Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
ПАТРИАРХ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КАВКАЗОВЕДЕНИЯ

15 февраля исполнилось 105 лет со дня рождения Бориса Александровича КАЛОЕВА (1916–2006) – выдающегося советского и российского этнографа, доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника сектора Кавказа Института этнографии АН СССР, заслуженного деятеля РСО–А и РЮО.

Страницы жизни

Б.А. Калоев родился в с. Байком Закинского ущелья в крестьянской семье. В 1940 году окончил исторический факультет Северо-Осетинского государственного педагогического института. В 1941 году ушел на фронт курсантом Закавказского военно-политического училища, участвовал в тяжелых боях за освобождение Ростова-на-Дону, Таганрога, Донбасса, в июле 1943 года был ранен. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени и 15-ю медалями, в том числе медалями "За боевые заслуги" и "За отвагу". 24 июня 1945 года участвовал в легендарном Параде Победы на Красной площади.

Свой долг Родине в годы ВОВ отдали все три брата Калоевых. Средний из братьев, Султанбек Александрович – врач, генерал-майор медицинской службы, награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями "За оборону Кавказа", медалью "Во Славу Осетии" и др. Умер 13 марта 1997 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище. Младший брат, Хазби Александрович, – осетинский поэт, автор поэм, драм и стихотворений, среди которых: драма "Сыновья Бата", поэма "Последняя тревога", стихотворения: "Жестокий бой начался", "Смерть фашиста", "Я не жалею жизни своей…", "Меч"… В возрасте 22 лет в звании младшего лейтенанта геройски погиб на Курской дуге 8 июля 1943 года. Молодой поэт был похоронен в селении Красная поляна Обоянского района Курской области.

В 1948 году с учебы в аспирантуре Института этнографии АН СССР начинается научная биография Б.А. Калоева. В 1951 году он защищает кандидатскую диссертацию "Моздокские осетины (историко-этнографическое исследование)", в 1969 году – докторскую диссертацию "Осетины. Проблемы этногенеза и этнографическая характеристика".

В 1950-2006 годах Б.А. Калоев прошел путь от младшего до главного научного сотрудника сектора Кавказа ИЭ АН СССР. В 1970-1980 годах работал преподавателем в Литературном институте им. А. М. Горького.

Б.А. Калоев – автор 14 монографий, более 150 статей и очерков по истории, этнографии и культуре осетин и других народов Северного Кавказа. Среди широко известных трудов: монография "Осетины", выдержавшая несколько переизданий, "Миллер-кавказовед" (1963), "Осетины глазами русских и иностранных путешественников" (1967), "Материальная культура и прикладное искусство осетин" (1973), "М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа" (1979), "Вторая Родина Коста" (1988), "Моздокские осетины" (1995), многочисленные статьи для двухтомного энциклопедического словаря "Мифы народов мира" (1980) и мн.др.

Б.А. Калоев изучал осетинский нартовский эпос, написал несколько статей по этой проблематике, выступал на двух Всесоюзных нартовских конференциях в Орджоникидзе и Сухуми, участвовал в издании трех сводных текстов осетинской Нартиады.

Борис Александрович был опытным полевым исследователем, с 1953 года в течение ряда лет возглавлял историко-этнографические экспедиции на Северном Кавказе: Дагестанскую, Адыгейскую, Чеченскую, Ингушскую и др.

Скончался 23 октября 2006 года в Москве.

Книжный фонд Б.А. Калоева, насчитывающий несколько тысяч единиц, был передан в дар Научной библиотеке СОИГСИ им. В.И. Абаева.

Это совершенно особое имя в осетиноведении

Борис Александрович внес неоценимый вклад в формирование национального самосознания осетин. В 1967 году выход в свет в издательстве "Наука" его фундаментального труда "Осетины" сопровождался большим общественным резонансом: люди звонили друг другу, чтобы поделиться этой новостью, просили одолжить книгу "почитать на ночь". Ведь это был первый труд, посвященный происхождению, этнической истории и традиционной культуре осетин. Именно тогда впервые пришло понимание, что мы – народ, о котором написан весомый академический труд. Поэтому Борис Александрович Калоев – это совершенно особое имя в кавказоведении и осетиноведении. Полевые историко-этнографические экспедиции под руководством Б.А. Калоева, его научные консультации сыграли судьбоносную роль в становлении многих известных ныне кавказоведов как профессиональных ученых. А переданная в дар СОИГСИ личная библиотека Бориса Александровича и сегодня является важным ресурсом в подготовке молодых ученых.

ЗАЛИНА КАНУКОВА, доктор исторических наук, профессор, директор СОИГСИ.

Обогатил научное нартоведение

Б.А. Калоев своими многочисленными трудами вошел в историю науки как патриарх этнографического кавказоведения. Если в исследовании этногенеза осетин по данным языка пальма первенства принадлежит В.И. Абаеву, то по данным этнографии и фольклора – Б.А. Калоеву. "Осетины" Б.А. Калоева – целая энциклопедия осетинской жизни, первая и единственная такого рода книга о нашем народе: она должна стать настольной книгой в каждой осетинской, и не только осетинской, семье.

Однако анализ его трудов позволяет ставить вопрос о весомом вкладе ученого не только в этнографическое кавказоведение, но и в фольклористику, в частности – в нартоведение. Калоев много лет собирал полевой этнографический материал в осетинских ущельях, сопоставление которого с текстами нартовских сказаний подтвердило скифо-осетинские этнокультурные параллели, преемственность культуры осетин от скифо-сарматов и алан, значимость иранского элемента в этногенезе осетин.

Как признанный специалист, Калоев привлекался к сотрудничеству при очередных изданиях осетинских нартовских сказаний. Еще в 1951 г. вышли нартовские сказания в Москве. Калоев, вместе с В.И. Абаевым, Н.Г. Джусойты и Р.А. Ивневым был в числе составителей и тех, кто снабдил издание комментариями и послесловием. Словарь и комментарии Калоев подготовил и к книгам "Сказания о нартских богатырях" (М., 1960), "Сказания о нартах. Осетинский эпос" (М., 1978).

Калоев не ограничивался анализом текстов осетинских нартовских сказаний, проводил их сопоставление с текстами других национальных версий Нартиады и пришел к выводу, что осетинский нартовский эпос отличается более стройной единой композицией, наличием целого ряда интереснейших циклов, отсутствующих в других национальных версиях. Калоев солидарен с учеными, считающими VIII–VII вв. до н.э. начальным этапом формирования эпоса, и разделяет мнение исследователей эпоса, которые возводят создание его основного ядра к аланской эпохе. Ученый доказывает отражение нескольких эпох в нартовских сказаниях, в том числе, монгольской, и считает, что некоторые сказания складывались в те времена, когда предки осетин были расселены вдали от современных границ Осетии. Калоев рассматривает и анализирует эпос с этнографической точки зрения, находит массу параллелей из области культуры и быта осетинского и нартовского общества. Калоев существенно обогатил научное нартоведение, внес существенный вклад в исследование этногенеза и этнической культуры осетин, в частности – в проблему скифо-алано-осетинской преемственности.

Людвиг ЧИБИРОВ, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом этнологии СОИГСИ.

Неутомимый исследователь

Борис Александрович Калоев известен ученому миру как неутомимый исследователь-этнолог, которому принадлежат капитальные труды, ставшие прочной опорой для современного кавказоведения. Его, стоящего у истоков становления и развития кавказоведческой науки, отличали широта научного диапазона, пытливость, доброжелательность, индивидуальность и глубокое понимание значения комплексного изучения народов Кавказа.

Собранный профессором Калоевым полевой материал более чем за полувековой период, выявленные архивные и музейные данные, ставшие основой фундаментальных монографий, очерков и множества статей, не могут не внушать доверие и уважение к великому труженику науки этнографии. Но поистине уникальны рассыпанные в трудах Калоева сведения об осетинском языке и языковедах, с которыми ученого не раз сводила судьба. Теплота и взвешенность отзывов, тонкий юмор и острая наблюдательность в этих воспоминаниях и оценках привлекают читателя, создают атмосферу дружеского общения. Добрая дружба и многолетнее близкое общение между Калоевым и Абаевым имели жизненную основу: оба не кабинетные ученые, в большинстве их работ полевой материал, добытый на местах проживания кавказских народов; оба заботились о сохранении родного языка и первостепенной задачей считали постепенный переход к своему историческому самоназванию "аланы".

ЕЛЕНА БЕСОЛОВА, доктор филологических наук, профессор, заведующая отделом осетинского языкознания СОИГСИ.

Крупная научная величина

Борис Александрович прожил активную, творчески напряженную жизнь, которая оставила яркий след в кавказоведении и осетиноведении. Он и при жизни воспринимался как крупная научная величина, но и после кончины Бориса Александровича влияние его на развитие этнологической науки, кавказоведения и осетиноведения не ослабело, а, наоборот, усилилось.

Этот яркий ученый с течением времени воспринимается все крупнее и масштабнее. Его классический труд "Осетины" и сейчас остается одной из наиболее часто цитируемых книг в современных исследованиях. Борис Александрович остается живой фигурой на современном этапе развития этнологии.

ЛАРИСА ГОСТИЕВА, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии СОИГСИ.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика