поработать на его строительстве.
P.S. Стало известно, что Президент РЮО А.И. Бибилов наградил трех проектировщиков Транскама, оставшихся в живых до наших дней, в связи с юбилеем 85-летия "Ленгипротранса". Будем надеяться, что вопрос увековечения памяти погибших тоже будет, наконец, решен.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30