Ее мягкие, со временем уже морщинистые, но все такие же родные руки были источником тепла для сотен малышей, которые переступали порог школы в с. Новый Батако. Ну а как иначе? Безусловно, учитель обязан нести свет знаний. Но он должен не только освещать путь учащихся, но и согревать их. А потому утро учеников Татровой-Цаппоевой Дермет Увижикоевны начиналось с радушных объятий своего класса...
Помнить о первом учителе – это не традиция, это скорее отклик нашей памяти на те добрые эмоции, которые в нас вызвал педагог. И теперь даже сложно представить ту глубину чувств, которые благодарные ученики испытывали к своему наставнику, Дермет Татровой-Цаппоевой, что продолжали с ней общаться на протяжении 50–60 лет после выпуска из начальной школы... "Мне самой уже 70 лет, но запомнила ее на всю жизнь как самую любимую, самую хорошую – такой, какой она была для нас", – делится Эльза Ватаева. И с ней согласны многие и многие ученики, разбросанные судьбами по всей стране и принявшие с большим огорчением весть о том, что их дорогой Дермет Увижикоевны не стало в мае этого года...
Дермет Цаппоева родилась в с. Даргкохе в 1923 году в обычной крестьянской семье. В школу пошла раньше обычного – чтобы попасть в один класс со старшей сестрой. После окончания тогдашней семилетки с искренним рвением в профессию стала поступать в педучилище. Но юную абитуриентку не хотели брать – по возрасту не подходила. Однако тяга к знаниям вынудила будущего педагога пойти на хитрую уловку – в сельсовете Дермет дали справку с датой рождения – 1921 год... Потом об этом факте все позабыли – уж слишком прилежной студенткой она была. Таким же ответственным стала и педагогом, начав работать в школах селений: Брут, Даргкох, а затем Н. Саниба. Удивительно, но в школе Н.Санибы молодому педагогу пришлось примерить на себя роль разных преподавателей: из-за нехватки кадров она преподавала и в начальных классах, и историю, и географию, и даже физкультуру. Правда, в таком режиме проработала она всего год – Великая Отечественная война призвала на фронт и учительские кадры. Уже потом, спустя много лет, Дермет Увижикоевна старалась всячески избегать разговоров о тех днях... "Мама не любила говорить о войне. Зато с удовольствием часами могла рассказывать о школе", – вспоминают ее дети.
Свою личную жизнь Дермет связала с участником ВОВ Темсо Татровым, с которым в счастье и гармонии прожила 51 год. Выйдя замуж в с. Н. Батако, она родила трех дочерей. Но на самом деле детей у Дермет Татровой-Цаппоевой было в десятки раз больше – начиная с 1946 года в течение 35 лет, до самой пенсии, она без устали трудилась учителем в сельской школе, взращивая в юных сердцах любовь к знаниям. И ее пример высоконравственного, интеллигентного, отзывчивого и неравнодушного педагога вдохновил стать на учительский путь многих ее младших. Одна из них – ее племянница Вера Татрова, которая в педучилище пришла буквально за руку с тетей и сумела вырасти до заслуженного и уважаемого учителя.
"Нам, малышам, не особо запоминались какие-то житейские истории из школьной жизни, но мы очень хорошо помним атмосферу, которая царила у нас все 4 года, – говорит ее ученица Эльза Ватаева. – Всегда внимательная, по-матерински добрая и нежная, она выглядела как истинная учительница и настоящая осетинская женщина – интеллигентная, всегда подтянутая, в косынке, с кротким и мягким взглядом...
Дермет Увижикоевна из тех людей, кого не забывают! Мы можем все как один подтвердить, что она была учителем не просто по профессии, а по своему призванию!"
Не просто научить, но и воспитать – учитель начальных классов Дермет Увижикоевна вкладывала в детей вечные и главные ценности, которые не утрачены ими по сей день. А они отвечали ей своей детской, но такой чистой и безграничной любовью! "Тогда на Пасху в школу нельзя было приносить никаких угощений и даже крашеных яиц, – вспоминают ее ученики. – Но нам так хотелось сделать ей приятно, что мы умудрялись делать это украдкой".
Дермет Татрова-Цаппоева оставила после себя богатое наследство: 9 внуков и 16 правнуков. И что немаловажно, все они продолжают нести и хранить те заповеди, которые она вкладывала во все младшие поколения. "Мама была очень хлебосольной. Мы знали, что если порог нашего дома переступил гость, он должен быть не только накормлен – нужно было привести в порядок его одежду, в случае необходимости, помыть обувь, – говорят ее дочери. – Она всегда выказывала беспрекословное уважение к старшим, учила этому и нас. Жить по чести, без обмана – для нее это были не просто слова! И знаете, что удивительно? Она никогда не повышала голос! Ни в школе, ни дома".
А еще Дермет Увижикоевна безумно любила творчество Коста Хетагурова. Оно служило для нее источником вдохновения и упоения: даже незадолго до своей смерти она читала любимые строки наизусть, чем вызывала особое восхищение у всех домочадцев. Свою любовь к литературе, к осетинскому языку, к труду и образованию она старалась привить и внукам, и правнукам. И у нее это действительно получилось! Младшие семьи Татровых растут работоспособными, неравнодушными и помнят, что их поступки – это лицо их старших.
Сегодня ее семье и ее ученикам осталась только память. Зато какая! Это ведь невообразимое счастье с благоговением и благодарностью вспоминать о том, что твое сердце было согрето любовью такого светлого человека, как Дермет Увижикоевна – женщины, которая сумела стать незабываемым наставником. Которая навсегда останется образцом настоящего Учителя.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30