Мотив вражды проходит через все циклы и сюжетные линии нартовского эпоса и является его универсальным компонентом. Носители мотива вражды – нартовские роды, чужеземные племена, хтонические существа (уаиги, далимоны) и даже небесные духи (зэды и дауаги).
Мотив вражды определяет противостояние между двумя нартовскими родами: Ахсартаггата и Бората. Оценивая историчность нартовского эпоса, В.И. Абаев указал на то, что в нем отразилась не история внешних событий и фактов, а история древнего быта – мировоззрение, народные идеалы и доблесть. Если изображению родовых распрей в эпосе уделяется так много внимания, то это вызвано помимо всего самой природой героического в народной поэзии, которую всегда больше привлекали кровавые сражения, поражения и гибель героев, чем триумфы и дни благоденствия.
В эпизодах вражды между Ахсартаггата и Бората мотив вражды проявляется достаточно четко. В большинстве же случаев он явно не представлен, а только подразумевается.
В сказании "Уархаг из [фамилии] Ахсартаггата и его потомки" говорится, что "Ахсартаггата и Бората трижды истребляли друг друга. Бывало, в каждом роду оставалось по одному [человеку], затем снова разрасталась фамилия; но вражда между ними не прекращалась".
В одном из вариантов сказания "Бората и Ахсартаггата" вражда родов мотивируется убийством родичами Бора маленького сына Урузмага Айсаны – воспитанника (амцега) Курдалагона. Узнав об убийстве сородича, Ахсартаггата решили мстить роду Бората, но будучи малочисленными, попросили помощи у владетеля рыб Кафты-сар Хуандон-алдара. Вмешательство чужеземцев, как правило, приводило к еще большей розни и взаимному истреблению нартовских родов.
Мотив вражды проходит красной нитью через весь цикл Батраза. Он приходит в ярость, узнав о гибели своего отца, и его стальное тело раскаляется настолько, что он вынужден положить себе на голову половину ледника, чтобы остыть. Неотмщенная кровь – все равно что грязь на лице. Батраз находит виновника смерти отца – Сайнаг-алдара – и мстит ему, срубив голову его же собственным мечом, на котором осталась зазубрина от зуба Хамыца. В других вариантах сказания Батраз обвиняет в смерти Хамыца всех нартов и беспощадно мстит им. Герой, обладающий избыточной силой, устремленный к отмщению, не обременяет себя знанием целесообразности и пользы.
В эпосе встречается также оценка вражды как бесполезного и вредоносного явления. Победил Батраз зэдов и дауагов, а они пошли к Богу жаловаться на него. Решил Батраз сам проведать Бога, сел на коня и отправился к нему на небеса. Бог, узнав об этом, сказал: "Безумец едет к нам". Сбросил он на пути Батраза хурджины тяжестью всей земли. Не смог Батраз их поднять. Поехал дальше. Тогда Бог сбросил на его пути моток золотой пряжи. И его не смог поднять Батраз. "Есть и посильнее меня, –сказал он, – от вражды пользы нет". Не пошел дальше и повернул домой.
Мотив вражды движет поведением одной из центральных фигур нартовского эпоса – Сырдоном. Обладатель острого, беспощадного и ядовитого языка повсюду несет раздор и вражду; его действия оказываются более разрушительными, чем стрелы, мечи и копья нартовских героев. За ним закрепился эпитет "нарты фыдбылыз" ("злой гений нартов"). Приходя на ныхас, он стравливал нартов, а потом внезапно исчезал. Коварство Сырдона носит отвлеченный характер, т.к. он не получает предметной выгоды от того, что сеет раздоры. Он борется со всем нартовским миром. Сырдон крадет корову Хамыца, а тот в отместку убивает его сыновей. Сырдон вызывает вражду между Ахсартаггата и Бората, подбивает нартов на борьбу против Бога. Он преследует Сослана, желая ему смерти, и добивается этого, хитростью направив против него Колесо Балсага. Однако враждебные действия Сырдона по отношению к Сослану на этом не заканчиваются. Он присваивает богатства Сослана, издевается над его любимым конем, всячески поносит и оскверняет его могилу: "Сырдон и нарт Сослан издавна враждовали между собой, и каждое утро Сырдон приносил в склеп ослиный помет и бросал Сослану, мол, вот тебе еда. Так вот и глумился над Сосланом".
Мотив вражды встречается в сказаниях о девах-воительницах, живущих в высоких башнях или в далеких пустынях и убивающих своих неудачливых женихов. Этот мотив, как правило, предшествует сменяющему его брачному мотиву. Вот странствующий Крым-Султан в пустыне, усыпанной человеческими костями, встречает какого-то черного всадника (оказавшегося впоследствии золотоволосой девой-воительницей), спросившего его: "Кто ты такой? Откуда у тебя такая сила, что ты без опасения смел проезжать по моей земле? Стал черный всадник перед Крым-Султаном и завел с ним битву". После трехдневной битвы, когда противники не смогли одолеть друг друга, черный всадник пригласил Крым-Султана как гостя в свой дом. Потом Крым-Султан узнал, что кости, которые он видел в пустыне, принадлежат молодым людям, убитым девой-воительницей, желавшим быть ее женихами и просивших ее руки. "Никто из них не мог меня победить, победа (всегда) оставалась за мной, и я их перебила. А теперь я отдаю себя в твои руки, потому что меня Бог сотворил для тебя, и я буду принадлежать навсегда тебе". Здесь эпическая сага перекликается со свидетельством Геродота об обычае скифов: "…девушка не выходит замуж, пока не убьет врага". С другой стороны, у скифов мужчина мог взять в жены девушку, если он одерживал над ней победу в единоборстве. Практически всем брачным союзам в эпосе предшествует враждебность девы-воительницы к своему возможному избраннику. Она никогда не вступает в брак с тем, над кем одержала верх. Таким образом, состязательность в архаической культуре занимает при выборе жениха или невесты важное место (Й. Хейзинга).
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30
Интересно чьи рисунки используются в статье и где список источников?