Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Где застряли инновации?

Леонид Захарович ЗАСЕЕВ – человек в республике известный. Занимался изобретательской и рационализаторской деятельностью, возглавлял департамент механизации, автоматизации и электронизации государственного агропромышленного комплекса, Управление научно-технической и инновационной политики Минсельхоза РСО–А, Владикавказский центр трансферта технологий.

В настоящее время он – директор научно-производственного предприятия "Наука". Сегодня Л. З. Засеев рассказывает нашему корреспонденту о состоянии научной и инновационной деятельности в республике.

– Леонид Захарович, в обществе бытует мнение, что на Западе технологии и наука более оперативно внедряются в производство и опережают наши отечественные на многие годы. Так ли это?

– Так сложилось, что многие годы я имел непосредственное отношение к научно-технической и инновационной политике в республике. По роду службы постоянно отслеживал ситуацию в отрасли. Мониторинг этой сферы деятельности за последние годы в стране показывает, что руководство Российской Федерации в ряде стратегических направлений повернулось лицом к фундаментальной и прикладной науке, к инновациям. Результат не заставил себя долго ждать. Творческим коллективам в конкретных направлениях удалось реализовать прорывные технологии и доказать, что Россия по ряду позиций вышла на мировой уровень, опередив ведущие страны (к примеру, это оборонная промышленность, строительство атомных электростанций, здравоохранение – создание вакцин и т.д.)

Да, нельзя отрицать тот факт, что в девяностые годы двадцатого века и первое десятилетие двухтысячного года научно-промышленный потенциал, технологический уровень и уровень оказания услуг во многих направлениях в России резко снизились в сравнении с Западом.

Чтобы разобраться в ситуации и подготовить предложения, в тот период времени Федеральным агентством по науке и инновационной политике РФ был объявлен специальный конкурс.

Владикавказский центр трансферта технологий (ВЦТТ) совместно с Волгоградским ЦТТ исследовали рынок в этой отрасли в рамках выполнения государственного контракта согласно Федеральной целевой программе. Был проведен мониторинг научно-технического и инновационного потенциала субъектов РФ Южного и Северо-Кавказского федеральных округов за последние десятилетия.

В итоге выявлено, что практически в большинстве из них научно-техническая и инновационная деятельность была сведена к минимуму. Ни в одном регионе в исследуемый период в бюджете не было строки, поддерживающей инновации.

В результате в вузах и НИИ, медицинских центрах, на заводах и фабриках, перерабатывающих предприятиях начали массово закрываться исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, творческие коллективы. Как цепная реакция это потянуло за собой снижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, нарушение технологических процессов, ухудшение качества оказываемых услуг, усиление миграции кадрового потенциала в столицу либо за рубеж.

Как ни странно, именно в этот период времени в структурах министерств и ведомств самым часто употребляемым становилось слово "инновация". Хотя в реальности создание и освоение инновации катастрофически снижались.

Понимая реальную ситуацию в стране, Правительство РФ инициировало реформу, связанную с объединением ведомств образования и науки с целью усиления трансферта технологии за счет вовлечения потенциала вузовских ученых и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Но как показала практика, такое объединение в субъектах Федерации носило формальный характер, и это ничего не дало.

Далеко ходить не надо, как пример можно рассмотреть реформу в РСО–А. Объединили министерство образования и управление научно-технической и инновационной политики. В конце года утвердили бюджет и на образование заложили 500 млн руб., на науку и инновации – 0. И так – ежегодно. Не вдаваясь в анализ, понятно, что за 0 "сложно" создавать инновации мирового уровня. Так примерно и в других субъектах.

В результате рынок всей страны в основном беспрепятственно заполнялся товарами из-за рубежа: телевизоры, холодильники, миксеры, краски, пуговицы, машины, "ножки Буша", йогурты, "сникерсы", шоколад, помидоры, огурцы и т.д. Экономика начала проседать.

Это поспособствовало тому, что на Запад начали мигрировать одаренные, невостребованные у нас высокопрофессиональные кадры. Одновременно происходил экспорт технологии мирового уровня вместе с кадрами, вот они и начали нас тогда опережать.

– Неужели в стране или в отдельных регионах не было заинтересованности, чтобы изменить ситуацию?

– Проблему понимали все, но ее решение зависело от множества факторов, для решения которых необходимо было приложить титанические усилия. Были призывы на разных уровнях к бизнесменам и предпринимателям о поддержке научных проектов и перспективных разработчиков, но это не имело успеха. Попытки ведомства поправить ситуацию путем создания по аналогии с Западом "венчурных фондов", "технопарков" и "бизнес-инкубаторов" не приносило особых успехов, так как создавались они часто не там, где надо, и возглавляли их не те, кто должен был. Кроме того, практика показала, что управляющие компании в этих структурах, вкладывавшие частные средства, как правило, направляли ресурсы под маркой поддержки инноваций на реализацию чисто инвестиционных собственных проектов, в своих интересах.

Другая часть бизнесменов, которым удалось накопить капиталы, вкладывали средства в спиртзаводы, водочные цехи, горюче-смазочные материалы, строительную индустрию, торгово-развлекательные центры т.д., но только не в науку и инновации.

Нельзя однозначно обвинять руководителей субъектов Федерации в бездействии, в какой-то степени можно было понять и их. Когда бюджет дотационный и с дефицитом, то в первую очередь требуется залатать социальные дыры и проемы.

В таких ситуациях на первый план выходит роль личности. И такие примеры были. Это руководители Е. Савченко (Белгородская область) и М. Шаймиев (Республика Татарстан). Именно они достойны уважения и почитания, потому что смогли саккумулировать внебюджетные источники частников на основе частно-государственного партнерства на важнейших направлениях, и это позволило в сжатые сроки обеспечить прорывы в важных направлениях.

– Давайте вернемся к науке, инновациям и услугам в нашей республике. На каком уровне реально находимся мы, и что нужно сделать, чтобы повысить их отдачу?

– В мире все относительно. Без ложной скромности скажу, что потенциал ученых, инноваторов и творческих коллективов в нашей республике в тот период времени был ничуть не ниже, чем в Белгородской области и Республике Татарстан. По роду службы мне и моим специалистам приходилось бывать на международных форумах, выставках, конференциях и быть в курсе событий. Не могу не отметить, что на достойном уровне на этих форумах (Франкфурт-на-Майне, Москва, С.-Петербург) республику представляли наши ученые, конструкторы, инноваторы. Мне всегда было приятно слышать, когда на этих форумах известные в мире специалисты ссылались на опыт работы наших ученых-практиков: электронщиков, хирургов, конструкторов (ниже приведу конкретные направления деятельности и фамилии некоторых из них и заранее приношу свои извинения тем, кого не вспомнил).

Работали в нашей республике как минимум в 5 направлениях: электроники, приборов ночного видения и программирования (С. Кулов, Е. Козырев, B. Пак, В. Щепенков и другие);

хирургии (В. Тотиков, З. Тотиков, В. Медоев и другие);

механизации, автоматизации и электронизации технологических процессов в сельхозпроизводстве (Б. Кульчиев, А. Бесаев, А. Шваб, В. Калюпин, Р. Пухаев, Р. Тавасиев, Б. Габпаев и другие); автоматизации в цветной металлургии (Н. Таутиев, Р. Катаев и другие); новых материалов (О. Базоев, Б. Багаев и другие).

Практически каждому из этих творческих коллективов удалось создать инновационный продукт либо оказывать услуги на высочайшем уровне. Новизна технических и технологических решений этих творческих коллективов защищена десятками патентов. Это подтверждается публикациями в самых престижных зарубежных изданиях, где, как правило, печатаются труды признанных ученых.

Одна беда у этих коллективов. Пик созидания и творческой активности пришелся на переходный период государственного строительства. А это привело к тому, что итоги многолетних трудов ряда из них по объективным и субъективным причинам оказались в руках ведущих фирм за рубежом.

Будет несправедливо не отметить, что отдельные творческие коллективы в Осетии в весьма сложное время (2005–2014 г.г.) были локально поддержаны нашими соотечественниками: В. Битаровым, Р. Икаевым, спасибо им за это. Однако для использования потенциала этих коллективов требовалась системная помощь с подключением властных структур.

Подводя итог и отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что масштабы практической реализации инновационных разработок и оказания услуг в нашей республике в сравнении с вышеуказанными регионами относительно низкие. И в этом, поверьте, не вина наших ученых и инноваторов.

Но это полбеды. Беда в том, что мы начинаем системно терять кадровый потенциал практически во всех направлениях.

С одной стороны, молодые, одаренные специалисты, профессионалы, уезжают в другие регионы, где оплата их труда на порядок выше, с другой – те, которые их обучали, стареют, и часто некому передавать опыт.

– Подводя итог нашей беседы, хотелось бы завершить ее на оптимистической ноге. Какой выход видится из этой ситуации?

– Нереально поддержать одновременно все коллективы по всем направлениям. На мой взгляд, исходя из реалий текущего времени и вызовов, которые природа поставила перед человечеством, в том числе в стране и нашей республике, на первое место я поставил бы поддержку творческих коллективов, работающих в области здравоохранения.

Понимая сложность ситуации и объективно оценивая наполняемость бюджета республики и трудности, которые достаточно успешно удается решать нынешнему руководству, как вариант я предложил бы:

первое – на базе республиканских больниц МЗ РСО–А и клинических кафедр медицинской академии создать творческие коллективы из ведущих ученых-практиков, профессионалов, которые должны возглавить исключительно не-коррумпированные лидеры;

второе – создать фонд поддержки созданных творческих коллективов для достойной оплаты труда (за счет спонсоров наподобие футбольных команд) и из этого же фонда поддерживать подающих надежды молодых специалистов в целях прекращения их миграции.

Несправедливо, когда профессионал высокого уровня, к которому едут за здоровьем из других субъектов Федерации, должен получать зарплату в 50–100 раз меньше, чем футболист!

Главная цель создания этих творческих коллективов – одновременно заниматься прикладными научными исследованиями, освоением передового мирового опыта, непрерывной переподготовкой кадров практического здравоохранения и на самом высоком уровне оказывать медицинскую помощь, как Южная Корея и Израиль. Потенциал в республике для этого есть.

При этом велосипед изобретать не надо, такая система широко использовалась в СССР. На базе крупных больниц в профильных отделениях располагались клинические кафедры медицинских вузов, которые не только отвечали за подготовку кадров, в том числе и больничных, но и занимались исследовательской работой для практического здравоохранения, оперативным освоением передового мирового опыта и внедрением новых методов лечения и медицинских технологий, а также на самом высоком уровне оказывали практическую помощь больным.

Привлечение более подготовленных специалистов медицинской академии в практическое здравоохранение республики не только снимет нагрузку на больничных врачей, но и будет способствовать более успешному и грамотному оказанию медицинской помощи больным.

Уверен, что тщательно продуманная "дорожная карта" в этом направлении позволит в будущем создать одну из лучших систем здравоохранения.

Когда позволит экономика, можно будет поддержать и другие направления.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика