Каждый из именитых представителей рода Ахсартаггата имеет свое лицо, отличное от образа другого его соплеменника, свое яркое, неповторяющееся место в эпосе. Исключительно оригинален и многосторонне положителен образ старейшины нартов Урузмага. Сказители не поскупились приписать ему наибольшее количество достойных человеческих качеств, наградив всевозможной добродетелью.
О человеке в первую очередь судят по внешним данным, по фактуре. В этом качестве Урузмаг превосходил остальных нартов. Одно дигорское сказание "Нарт Батраз" начинается словами: "Нарт Орузмаг был настолько красив, что никто не мог сравниться с ним статью и ликом". Его образ красочно воссоздал пером известный поэт и нартовед И. В. Джанаев (Нигер): "Когда слышишь одно только имя его, перед глазами встает высокий, седобородый, крепко сбитый, умный, подтянутый и весь собранный почетный старец с соболиной шубой на плечах, пикой на боку, тростью из слоновой кости в руке, который на своем прославленном, знаменитом ныхасе нартов голосом, напоминающим мягко струящийся шелк, мудро вещает народу глубокие умные слова".
Урузмаг – лучший из нартов. Судя по одному сказанию, в молодом возрасте он превосходил всех силой и отвагой. Такое первенство нравилось не всем, в особенности молодежи. И когда они пошли к ведунье узнать ответ на вопрос, кто лучший из нартов, она им ответила: лучший среди мужчин – Урузмаг, а среди женщин – Шатана. Ответ им не понравился, и поэтому ей досталось…
Одно из весомых преимуществ Урузмага – его самоотверженная борьба с врагами. Для него судьба нартов, их благополучие настолько важны, что, заботясь об этом, он иногда забывает о благе своей семьи, о собственном благополучии.
Он же первый, кто соблюдает обычаи и нравы родного народа. Будучи уверен в том, что Бората приглашают его не с добрыми намерениями, тем не менее едет к ним, чтобы не нарушать обычай: на приглашение молодой невестки и тем более вдовы нельзя отказываться.
Урузмаг был самым храбрым и отважным. Он не раз возглавлял войско нартов, вызывал на бой и истреблял огромное войско противника. Однажды Урузмаг со своими воинами ворвался в соседнее селение, перебил лучших мужей, ограбил жилища, не тронув только квартал кузнецов. Между тем постоянный успех при численном превосходстве врага придает ему истинную значимость. "Когда на ныхасе был поставлен вопрос: кто самый бесстрашный среди нартов, некоторые называли друг друга. Орузмаг же встал и заявил: "Я ничего не боюсь". Чтобы испытать его, нарты собрались в поход без него. Когда узнали, что тот идет в другом направлении, тайно послали за ним наблюдателей.
По пути Орузмага догнали и окружили около сотни всадников. Но каким-то чудом он вырвался из окружения и умчался на своем коне; преследователи погнались за ним и растянулись в вереницу. Следившие за ним нарты посмеялись: что за герой, вместо того чтобы оказать сопротивление врагу, он бежит! Когда вернулись и рассказали о том, что видели, старейшины нартов пригласили Орузмага и спросили: "Что же ты стал удирать-то от них"? И он ответил: "Когда человек вступает в схватку с врагом, то выбирать средства надо по обстоятельствам, иногда отступление предпочтительнее голой силы. Я не потому убегал, что испугался, а потому, что мне легче было сразиться с ними, когда они выстроились друг за другом, подобно кольям изгороди". После такого разъяснения Орузмаг был признан самым отважным нартом".
"Когда слышишь одно только имя его, перед глазами встает высокий, седобородый, крепко сбитый, умный, подтянутый и весь собранный почетный старец с соболиной шубой на плечах, пикой на боку, тростью из слоновой кости в руке, который на своем прославленном, знаменитом ныхасе нартов голосом, напоминающим мягко струящийся шелк, мудро вещает народу глубокие умные слова
Среди нартов нет достойнее Урузмага. Он как старейшина подвергается испытаниям на прочность и выдерживает. Из-за боязни, что уйдет в мир иной по болезни или волею трагического случая, нарты вынашивают идею о его убийстве ради спасения общества, так как по представлению древних людей "убивая человека-бога в расцвете сил, и передавая его дух могучему преемнику, первобытный человек предупреждал все опасности" (Фрезер).
Урузмаг добр по натуре, хлебосолен, постоянно беспокоится о благополучии своих соплеменников. Он обладает редким качеством – может приласкать словом, обнять и согреть каждого. Узнав о том, что целую неделю нарты голодают, Урузмаг удрученным возвращается домой, рассказывает жене о причине своих переживаний. И когда из своих запасов Шатана устроила пир, растянувшийся на неделю, его радости не было предела. О присущих его натуре щедрости и справедливости свидетельствует равномерная раздача всей добычи между нартами после удачного похода. По примеру старшего так же поступают Сослан, Батраз и другие герои.
Одна из сильных сторон Урузмага, за что его особенно чтили – бескорыстная помощь нуждающемуся, пристальное внимание к проблемам рядовых нартов, к тем, кто нуждался в поддержке. В сказании "Как Шатана поддалась обману" имеется такой пассаж. В одно время Урузмаг долго не возвращался с похода, а Шатана куда-то пропала. Обеспокоенным нартам провидец Сырдон заявил: "Они - то не пропадут, а вот когда возвратятся, они наполнят желудки многих бедняков". Когда же они на самом деле возвратились домой, нарты стали бежать друг к другу харзаггураггаг, поздравляя радостной вестью: "Урузмаг и Шатана приехали!"
Урузмаг преподает урок другим нартам и в супружеской жизни. Он – добрый семьянин. С большим достоинством и честью поддерживает супружескую жизнь. Отношения друг к другу проникнуты неизменной любовью и заботой, народ воплотил в них образ идеальной супружеской пары. Поднимая тост за здоровье и счастье молодых за свадебными столами, и сегодня в Осетии звучит пожелание: "Желаю вам состариться вместе как Урузмаг и Шатана!" ("Уырызмæг æмæ Сатанайау æмзæронд баут").
Вспомним и трагикомичную историю дружбы Урузмага с алдаром Уруп. "Согласно древнейшим верованиям ответственность за рост посевов и за погодные условия несет царь" (Фрезер). Соответственно эта ответственность в нартовских сказаниях (неурожайный год, природные аномалии, потеря пастбищ и др.) лежит на предводителе. В такие критические времена нарты непременно предъявляли претензии своему престарелому вожаку. Это и понятно, ибо "старость сама по себе окружена почетом, тогда как старость и немощь в полном соответствии с архаическими представлениями внушают опасения и тревогу, провоцируя нартов на соответствующие шаги" (Дзиццойти). То, что нарты голодали неделями, что непогода заставляла гнать скотину в чужие края – во всех этих испытаниях был "виновен" их "царь" Урузмаг. И только он был ответствен и полномочен находить выход из положения. Поэтому больше всех он обеспокоен тем, как накормить голодающий народ, найти земли и пастуха, который погонит скотину в чужие края.
Преимущество Урузмага перед остальными очевидно во всех отношениях: он стоял выше них по рангу и все испытания завершались его победой. Их злило и то, что удачные походы позволяли Урузмагу угощать соплеменников, что раздражало соперников, которые хотели быть в его положении, но "не дотягивались" до его славы. Однажды юноши отправились в поход, желая показать, что и без Урузмага "они с усами". Но вернулись ни с чем. Урузмаг же в поход пустился один, но вернулся с богатой добычей, которую поделил между нартами.
"Урузмаг достиг более высоких нравственных высот. После того как нарты ответили отказом Богу на его просьбу прекратить борьбу, он отправил к ним ласточку с предложением избрать одно из двух предложений: искоренение всего населения или остаться в живых, но выродками. Нарты устами своего предводителя ответили ласточке для передачи Богу:
– Чем дурное потомство, лучше без него… Пусть даст нам вечную славу.
Урузмаг достиг более высоких нравственных высот. После того как нарты ответили отказом Богу на его просьбу прекратить борьбу, он отправил к ним ласточку с предложением избрать одно из двух предложений: искоренение всего населения или остаться в живых, но выродками. Нарты устами своего предводителя ответили ласточке для передачи Богу:
– Чем дурное потомство, лучше без него… Пусть даст нам вечную славу.
И это были последние слова нартов, озвученные их бессменным прославленным вожаком.
Урузмаг был во всем примером для подражания. "Рассудительность, выдержка, находчивость в момент опасности – таковы отличительные черты старшего среди нартов" (Абаев). Он был человеком, видевшим все окружающее нартов пространство, которое познал своими путешествиями, был знаком со многими, и это повлияло на его более высокий уровень развития. Именно он знает, где еще имеются нæхæрд бæстæтæ", то есть места, богатые плодородными землями, куда не ступала нога человека. Никто не слышал от него грубого слова, он не принимал необдуманных решений. Это был достойный старший, которого все уважали, славили, воздавали должные почести и который до мельчайших деталей обдумывал каждое предстоящее дело. Человек, который никогда не ошибался и благодаря мудрости которого нарты никогда не оказывались в постыдном положении, чье имя известно далеко за пределами земли нартов…
"У Урузмага была необыкновенная любовь к своему народу. Он был озабочен тем, "чтобы нарты были нартами, никому не уступали ни силой, ни нравственностью, ни славой, ни стараниями, для которых все это было смыслом их жизни", – эти слова также принадлежат известному поэту и нартоведу И.В. Джанаеву, который был первым, кому удалось нарисовать колоритный образ старейшины нартов
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30