Владимир Борисович СОСКИЕВ. Действительный член Российской академии художеств (2007), народный художник РСО–А (2009), член Союза художников СССР (1976). В 2011 году был награжден медалью "Во Славу Осетии", лауреат премии Московского комсомола, обладатель Серебряной медали ВДНХ (1983), Золотой медали Российской академии художеств (2004). Признанный мастер, один из лучших скульпторов современности, творчество которого основано на национальных образах и традициях. Его работы всегда ярки и оригинальны, преисполнены душевной теплотой и спокойно-философским, искренним интересом к людям, к жизни.
Владимир Соскиев родился 14 января 1941 года в с. Сурх-Дигоре. Отец, Борис Налукович, погиб в самом начале Великой Отечественной войны. Мать, Софья Михайловна, одна растила двоих сыновей. "Послевоенный период – самый сложный в моей жизни. Судьба так сложилась… Я не один, кто пострадал. Миллионы советских людей жили тяжело. По соседству не было ни одного дома, где не погибли один или двое. Моя мама в 24 года осталась вдовой и больше не вышла замуж: забывала про все, только дети..." (здесь и далее – отрывки из интервью скульптора, размещенные в различных СМИ).
"Как начал рисовать, я даже не помню. У нас в селе был кирпичный завод. Красная глина, из которой делали кирпичи, была настолько пластичной, что я увлекся и стал лепить из нее..." – вспоминал он позже. Закончив школу, Владимир поступил в Северо-Осетинское педагогическое училище, на художественно-графическое отделение. Но доучиться ему не дали – забрали в армию в 1962 г. Три года отслужил на Украине, после службы сразу поступил в Суриковский институт. Прямо в армии готовился, там у него была возможность постоянно рисовать.
Во время учебы на скульптурном факультете Московского художественного института им. В.Сурикова Володя работал в мастерской талантливого скульптора и педагога Павла Бондаренко, что сыграло огромную роль в формировании его творческого мировоззрения.
В начале 70-х годов работы Владимира Соскиева стали появляться на художественных выставках, привлекая к себе внимание глубиной замысла, необычной манерой исполнения, внутренней чистотой и непосредственностью. Его первая работа – скульптура "Портрет Едзиева" – была представлена в 1971 году на всероссийской выставке "Юг России". "Кому-то она понравилась и была приобретена. Так я заработал 2000 рублей – сумасшедшие по тем временам деньги! Из обычного студента превратился в богатого студента..."
В 1973 году он окончил "Суриковку", в 1976-м вступил в Союз художников СССР.
"26 лет своей жизни я просидел в подвале, у меня помещение было – 30 метров, там и работал. Так что художники – люди подвальные или чердачные". О невероятной трудоспособности, подтверждающей известную фразу "успех – это 1 процент таланта и 99 процентов труда", говорит участие скульптора в многочисленных выставках.
В 1990-м Владимир Соскиев участвовал в совместной выставке советско-французских художников в Париже и Москве. В том же году ему были присвоены первая премия на международной выставке "Триеннале скульптуры малых форм" (Будапешт), первая премия Московского союза художников за лучшие работы года и первая премия на IV биеннале скульптуры малых форм в Познани. Несомненным интересом пользовалось творчество Соскиева на выставке советских художников в Японии и в Международном центре искусств в Париже. В 1992 году он был удостоен Гран-при за участие в Международной выставке в г. Нанси, Франция…
Искусствовед Надя Брыкина написала в монографии, посвященной скульптору: "В 1990-е годы никто уже не сомневался, что Владимир Соскиев стал одним из самых ярких скульпторов своего поколения".
Перестройка и распад Советского Союза, обрушившиеся на общество гласность и переоценка ценностей не изменили творческую ориентацию и главные жизненные установки Соскиева. Художник начал работать как монументалист. В области монументального искусства можно выделить ряд памятников деятелям науки и литературы: М. Цветаевой, Б. Окуджаве, Г. Газданову, Н. Пилюгину. Известный скульптор, народный художник СССР Николай Никогосян отмечал: "Творческий метод скульптора Владимира Соскиева не позволяет зрителям остаться равнодушными. Ему доступны поразительные вещи: одежда и тело рождаются одновременно и составляют единое целое. Это очень редкое качество, ценное в скульптуре".
"Автопортретов у меня нет. Все вещи, которые я делаю – это я и есть... Что такое сделать хороший памятник? Если у скульптора и модели, с которой он лепит, нет духовного родства, трудно сделать настоящий памятник. Какая-то моя частица в работе остается. В любом случае ты будешь в ней присутствовать. Я подписываюсь своим именем под каждой работой. И это ко многому обязывает..."
В 1994 г. во Владикавказе был установлен созданный Владимиром Соскиевым памятник защитникам города, погибшим во время трагических событий ингушско-осетинского конфликта. Работа продемонстрировала обостренное чувство тревоги скульптора в восприятии войны.
Заметным событием в художественном мире Москвы стала его выставка произведений в Третьяковской галерее в 1997 г. Вот что написала искусствовед Людмила Марц: "Экспозиция работ художника убедительно подтвердила еще ранее сложившееся представление, что творчество Владимира Соскиева – одно из самых значительных и самобытных явлений в современной скульптуре". Свидетельством истинного признания таланта осетинского скульптора является то, что только "Третьяковка" приобрела у Соскиева более 50 работ!
В 2001 г. на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа в предместьях Парижа, где покоится прах "русского осетина" Гайто Газданова, который жил и умер там, при содействии всемирно известного дирижера Валерия Гергиева и предпринимателя Таймураза Боллоева был открыто надгробие талантливому писателю-эмигранту работы скульптора В. Соскиева. Памятник признали шедевром все поклонники писателя. Здесь, по мнению Гергиева, удачно соединились темы Петербурга начала века, эмиграции и творческого подъема, преодолевающего разобщение с родиной. Так скульптор талантливо и неповторимо увековечил связь великого соотечественника с Осетией.
В том же 2001 году был создан проект памятника Булату Окуджаве, поэту, который был для многих поколений эталоном чести и достоинства. "Окуджава мне очень дорог, я его знал, несколько раз с ним встречался. Это был удивительный человек, на долю которого выпало многое..."
В 2003 году в фойе Мариинского театра была установлена необычная композиция Владимира Соскиева, посвященная тетралогии Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунгов" в постановке Валерия Гергиева. В работе использована визуальная стилистика эпоса "Нартские сказания". Валерий Гергиев вспоминает: "Работая над тетралогией Рихарда Вагнера, я предложил Владимиру создать для Мариинского театра оперы и балета в Санкт-Петербурге изваяния персонажей древнеосетинского нартского эпоса, созвучного, по моему убеждению, с древнегреческим и древнегерманским. Художник блестяще справился с задачей. Дружить с Владимиром Соскиевым или хотя бы знать его лично – это счастье..."
Особый интерес вызывают созданный Соскиевым скульптурный памятник Коста Хетагурову в Санкт-Петербурге (2009), в сквере Академии художеств, и бронзовая скульптура поэта на аллее проспекта Мира во Владикавказе (2010) "Коста... К великому сожалению, сегодня у осетин другой, равной ему творческой, человеческой, личностной вершины нет. Я его просто обожаю! Как он любил свой край, боролся за то, чтобы люди хоть немного возвысились... Коста для меня – не только художественный образ. Всякий раз, когда я перечитываю его стихи, что-то новое для себя открываю. Его поэзия созвучна нашему времени, нынешней нелегкой жизни. Идея у меня изначально была – показать Коста не как монумент, а как близкого нам, сегодняшним, человека – простого, доступного".
В области станкового искусства у нашего скульптора выделяются работы, выполненные в бронзе: скульптурные композиции "Память" (2008), "Скорбь"(2008), "Беженцы" (2009), серия "Нартский эпос. Осетия" (2010), "Иосиф Бродский (2012), "Задалески Нана" (2013), "Гибель нартов" (2013), серия мужских портретов (2013).
"Мне остается гордиться своими старшими и близкими мне людьми, среди которых рос в Осетии и которые научили меня любить людей вне зависимости от их национального происхождения и вероисповедания, работать во имя их благополучия. И сегодня я живу, работаю и создаю, следуя завету-наказу моего великого и любимого поэта Коста Хетагурова, который писал: "Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня, Вселенная – Отечество мое..."
Художника всегда занимали преемственность поколений, непреложная ценность семейных корней. Сюжеты Владимира Соскиева представляются многоплановыми, вобравшими в себя приметы нескольких эпох и мировоззрений. Сильное эмоциональное впечатление производит композиция Соскиева "Судьбы. 19-й выпуск Сурх-Дигорской школы". "Это сложный, многомерный ансамбль, составленный из множества скульптурных форм и композиций, созданных художником в разные годы. Каждый персонаж являет собой концентрированное выражение человеческой судьбы..." (Н. Брыкина). "Памятник моей школе есть, и это радует. Мне кажется, эта скульптурная композиция состоялась. Судьбы людей, как они сложились ... Сурх-Дигора – великое селение. Мы все должны быть благодарны тем простым крестьянам, которые основали его и построили в первую очередь именно школу. Самую лучшую школу – подобных вокруг не было..."
Он знает все тонкости родного осетинского языка, традиции и обычаи народа, остро переживает проблемы республики. Соскиев занимается популяризацией осетинского искусства. Он организовал выставку в зале современного искусства (г. Москва) "Параллель двух легенд: С. Едзиев и Н. Пиросманишвили", в которой в форме диалога предстали произведения двоих художников, признанных и почитаемых мастеров наивного искусства, живших в одно время, но никогда не знавших о существовании друг друга. Их деятельность не пересекалась, однако искусство каждого созвучно по мысли и выразительности художественных средств исполнения. "Есть народные мастера, от природы богатые даром понимания чувства формы, цвета. На Кавказе это Пиросмани и Едзиев. Это редчайший дар, который дается сверху, как и все остальное. Я пригласил на выставку лучших скульпторов Москвы. Едзиев их потряс, они были просто ошарашены его гениальной пластикой!"
В 2014 году во Владикавказе была установлена скульптурная композиция, изготовленная Соскиевым и переданная предпринимателем Таймуразом Боллоевым в дар жителям республики безвозмездно. Она посвящена приезду А.С. Пушкина в город. На арбе, запряженной буйволами, поэт совершает путешествие из Петербурга в Тифлис. Доктор социологических наук, профессор Хасан Дзуцев восторженно заметил: "Благодаря таланту Владимира Соскиева мы видим, каких усилий стоило Пушкину, преодолев 225 километров на волах по горной дороге, оказаться в Тбилиси! Насколько точно художник уловил страдания во время тяжелого пути не только поэта, но и погонщика волов, и самих животных. Передать в бронзе такие сильные эмоции до сих пор мне казалось немыслимым явлением, но скульптор сумел это нам показать".
Далеко шагнув за границы не только Осетии, но и России, Владимир не потерял теснейшие связи с малой родиной, с ее жизнью, фольклором, искусством. Особенно ему близка мифология осетин. Неоднократно обращается он к образу самого близкого для Осетии небожителя Уастырджи. Одна из его работ на эту тему установлена в Буэнос-Айресе (Аргентина). Даже на фронтоне своего особняка в центре Москвы он поместил изваяние покровителя мужчин.
А в начале июня 2015 года в окрестностях древнего святилища в Дигорском ущелье было открыто бронзовое изваяние Уасгерги ("Лагти Изад") работы Соскиева при финансовой поддержке предпринимателя Боллоева. Природным постаментом для произведения искусства весом 13 тонн стал 30-метровый утес. Потрясающая работа выдающегося скульптора и удивительная панорама изумляют каждого! Уастырджи будто благословляет людей на праведные поступки, вытянув руку над серпантином шоссе…
Осенью 2018 года на стене новой Сурх-Дигорской школы была торжественно открыта мемориальная доска скульптору Лазарю Гадаеву, изготовленная Соскиевым. Уважая творческие принципы своего земляка и коллеги, Владимир Борисович использовал в работе автопортрет Гадаева, его стилистику, добавив свое видение образа скульптора и удачно найдя композицию. Получилось нечто большее, чем мемориальная доска – панорамная картина.
Что заботит выдающегося скульптора сегодня? "Я бы больше внимания обращал на молодых. За ними будущее, их надо поддерживать. Они по-новому видят, не мешало бы им давать больше возможностей". Он лично опекал осетинского скульптора Алана Корнаева еще в студенческие годы. Обеспечил участие осетинских художников в выставке современной скульптуры на Крымском валу…
"Что бы я ни сделал, я – осетин", – утверждает скульптор. "Его собственный, узнаваемый стиль – неспешный, аллегорический и глубинно-пластический, где за внешне неброским сюжетом всегда стоит нечто важное, отчетливо проступает философская идея", – пишет искусствовед Н. Брыкина.
"Во всем мне хочется дойти до самой сути!" В чем эта суть, которую так настойчиво ищет Мастер? "Никто не объяснит, почему тот или другой человек становится кем-то... Наверное, есть сила, которая нами управляет. До сих пор у меня бывает чувство, как будто не я леплю, а кто-то за меня это делает... Такое вот удивительное чувство..."
В поисках ответов Мастер возвращается к истокам. 2020 год для почитателей его таланта был ознаменован событием мирового значения: в Ногкау, родном селе Бориса Соскиева, на высоте в полторы тысячи метров художник устроил выставку работ, созданных за последние годы, посвятив ее памяти отца. Она предполагалась как камерное мероприятие, но таковым не получилась. Паломничество многочисленных земляков – от простых жителей его родного села до творческих работников республики и многих городов России и ближнего зарубежья – ответило на главные его вопросы.
Ирина Седова, кандидат искусствоведения, заведующая отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи, на своей странице в "Фейсбуке" писала: "В творчестве Владимира Соскиева органично переплелись черты московской скульптурной школы и народных осетинских традиций. Он узнаваем, его скульптурный "язык" не похож ни на кого. В его работах присутствует то главное, что составляет основу и является сутью скульптуры, а именно – скульптура должна не изображать, а выражать".
Работы Владимира Соскиева находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее искусств народов Востока в Москве, Национальной галерее Софии, в частных коллекциях в России, Франции, Германии, Швейцарии, Бельгии, Румынии, Аргентине.
Чрезвычайно насыщенную творческую работу В. Б. Соскиев совмещает с активной общественной деятельностью, он – президент Общественного фонда содействия развитию культуры "Мир Кавказа".
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30