Мой рассказ – о человеке из славного поколения победителей Инусе Казиевиче МОРГОЕВЕ. Для того чтобы подготовить эту публикацию, у меня было достаточно материала. Это и информация из книг "Солдаты Победы" и "Сыны Осетии в Великой Отечественной", и документы из семейного архива Моргоевых, которые как зеницу ока хранят его дети и внуки. И все же ловлю себя на мысли: для полноты картины не хватает его рассказа; хотелось бы услышать, как говорят, "из первых уст" все, что им пережито, о страшных днях, проведенных в концлагере, почувствовать его душевную боль за погибших боевых друзей. Но, увы... Ветерана Великой Отечественной войны не стало в 1972 году.
Родился Инус Казиевич Моргоев в 1900 году в с. Карджине. С самого рождения судьба проверяла его на прочность. Когда ему было всего несколько месяцев, умерла его мать, а в 14 лет он потерял отца. Мальчик испытал на себе горькую сиротскую долю. И батрачил, и был пастухом, выполнял не по возрасту тяжелую работу. Голод и холод не знали жалости к нему.
Шли годы. Началась Октябрьская революция, и юноша одним из первых в селе стал проводить агитационно-массовую работу за советскую власть. На этом его участие в Гражданской войне не заканчивается. Вот как писала Л. Гокоева в своем очерке об Инусе Моргоеве, опубликованном в книге "Сыны Осетии в Великой Отечественной": "Он — участник известных августовских событий в г. Владикавказе в 1918 году, в составе Южно-Осетинской бригады в районе станиц Боргустанской и Суворовской принимал участие в подавлении антисоветского мятежа белогвардейской банды, которую возглавлял полковник Шкуро". Уже тогда, в годы Гражданской войны, закалялся его характер, он учился быть выносливым и непримиримым к врагам советской власти, за строительство которой боролся всеми силами.
В 1926 году И. Моргоев вступил в ряды ВКП (б), и через два года его избирают секретарем партийной ячейки села. Позже он работал председателем колхоза имени III Интернационала в селении Карджин, затем коммунисты единогласно избрали его своим вожаком. Когда пришло время подумать о семье, в 1930 году связал свою судьбу с прекрасной девушкой из селения Ногкау Дунетхан Бибоевной Ардасеновой. Инус думал, что все испытания и трудности остались позади. Молодая семья, как и все их односельчане, трудилась, радовалась рождению детей. Но мирную жизнь советских людей нарушила проклятая война, которую развязала фашистская Германия.
В ряды защитников Родины встал и Инус Казиевич Моргоев: в 1942 году он добровольно ушел на фронт. Пройдя курсы санинструкторов, принял под Малгобеком свой первый бой, который длился больше месяца. Дальше фронтовой путь привел его в Сталинград. В одном из ожесточенных боев за город на Волге Моргоев был тяжело ранен и попал в плен к немцам. Вместе с другими военнопленными оказался в концлагере, расположенном на территории Польши. Здесь познакомился с лагерным врачом из советских военнопленных Владимиром Агнаевым, родом из села Верхний Бирагзанг Алагирского района. О мужестве и стойкости этого человека в лагере рассказывали удивительные истории. Помимо того, что он лечил больных и раненых военнопленных, на свой страх и риск В. Агнаев создал еще и подпольную организацию "Смерть фашизму". Поддерживая тесную связь с польскими партизанами, организовывал побег военнопленных. В эту опасную подпольную работу включился и Инус Моргоев.
"Жизнь в концлагере казалась адом, но они не сломились. Выдержать пытки и муки помогли им надежда и вера в Победу, желание выбраться и отомстить за погибших боевых друзей, за замученных узников лагеря. В июне 1944 года Инусу Моргоеву удалось бежать из лагеря. С помощью польских связных добрался до партизан. Став бойцом отряда Житомирского партизанского соединения, принимал участие в боевых операциях"
Жизнь в концлагере казалась адом, но они не сломились. Выдержать пытки и муки помогли им надежда и вера в Победу, желание выбраться и отомстить за погибших боевых друзей, за замученных узников лагеря. В июне 1944 года Инусу Моргоеву удалось бежать из лагеря. С помощью польских связных добрался до партизан. Став бойцом отряда Житомирского партизанского соединения, принимал участие в боевых операциях, пока в августе 1944 года не был комиссован.
Вернувшись в родное село Карджин, Инус Казиевич не мог сидеть сложа руки, надо было восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. С этого времени для него начался трудовой фронт. В разные годы работал председателем колхоза, секретарем партийной организации, председателем ревизионной комиссии. Принимал активное участие в общественной жизни села, в военно-патриотическом воспитании молодежи.
Не ради званий и наград бесстрашный солдат воевал и трудился, однако был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями "За оборону Кавказа", "За боевые заслуги", "За Победу над Германией в 1941–1945 гг.", "20 лет Победы в ВОВ". За ратный труд имел грамоты и поощрения. Самой же большой наградой за свою нелегкую судьбу считал рождение своих детей: четверых сыновей — Вильгельма, Люксембурга, Руслана, Эдислава и дочь Тамару. К сожалению, Вильгельма и Руслана уже нет в живых.
Когда Инус Казиевич в 1942 году ушел воевать, сыну Эдиславу было всего пять дней от роду. Поэтому поначалу не мог привыкнуть к "чужому дяде", каковым считал отца после его возвращения, и донимал мать своим вопросом о том, когда же он уйдет к себе домой. Но постепенно мальчик начал привыкать к "чужаку", а затем души в нем не чаял. Он был примером для него во всем, впрочем, как и для братьев и сестры.
– Лучшего родителя не могло быть,– сказал при нашей встрече Эдислав, – и не потому, что он наш отец. Все, кто его знал, даже из других сел, с уважением отзывались о нем. Он был для нас как старший брат, наставник, учил уму-разуму. Таким мы его помним до сих пор.
Память об отце, о его фронтовых друзьях, о тех, с кем испытал весь ад концлагеря, свято хранят его потомки. Им дорог каждый документ, который касается отца и деда. Его младшие проделали огромную работу в поисках документальных подтверждений об участии отца в Гражданской войне, о трудовых и фронтовых дорогах, о пребывании его в партизанском отряде, о каждом этапе его жизни. И их старания не пропали даром. Среди этих ценных бумаг и письма организатора партизанских групп в Польше, лагерного врача Владимира Ильича Агнаева. В одном из них, датированном 4 января 1958 года, он пишет: "Дорогой Инус! Я написал повесть о той работе (имею в виду подпольную), где участвовал и ты, которую мы с тобой и другими товарищами проводили. Членов нашего штаба "Смерть фашизму" не могу найти... Повесть я сдал в редакцию здесь, в Москве... Одним словом, если повесть выйдет, то будешь фигурировать в книге. Твои труды в плену, будучи партизаном, не пропадут".
К сожалению, повесть так и не была издана ни при жизни автора, ни позже. Скончался В. Агнаев скоропостижно в октябре 1965 года прямо за операционным столом в Шатурской городской больнице (под Москвой), где работал хирургом. Намного позже внучатый племянник Владимира Ильича Юрий Каболов отпечатал на компьютере рукопись книги "Записки военного врача", сделал из нее брошюру, один экземпляр передал семье Инуса Моргоева, которого к этому времени уже не было в живых. Действительно, его фамилия также есть в повести. Приведу один отрывок разговора Агнаева (в повести он под псевдонимом Алдатов) и врача Роддомского лагеря Буданова:
"– Есть ли среди отобранных (в группу) командиры Советской армии?
– Три командира, но самый надежный и проверенный — капитан Инус Моргоев, один из активных членов нашей организации. Он не раз на практике оправдывал мою характеристику..."
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30