Кажется, ни один квадратный метр окрестностей послевоенного Ардона не остался без тщательного исследования патриотических общественных организаций, занимающихся поиском погибших героев.
Глубокие воронки от взрывов мощных снарядов и около 15 воинских захоронений стали отголосками жесточайших сражений красноармейцев с немецко-фашистскими захватчиками. Имена погибших воинов давно увековечены потомками в обелисках, стелах и мемориальных комплексах. Возможно, поэтому неприметный холм и скромный надмогильный знак в виде древка знамени с прикрепленными к нему пятиконечной звездой и двумя флажками между Ардоном и Кадгароном на протяжении десятилетий оставались незамеченными.
Об этом месте, напоминающем воинское захоронение, совершенно случайно узнал представитель ардонской молодежи Алан Кулаев. Обратился к журналисту и военному исследователю Алине Акоефф, открыв, таким образом, новую страницу в большой работе, которую она в течение нескольких лет вела в районе.
– На подступах к Орджоникидзе в ноябре 1942 года шли ожесточенные бои с фашистами. Когда я занималась списками погибших защитников ардонской земли, обратила внимание, что среди них было много бойцов 275-й дивизии. Ранее мы искали братскую могилу, сверяя карты и схемы военного времени с данными современных источников, не раз бывали на месте прежнего полевого стана колхозной бригады, где, по нашим сведениям, она находилась. Но поиски оказались безрезультатными, за послевоенные годы местность изменилась до неузнаваемости, – рассказала Алина Акоефф. – Благодаря неравнодушным людям из Ардона захоронение обнаружено, в нем покоятся, по предварительным данным, 189 бойцов Красной армии. Имена их известны.
В этой братской могиле лежит и отец генерал-майора авиации Солтана Наликовича Каболова Налик Тотрович Каболов. Об этом он узнал от главы Ардонского района Владислава Тотрова. И на второй же день вместе с племянником Таймуразом приехал на место, где уже более 75 лет покоится его отец. Здесь их ждали представители администрации района Алексей Гриценко и Алан Цаллагов, корреспонденты республиканской и районной газет.
Солтан Наликович не скрывал волнения, подходя к невысокому холму. Постоял молча, положив руку на надмогильный знак по осетинскому обычаю. На лице были написаны скорбь и боль, которые жили в его сердце с того дня, как в далеком 1943 году семья получила треугольное письмо с известием, что их отец пропал на фронте без вести.
– Отец 1891 года рождения, он был призван в команду из числа кадгаронцев, которые во время тяжелейших боев были сформированы и отправлены в воинские части, – рассказал Солтан Наликович. – У меня об отце сохранились лишь отрывочные воспоминания. До войны он отслужил в Красной армии срочную службу, после работал в местном колхозе, был одним из лучших тружеников. Нас, детей, было пятеро, отец много трудился и дома, держал скот и возделывал землю, чтобы прокормить большую семью. К сожалению, не осталось ни одной его фотографии, – когда я 9 Мая иду в "Бессмертном полку", держу в руках коллаж на военную тематику. Но отца никогда не забывал и много лет пытался найти место его захоронения. Оказалось, что все послевоенные годы он лежал в братской могиле совсем близко к своему родному селу – Кадгарону…
Солтану Наликовичу позвонил Владислав Тотров. Рассказал, что на территории между Ардоном и Кадгароном найдено захоронение красноармейцев, погибших в ноябре 1942 года, когда на подступах к Орджоникидзе шли ожесточенные бои. Согласно архивным документам среди них – и Налик Тотрович Каболов.
– Я был ошарашен такой вестью! Сколько лет наша семья искала, писала в архивы, а он был совсем рядом... У нас ведь даже не было места, куда мы могли бы пойти и поклониться его памяти. Только когда не стало матери, на обратной стороне ее памятника написали и имя отца, – сказал Солтан Наликович. – Я помню, что однажды председатель совета Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Российской Федерации "Мегапир" Александр Каньшин пригласил меня на открытие часовни в Ставропольском крае в честь погибших на Великой Отечественной войне советских солдат, и среди их имен нашел имя своего отца. Но никакой другой информации я тогда не узнал.
Глава района заверил Солтана Наликовича, что территория вокруг захоронения солдат, погибших в кровопролитных боях за осетинскую землю, будет облагорожена, будет установлен памятник.
– Я глубоко благодарен Алине Акоефф за огромную работу, которую она ведет по увековечению имен павших за Родину солдат и офицеров. Ее кропотливая исследовательская работа вернула из безвестности сотни имен, которые сегодня начертаны на памятниках и мемориальных комплексах, – сказал Солтан Каболов. – Я знаю также, что в Ардонском районе особое отношение к своим героям и памяти всех, кто сложил голову в жесточайших боях с немецко-фашистскими захватчиками. Со своей стороны сделаю все, что в моих силах, чтобы эта братская могила стала еще одним памятным местом в районе – знаком благодарности потомков погибшим воинам за их солдатский подвиг...
Фото Дианы КВАХАДЖЕЛИДЗЕ.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30