Недавно исполнилось 100 лет Северо-Осетинскому государственному университету имени К.Л. Хетагурова, а я и мои однокурсники получили дипломы СОГУ пятьдесят лет назад.
В 1966 году в школах страны состоялся выпуск десятых и одиннадцатых классов одновременно, и поэтому конкурс в вузы был очень высокий. На исторический факультет СОГПИ он составлял 14 человек на место, при том, что приемных мест на первый курс было всего 25.
На первый курс поступили в основном выпускники школ, а Мельниченко, Дзобелов, Цомаев, Дулаев пришли после армии.
Иван Мельниченко и Олик Дзобелов как самые старшие сплотили нас, вчерашних школьников, вокруг себя. Так мы дружно прожили и проучились все студенческие годы, став лучшей группой в институте. Я и сегодня благодарен судьбе, что на моем пути оказались такие старшие товарищи. Дружба, зародившаяся, в студенческие годы, не остановилась и после окончания университета, продолжается по настоящее время.
После окончания первого курса мы стали бойцами студенческого строительного отряда, работали и в республике, и в Казахстане.
Самым большим достоянием исторического факультета были его преподаватели. Не только в республике, но и далеко за его пределами были известны имена профессоров М.С. Тотоева, А.А. Тедтоева, Б.А. Цуциева. Это были не только прекрасные ученые, лекторы, но и очень уважаемые, мудрые старшие, которые являлись для нас жизненным примером.
Многие преподаватели факультета прошли дорогами войны, некоторые вернулись инвалидами. Саламгери Алиханович Кокаев во время войны был танкистом. В одном из боев его машина была подбита и загорелась. Саламгери Алиханович вытолкнул из танка весь экипаж, вытащив командира своими зубами, а сам только и смог вылезти на броню горящего танка. В этом бою потерял один глаз и обе руки. После войны он решил не возвращаться, попав в дом инвалидов, пока его не разыскали родственники и не привезли домой. Вернувшись, он окончил исторический факультет СОГПИ, защитил кандидатскую диссертацию, избирался деканом, заведовал кафедрой. С.А. Кокаеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
С судьбой Кокаева схожа и история Виктора Беслановича Гобеева. На войне он потерял руку. Вернувшись, работал директором школы, а затем тоже успешно защитил кандидатскую диссертацию, получил звание доцента и долгие годы работал в СОГУ.
Фронтовыми дорогами прошел и вернулся к мирной жизни Виктор Алексеевич Кургосов. Это был уникальный преподаватель, он мог вести занятия по нескольким предметам. Приходил на работу, всегда по-военному подтянутый, аккуратный, подготовленный к очередному занятию.
Более молодыми преподавателями, которые остались в нашей памяти на долгие годы, были: Нох Дагкаевич Малиев, Таймураз Петрович Плиев, Белла Петровна Екати и наш декан Солтан Бекирович Гатагов. Таких отношений студентов и преподавателей, как на истфаке, думаю, не было ни на одном факультете в институте, что говорит о мудрости и жизненном опыте наших старших товарищей.
Наш курс принимал активное участие во многих мероприятиях, проводимых в институте и на факультете. В танцевальном коллективе были заняты Бритаев, Дзодзаев, Дзобелов, Дзацеев, Чочиев. В эстрадном оркестре солистами были Генри Суджашвили и Феликс Барсагов. У истоков создания КВНа в республике стоял Саша Рехвиашвили. Когда вечерами в общежитии Генри Суджашвили начинал петь и играть на аккордеоне, а ему подпевали Славик Бритаев и Саша Рехвиашвили грузинские и другие песни, то собиралось почти все общежитие. Еще я хочу отметить, что Славик Бритаев с детства принимал участие в различных танцевальных конкурсах, и он единственный в республике, кто исполнял танец с доули, а про себя он говорил так: "Когда я родился, меня выбросили на сцену". Его жизнерадостности не было границ, и забыть его никак нельзя, хотя он рано ушел из жизни.
Мои однокурсники успешно занимались научно-исследовательской работой, за что получали грамоты института и Министерства высшего образования РСФСР.
Из моего рассказа может показаться, что все было прекрасно в жизни моих однокурсников и не было никаких трудностей. Однако многие из них днем ходили на занятия, а ночью, чтобы заработать на питание, разгружали на вокзале железнодорожные вагоны, но об этом они старались никому не говорить.
Наше активное участие в общественной жизни института не оставалось незамеченным. О чем знал ректор профессор Христофор Тадиозович Чибиров. Он очень любил студентов и относился к нам, как к своим детям. Им было принято решение назначить командиром объединенного строительного отряда (СОГПИ, ГМИ, ГСХИ, СОГМИ) Олика Дзобелова, согласовав его кандидатуру со своими коллегами. В этот год командирами стройотрядов физмата и химико-биологического факультета были назначены Мельниченко и Дзацеев.
Студенты страны в начале учебного года вместе с преподавателями ежегодно выезжали на уборку урожая в колхозы и совхозы. Когда мы учились на втором курсе, ректорат решил провести эксперимент. На уборку урожая студентов истфака решили послать без преподавателей, а старшими назначили Мельниченко и Дзобелова. Они отработали очень хорошо, по мнению руководства совхоза, без особых происшествий.
Однажды Дзобелова вызвали в деканат и сообщили, что ему хотят назначить Ленинскую стипендию, но он отказался, заявив, что эту стипендию больше заслуживает Мельниченко. Это стало известно ректору Чибирову, который принял решение назначить стипендии и Дзобелову, и Мельниченко, что стало беспрецедентным случаем.
Когда в 1969 году Северо-Осетинский педагогический институт был преобразован в Северо-Осетинский университет, первый прием осуществлял секретарь приемной комиссии доцент кафедры химии Виктор Амурханович Катаев. Он обратился к ректору, чтобы его заместителем назначили меня, хотя я был студентом выпускного курса. Такого случая в республике еще не было. Но Чибиров дал свое согласие. Так что первый прием в университет провели Катаев и я, его заместитель.
После окончания учебы Дзобелов, Мельниченко, Бритаев и Дзацеев были приняты на работу в Северо-Осетинский обком ВЛКСМ. Пройдя школу комсомола, позже из нашего курса в обкоме КПСС работали Мельниченко, Дзацеев, Дзеранов и Алборов. Трое стали кандидатами наук – Олик Дзобелов, Елена Мельниченко и Тимур Дзеранов. Дзобелов в университете избирался деканом факультетов физвоспитания и юридического, назначался проректором по воспитательной работе. Саша Рехвиашвили был деканом факультетов общественных профессий и подготовительного.
Амиран Чибиров избирался первым секретарем РК КПСС на Камчатке, Татьяна Логинова – секретарем Читинского горкома партии, директорами школ на Камчатке были Лиза Кривоклякина и Светлана Крехова, а Аня Каболова многие годы возглавляла школу в родном селении Нарт.
К большому сожалению, мои однокурсники Дзодзаев, Бритаев, Цомаев, Чочиев и Мельниченко рано ушли из жизни, но и сегодня они в наших сердцах.
Можно с уверенностью сказать, что выпускники исторического факультета нашли свое достойное место в жизни и с гордостью говорят, что они – выпускники СОГУ им. К.Л.Хетагурова.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30