Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Курс – на качество

Если мы хотим отреставрировать любимый дом, то начинаем с укрепления фундамента. Так и с образованием, в основе которого лежит урок. Урок, в современных реалиях утративший свое первоначальное предназначение, смысл и содержание, сохранив лишь форму.

Но 2021 год сулит ему перемены: вернуть урок как самую главную дидактическую единицу всего образования – основная задача, которую на ближайшее время обозначила министр образования и науки РСО–А Людмила БАШАРИНА.

Мы привыкли, что зачастую все изменения в образовательном процессе внедряются с началом нового учебного, а не календарного года. Однако зачем откладывать на сентябрь то, что можно сделать лучше уже в январе?! Тем более, что многие нововведения уже не заставляют себя ждать, как скажем, внесение корректировок в процедуру сдачи ЕГЭ.

– Я считаю, что они хорошее явление в едином государственном экзамене, и сейчас мы ждем нормативные документы, регламентирующие все эти изменения, – открывая год, рассказала в интервью "СО" Людмила Башарина. – Дети, которые не планируют поступать в вузы, могут сдать ГИА в форме государственного выпускного экзамена на базе своих учебных учреждений. То, что базовая математика уже не является обязательным экзаменом в 11 классе, а выпускники 9 класса сдают всего два экзамена – тоже хорошо: это позволит снять напряжение, которое, в том числе, связано с коронавирусом. Пока мы не можем сказать, закрепятся ли нововведения в дальнейшем, но принятые эти решения сейчас – как нельзя кстати, так как позволят выпускникам сосредоточиться на том, что им действительно нужно. К тому же подобная практика прошлого года оправдана и дает свои положительные результаты.

Министр подчеркнула, что данный опыт позитивно отражается и на организации самого ЕГЭ, который является довольно человекозатратным. Теперь есть возможность сосредоточиться как на качестве организации экзаменов, так и на повышении общего итогового уровня. Для этого ведомством продолжается работа со школами, демонстрирующими наиболее низкие результаты.

– С этого года подключаем еще и самых лучших учителей физики, химии и биологии, которые 2 раза в неделю будут вести занятия по подготовке к ЕГЭ. И этим ресурсом могут воспользоваться не только обозначенные школы, но и любой желающий, включая самих ребят.

Безусловно, в наступившем году продолжится и реализация нацпроекта "Образование" со всеми его программами. Однако особо пристальное внимание в регионе обращено к собственным проектам по развитию математического и химико-биологического образования.

– В 2021 году состоится уже третий набор школьников, и если понадобится, то расширим параллель, набрав не один, а два класса. В 27-ю школу, которая является опорной, в рамках нацпроекта мы приобретаем пришкольный кванториум по направлениям "химия", "биология", "физика". Это дополнение к тому уникальному оборудованию, которое уже там есть, позволит осуществлять весь спектр лабораторных и исследовательских работ прямо на базе образовательного учреждения, – добавив, что главным индикатором является интерес детей, министр подчеркнула, что уже заметны значительные продвижения и все больше школьников изъявляет желание стать учащимися этих классов.– Первоочередная задача – создать сеть базовых школ в районах.

Это позволит увеличить охват детей и даст им больше возможностей для развития. В сфере матобразования мы нацелены на обновление форм и содержания на основе тех выводов, которые уже можем сделать, в том числе отметив, в каких районах оно эффективнее реализовывается, в каких – нет.

И раз уж мы заговорили об этих проектах, то еще одна важная задача на 2021 год – развитие профильного образования. В определенный период оно сошло на "нет". И сейчас его возрождение – принципиальный вопрос. Разумеется, речь в большей степени идет о крупных школах, которые и имеют возможность организовать профилизацию. Однако и это еще не все наши планы: во главе предстоящих задач я бы обозначила на 2021 год возвращение урока, как самую главную дидактическую единицу всего образования. Часто мы смотрим какие-то уроки и анализируем, с чем ребенок ушел после 40 минут за партой. Винить в потере урока только учителя – не совсем правильно, это наша взаимная ответственность. Потому что учитель может дать хороший урок, но, как говорится, дети его "не возьмут". С педагогами надо работать, причем в рамках школы, а для этого нам надо возрождать методическую работу в образовательных организациях – вот вам еще один приоритет на ближайшее время. Если не вернуть обучение в школе технологиям проведения урока, не вернуть уроку его статус и должное качество, мы окажемся в тупике.

Рассказывая о механизмах реализации поставленных задач, министр заметила, что под ее личным руководством и участием были полностью изменены программы повышения квалификации педагогов, по которым работал СОРИПКРО. Максимально ликвидировав из них всю излишнюю философию, сконцентрировали внимание на конкретных темах, ставших "провисающими" в регионе. Для преподавания теории приглашается представитель вуза, а затем уже хороший учитель показывает на практике, как эту тему донести до учеников. Часто работают в Институте повышения квалификации и с приглашенными специалистами из ведущих образовательных организаций России. И тут опять вопрос: они дают знания, но кто их берет?

– Вот учитель пришел после курсов вдохновленный в школу и… "его корабль любви разбился о быт". Там он не находит соратников, не находит применение своим знаниям и технологиям. А все потому, что в любом образовательном учреждении должна быть создана творческая среда! Сегодня так много внимания уделяется командообразованию, потому что задачи, которые стоят перед школой, обществом, перед миром, не может решить один человек, каким бы гениальным он ни был. К сожалению, мало в какой школе есть команда, и, следовательно, общего результата нет. И мы сейчас занимаемся тем, что разрабатываем показатели деятельности образовательного учреждения, но не на предмет, кто лучше или хуже, а на предмет вклада школы в развитие системы образования республики. Работаем над механизмом, который заставит руководителя создавать эту творческую атмосферу. В свою очередь, она будет способствовать и притоку молодых кадров – из школы, где ты по-настоящему нужен и важен, не хочется уходить. С молодыми педагогами надо работать, находить подход, чтобы они не уходили с дипломом учителя работать в другую сферу. У хорошего директора с такой правильной атмосферой вакансий быть не должно.

Тут стоит добавить, что сегодня для молодых учителей создано довольно много возможностей для развития и роста, в том числе карьерного. На республиканском уровне для них подтянули уровень заработной платы настолько, насколько это было возможно в регионе. Педагоги могут и должны принимать участие в различных конкурсах, подавать свои проекты на получение грантов и выводить собственное профессиональное "я" на новый уровень, в том числе – общероссийского масштаба. И в этом направлении в наступившем году будет продолжена реализация ряда проектов. Так, проекту подготовки кадров для системы образования республики предстоит нарастить объемы и мощность под кураторством СОГПИ.

Будем объективны: программы нацпроекта "Образование" дают педагогам и техническое подспорье в реализации творческих идей. Как справедливо заметила Людмила Башарина, оборудование открывшихся "Точек роста" можно эффективно применять на тех же уроках истории или географии, было бы желание. К примеру, у министерства образования было желание сделать дополнительное образование республики максимально актуальным в современных реалиях, действительно полезным и очень увлекательным для детей. И этот процесс также будет продолжен: в числе задач на 2021 год – приблизиться к 75% охвата персонифицированными сертификатами допобразования.

– В этом году в Беслане будет открыта обновленная станция юных техников с современным оборудованием. Такая уже есть в Моздоке, и это хорошо – среда преображает в любом случае. Чтобы повысить интерес у детей, планируем провести и фестиваль по шахматам по принципу всероссийской олимпиады школьников, чтобы поучаствовал каждый ребенок. Будет организован конкурс по мультимедийным студиям, по робототехнике. Самое главное во всем этом – желание ребенка, что он задействован здесь и сейчас, и мы видим, что мыслительный процесс идет.

Не останется без внимания в этом году и среднее профобразование, которое в республике также поставлено на рельсы перемен. Министр назвала важной задачей в этой сфере внедрение клинического обучения.

– Это обучение, максимально вкрапленное в производство. Мы должны готовить квалифицированных специалистов, а сделать это в отрыве от производства нельзя. Мы должны объединить учебу и практику, что, надеюсь, даст свои плоды. И тоже войдет в рейтинг ссузов, как и процент трудоустройства выпускников по специальности.

– Людмила Вячеславовна, мы обсудили планы и перспективы развития системы образования с точки зрения качественных преобразований. Однако не знаниями едиными сыты, как говорится, и в конце – о насущном. После первого экспериментального полугодия обеспечения учащихся начальных классов горячим питанием будет ли что-то меняться?

– Мы меняем меню. Как с точки зрения внесения разнообразия, так и по результатам мониторинга: есть блюда, которые дети не принимают категорически. Во-вторых, повышается персональная ответственность руководителя образовательного учреждения. Если после первого выговора по поводу выявления нарушений в организации питания факты повторятся, то будем прощаться с директором. Дети должны есть! К слову, когда их спрашивали, что включить в меню, они хором отвечали "Пироги!". Если Роспотребнадзор, который мы просим усиленно проверять составляемое меню по всем параметрам, даст разрешение, то введем в рацион пироги с картошкой и мясом – это ведь привычная пища для ребят. Наше меню всегда находится в открытом доступе и для родителей, и для всех желающих.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика