Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
ОТ ГОРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ – ДО АВТОНОМИИ

К 100-летнему юбилею государственности Северной Осетии

12 ноября 1920 года на собрании владикавказской партийной организации с докладом о предстоящем провозглашении автономии народов Терека выступил С. М. Киров

В исследовании истории Северной Осетии советского периода, в отличие от партийного, промышленного, сельскохозяйственного и культурно-образовательного развития, очень мало внимания уделяется государственно-правовому. Поэтому оно практически не освещается в учебниках по истории Осетии. И это, скорее всего, из-за скудности научной информации, иногда – из-за неумения добыть ее и проанализировать на научном уровне.

Между тем уровень государственно-правового развития народа, общества является интегральным показателем уровня его прогрессивного развития. Не случайно ныне многие народы начали активно исследовать эту тему своей истории, но, к сожалению, не всегда объективно освещают ее. В работах некоторых ученых, особенно наших восточных соседей, просматривается явная тенденциозность в исследовании данной темы, дабы придать некую древность своему народу без наличия каких-либо серьезных научных аргументов. Такие работы выполняются с определенными политическими целями, мотивируются ими же, играют деструктивную роль в социальном сознании и поведении, нередко провоцируют социально-политическую нестабильность в обществе, в сфере межнациональных отношений.

Безусловным можно считать тот факт, что становление и развитие государственности, писаного права Осетии спустя несколько столетий после татаро-монгольского нашествия началось в ней с установлением советской власти, со строительством нового – социалистического – строя с его прогрессивными идеями: свободы, равенства, братства и социальной справедливости.

Если становление и развитие обычного права Осетии имеют непрерывную историю, уходящую в глубь веков, к временам скифо-сармато-аланского периодов, то формирование ее национальной государственности нельзя назвать полным и последовательным, как, собственно, и у других народов. Находясь в состоянии непрерывной войны, каждый народ в период военного, экономического и политического могущества строил свое государство, иногда добиваясь его величия, как это имело место у ближайших предков осетин – аланов – в X–XIII вв. Прошли столетия, целый исторический период, в России сменился капиталистический строй социалистическим, и только тогда начала возрождаться осетинская государственность. Ее становление происходило в очень сложной исторической обстановке в 1917–1920 гг., когда шли ожесточенная борьба за установление советской власти и развязанная в связи с этим Гражданская война из-за противостояния двух политических сил – большевиков, боровшихся за установление нового социального строя – социалистического, и меньшевиков, отстаивавших старый, капиталистический, строй. Поэтому новая власть формировала свои государственные органы и законодательство применительно к задачам военного времени и достижения своих политических целей.

С установлением советской власти на Северном Кавказе было положено начало строительства национальной государственности горских народов. В научной литературе существуют разночтения по поводу начала становления и развития государственности народов Северного Кавказа (Терека). Чтобы определиться в данном вопросе, обратимся к историческим фактам. 16 февраля (1 марта) 1918 г. в Пятигорске открылся II съезд народов Терека, который закончил свою работу во Владикавказе и провозгласил образование Терской советской республики. В ее состав вошли 4 отдела, где жили казаки: Пятигорский, Моздокский, Кизлярский, Сунженский, 6 округов, где жили горские народы: Владикавказский округ – осетины; Назрановский – ингуши; Грозненский и Веденский – чеченцы, Нальчикский – кабардинцы и балкарцы, Хасавюртовский – кумыки; одно приставство – ногайцы и калмыки; областной центр – г. Владикавказ, который был отдельной административной единицей. Как видно, отделы и округа были образованы не по национально-территориальному, а по административно-территориальному принципу. Однако и в рамках этих территориальных единиц народы Терской республики начали приобретать хотя и мизерные, но тем не менее какие-то навыки государственного строительства. Наряду с органами власти управления Терской республикой создавались соответствующие органы власти в казачьих отделах и национальных округах. Кроме того, принятый на II съезде народов Терека проект "Основных положений" по управлению Терским краем стал по существу Конституцией Терской республики. Она объявила республику составной частью РСФСР. Все эти мероприятия не могли не сказаться на государственно-правовом и политическом сознании национальных элит, включая осетинскую, инициировавших начало государственного строительства указанных шести округов.

Что касается Осетии, то в ней еще до принятия 1-й Конституции РСФСР и создания Терской республики состоялся 1 (14) февраля 1918 г. в с. Ардоне V Съезд осетинского народа. На нем в сложнейшее время борьбы за государственную власть в период гражданской войны был принят чрезвычайно важный конституционный документ – Положение (Конституция) "Об Осетинском национальном совете", призванный происходившие в Осетии после революции события направить в русло цивилизованной государственно-правовой жизни.

Хотя сам документ назывался Положением, нет никаких сомнений в том, что речь идет о 1-й Осетинской Конституции, о чем свидетельствует все его содержание, а также ряд норм, где он напрямую называется Конституцией.

В рамках становления и дальнейшего развития РСФСР, формирования новых органов власти и в результате их деятельности советская власть все более укреплялась. Народы Терской республики приобретали опыт государственно-правового строительства. На повестке дня все чаще вставал вопрос о более четкой форме их государственности. Поэтому 12 ноября 1920 года на собрании владикавказской партийной организации с докладом о предстоящем провозглашении автономии народов Терека выступил С. М. Киров, обозначив задачи в области национально-государственного строительства. Спустя почти неделю, 17 ноября, в помещении Владикавказского театра открылся Съезд народов Терской области, где присутствовали свыше 500 делегатов от всех горских народностей Терека. С докладом "О советской автономии Терской области" на нем выступил И.В. Сталин, который по поручению ВЦИК и Совнаркома РСФСР огласил Декларацию об образовании Горской автономной советской социалистической республики. С этого времени фактически и на политико-правовой основе начинается государственность Северной Осетии в составе Горской АССР как национально-территориального округа.

20 января 1921 г. Президиум ВЦИК издал Декрет об образовании Горской АССР. В соответствии с этим она делилась на Чеченский, Осетинский, Ингушский, Балкарский, Кабардинский, Карачаевский и Сунженский округа. Известный исследователь автономии народов Северного Кавказа Ю.И. Кониев отмечает: "Вне всякого сомнения, округа тоже являлись формой национальной государственности. Как бы предвидя появление в будущем характерной для Северного Кавказа коллективной формы автономии, В.И. Ленин еще в 1913 году писал: "Почему не может быть автономных национальных округов с населением в ½ миллиона, но даже и в 50 тысяч жителей, – почему подобные округа не могут соединяться самым разнообразным образом с соседними округами разных размеров в единый автономный край?.."

Таким образом, народы Терской области вместо административно-территориальных округов в составе Терской республики получили статус национально-территориальных, что, безусловно, способствовало развитию их национальной государственности.

Органами государственного управления в национальных округах являлись окружные исполнительные комитеты. Они были ответственны перед Окружным съездом и подотчетны ЦИК и Совнаркому Горской АССР. Предметом деятельности окружных исполкомов и их отделов являлись вопросы государственного, хозяйственного и культурного строительства.

В соответствии с общими принципами советского государственного права и строительства все делопроизводство в высших и низших органах государственной власти и государственного управления Горской АССР должно было бы осуществляться на родном и русском языках. Это и ряд других признаков свидетельствуют, что с образованием Горской АССР народности Терека получили национальную государственность.

19 февраля 1924 г. на совместном заседании комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) и пленума Горского обкома партии были одобрены предложения комиссии о создании на базе Горской республики Ингушской и Северо-Осетинской автономных областей. Рассмотрев предложения комиссии, ЦК РКП(б) поручил ВЦИК подготовить Постановление об образовании Ингушской и Северо-Осетинской автономных областей. 7 июня 1924 г. ВЦИК издал Декрет "Об упразднении Горской АССР", в соответствии с которым была образована Северо-Осетинская автономная область. Согласно Постановлению Президиума Горского центрального комитета от 4 августа 1924 г. № 18 вся полнота власти в Северо-Осетинской автономной области передавалась Областному съезду советов, избираемому им исполнительному комитету, действовавшему на правах губернских исполнительных комитетов.

Следует подчеркнуть, что одним из демократических проявлений советского многонационального федеративного государства было то, что автономная область пользовалась правом непосредственного представления ее интересов в высших органах государственной власти СССР и РСФСР, позволявшим решать национальные задачи на качественно ином уровне.

Уверен, что знаменательный юбилей государственности Северной Осетии будет достойно отмечен в нашей республике.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика