Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Никогда не подвожу итоги – ведь жизнь продолжается!"

В самом начале моего интервью с Акимом САЛБИЕВЫМ, определив для него круг вопросов, среди которых, безусловно, значились и итоги года, была несколько огорчена, услышав его мнение. Он сказал, что подведение итогов для него – просто лукавство, профанация, самообман.

Тогда я спросила, понимая, что за все годы своей творческой деятельности известный российский кинорежиссер, актер и телеведущий, заслуженный деятель искусств РФ Аким Салбиев дал сотни интервью: какие же вопросы в конце уходящего года будут ему интересны? Он ответил коротко: честные и простые.

– Сегодня все говорят о том, каким сложным был 2020 год…

– Действительно, над Землей нависла страшная угроза. И вместо того чтобы объединиться и справиться с ней сообща, мы ищем "происки врагов"…

Мне же вспоминается в этой связи такой эпизод – во время репортажа из Сирии истекавший кровью трехлетний мальчишка в слезах, умирая, сказал: "Я все расскажу Богу". Наверное, Бог его услышал...

– Когда вы дома, в Эльхотове, в последний раз встречали Новый год?

– Думаю, более тридцати лет назад. Увы, моя профессия, жизнь связаны с определенными обязательствами, которые я должен выполнять. Тем не менее ежегодно 22 декабря я всегда приезжал домой на день рождения мамы.

– Несмотря ни на что, вы не прерываете творческие и человеческие связи с родиной?

– Как говорили провидцы: "Делай, что дóлжно, и пусть будет, как будет". Что же касается связей, то они у меня больше человеческие, дружеские.

В СССР дружба и любовь интерпретировались по-другому, искренне, по-настоящему, как и должно быть. А сейчас в основном отношения "тусовочные" во всех их безнравственных проявлениях. Что же до творчества, то здесь похвастать нечем. И в этом не моя вина. Это касается и кинофестиваля "Владикавказ", который был закрыт, и авторских программ на ТВ. Да много чего…

– Аким, а возможно ли сегодня консолидироваться? Хотя бы представителям вашего "цеха"?

– Вы верно назвали – "цех", а не театр, музыка, кино, литература. Сегодня это действительно не то, к чему мы привыкли – к высокой точке культуры, нравственности, воспитания и воспитанности.

Сомневаюсь, что мои младшие коллеги что-то знают о корпоративной этике. Судите сами: в одном из республиканских театров поставили "Ричарда III", теперь ту же пьесу ставят в другом театре. Что это? Нездоровая конкуренция в городе с тремя театрами?

– Где от всего этого найти спасение?

– Надо работать над собой, узнавать больше, слушать тех, кто пока, слава богу, жив. Завтра будет поздно…

Скажите мне, востребованы ли сегодня удивительный талант рассказчика и глубокие знания истории края Таймураза Петровича Плиева? Он остался лишь в моей авторской программе "Без лишних слов"… А творчество Булата Газданова, одного из патриархов национальной музыки? Я предлагал руководству телевидения подготовить цикл из пяти вечеров с нашими легендами, поистине народными артистами, на которых поднимали бы одну из острых тем. Серьезно, глубоко и честно. Но мы же предпочитаем "местечковость" и "мелкотемье" в искусстве, пытаясь непонятно что мифологизировать, тогда как рядом такие мастодонты – мощные, настоящие, "последние из могикан".

– С этим невозможно не согласиться. Слушать бы и слушать наших, к сожалению, уходящих классиков. Но я в предвкушении вашего ответа на тему: художник и власть…

– Об этом говорят на протяжении многих веков: "Художник не должен обслуживать власть, творческому человеку надо быть подальше от нее". И в то же время приличных людей ни одна власть не будет просить идти против своих принципов, совести, воли и таланта.

Разве Вячеслав Битаров мешает кому-то ставить хорошие спектакли, петь настоящие песни, писать интересную прозу, стихи? Или президент Путин дал добро на то, чтобы на сцене Сергей Шнуров ругался матом? Поэтому не надо все валить на власть. Как говорят, "нечего на зеркало пенять"!..

– А что вы считаете для себя сегодня в Осетии "островом надежды"?

– Любой остров, который был надеждой, может стать как землей обетованной, так и грязным болотом.

И все-таки есть места, которые особенно дороги сердцу, куда с радостью можно приходить самому и приводить гостей. Это Театральный музей, Национальная библиотека и Библиотека имени Гайто Газданова, Музей имени Туганова. Это те островки, где хранятся наше наследие, наша память, наша культура.

– Что, на ваш взгляд, пошло бы во благо Осетии?

– Если совсем коротко, то это туризм. С более привлекательным лицом и не такими ценами, как сейчас. Я имею в виду расположенные в живописных местах, дарованных нашей природой, кафе и рестораны, в которых выставляют "космические" счета…

К слову, мне хотелось бы радоваться со всеми 100-летию СОГУ имени Коста Хетагурова. Можно было бы найти какую-то приемлемую в нынешние времена форму, объединившую людей во всех уголках России, которые в свое время учились в нашем университете…

И вот о чем еще мне хотелось бы сказать. В течение года я готовил большой концерт, посвященный 75-летию Победы и 100-летию автора стихов к песне "День Победы" Владимира Гавриловича Харитонова. Мы уже были готовы к маю, однако из-за пандемии его пришлось перенести. Но я должен был провести это мероприятие именно в Год памяти. И вот вечер состоялся 21 декабря в Центральном доме кино. Звучали любимые с детства песни "Мой адрес – Советский Союз", "Не плачь, девчонка!", "Как прекрасен этот мир!", "Ты скажи мне, вишня"... Песен на стихи Владимира Харитонова написана не одна сотня. Но это я не считаю итогом года. Это был мой долг – человеческий и профессиональный...

Иной раз мне кажется, что человечество дошло до точки невозврата. Что будет дальше? Лично меня спасают советская закалка, добрые воспоминания, которые храню глубоко в сердце. Например, то, что я представлял Осетию в международном пионерском лагере "Артек", а еще – мое знакомство с Сергеем Таболовым, тогдашним первым секретарем обкома ВЛКСМ… Разве я могу забыть, как в пятилетнем возрасте читал стихи первой женщине-космонавту Валентине Терешковой?! Или то, как спустя несколько лет космонавт Андриян Николаев держал меня на руках? Как поступил в Москве во ВГИК, на курс величайших кинематографистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. И учился, не платя ни копейки, но получая вполне приличную стипендию... Но страны той больше нет. У меня много вопросов к новой России, и они не носят праздного характера. Да, в те далекие времена мы собирали макулатуру и металлолом, но никогда не просили денег на лекарства и лечение детей…

Однако я все же оптимист и надеюсь на лучшее…

– Уважаемый Аким, позвольте мне пожелать вам вдохновения, процветания и исполнения желаний! И пусть почитатели вашего таланта, среди которых – и я, еще многие годы наслаждаются вашим творчеством!

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика