Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Не спешите менять счетчик!

Читатели "СО" регулярно обращаются к нам с просьбой разъяснить основания перевода абонентов с начисления платы за газ по счетчику на нормативное потребление. Как выяснилось, поступают такие вопросы и в Комитет по вопросам ЖКХ и строительной политике парламента республики. В связи с этим его председатель Эльбрус БОКОЕВ рассказал о правовых особенностях проблемы.

– Эльбрус Абисалович, в чем заключается суть вопроса?

– Причиной перевода абонентов с начисления платы за газ по счетчику на потребление по нормативу является пропуск сроков поверки счетчиков. Такой порядок установлен Правилами поставок газа, и это – закон и для поставщиков газа, и для нас, его потребителей.

Проблема же для людей в том, что нормативы потребления газа могут быть намного выше его реального потребления. В первую очередь это касается людей, которые очень экономно расходуют газ. Вторая причина в том, что норматив потребления един для всех месяцев – и холодных, и теплых, и жарких, поэтому в теплое время года вы платите значительно больше реального потребления.

– Ну и как людям вернуться к плате по счетчику?

– Для этого счетчик необходимо поверить, а обратиться с этой просьбой нужно в свою газоснабжающую организацию. Ее сотрудники в течение пяти дней должны исполнить вашу заявку – снять счетчик и составить акт с его показаниями и подтверждением целостности пломб.

После того, как поверка подтвердит исправность счетчика, газоснабжающая организация установит его на прежнее место в вашем доме и уже со следующего дня без вашего участия вернется к начислению платы по счетчику.

– А можно ли вернуть деньги, если за время нормативного учета до снятия счетчика на поверку образовалась переплата?

– Можно, для чего необходимо подать поставщику услуги заявление о перерасчете. Об этом сказано на сайте ПАО "Газпром Межрегионгаз Владикавказ" в разделе "Памятка абоненту": "Перерасчет среднемесячных либо нормативных начислений, произведенных по причине непредставления абонентом показаний прибора учета газа, будет производиться по письменной заявке (заявлению) абонента, при соблюдении условий, подтвержденных проверкой представителя поставщика газа".

И там же перечислены условия для перерасчета – пломбы не нарушены, не истек срок поверки, счетчик исправен.

– Но ведь здесь говорится о непредставлении показаний, а у людей другая причина – нерасчетный счетчик из-за пропуска сроков поверки!

– Между двумя этими причинами нет принципиальной разницы. Правда, абонент должен подтвердить, что его счетчик был исправен в течение всего времени, которое прошло с даты окончания действия заводской поверки счетчика. Дата и срок действия заводской поверки указаны в паспорте прибора.

Подтвердить исправность вашего счетчика может только поверка!

Однако надо учитывать, что это касается счетчиков, подлежащих поверке впервые после начала их эксплуатации. Для счетчиков, срок службы которых по их паспорту истек, простой поверки недостаточно, необходима более дорогостоящая трасологическая экспертиза, которую в нашей республике не проводят, но ее можно заказать в г. Черкесске.

– А что является правовым основанием для перерасчета?

– Оснований достаточно. Еще 8 июня 2009 г. Решением Верховного суда РФ № ГКПИ 09-534 установлено право абонентов на перерасчет по показаниям счетчиков, если подтверждена их исправность.

И уже десять дней спустя Минрегионразвития страны выступило с разъяснениями Правил поставки газа в виде письма от 18 июня 2009 г. № 18631-СК/14. В нем раскрываются названная выше норма и следующий механизм ее осуществления: "При (последующем) представлении данных о потреблении газа (показаний приборов учета) поставщику газа необходимо по заявлению потребителя произвести перерасчет исходя из документально подтвержденных показаний исправного прибора учета.

В связи с тем, что действующим законодательством порядок осуществления перерасчета не предусмотрен, то рекомендуем предусмотреть его в договоре".

Необходимо сказать и еще об одном бесспорном правовом основании. В 2017 г. в судебном участке № 17 Ленинского судебного района Владикавказа было рассмотрено дело № 2-151/2017-17 по иску жителя города к тогдашнему поставщику ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск". Суть требований понятна – перерасчет.

Так вот, опираясь в своем решении на приведенное выше Решение Верховного суда РФ и письмо Минрегионразвития РФ, мировой судья полностью удовлетворил требование гражданина.

Решение мирового судьи имеет значение не только для данного единичного случая, но и распространяется по юридическому правилу преюдиции на все подобные случаи. Таким образом, хотя в Правилах поставки газа норма о перерасчете не содержится, в совокупности решений двух судов и письма Минрегионразвития право граждан на перерасчет является юридически безусловным.

Из этого следует, что поставщик газа обязан удовлетворять требования своих абонентов о перерасчете при подтверждении ими исправности их счетчиков.

– Вы сказали, что еще 11 лет назад поставщикам было рекомендовано отразить данное право абонентов в публичном договоре поставки газа. Так оно там есть или нет?

– Публичный договор о поставках газа жителям республики размещен на сайте ПАО "Газпром Межрегионгаз Владикавказ". В нем есть раздел о правах абонента из семи пунктов, но права, о котором мы говорим, там нет.

Впрочем, особой необходимости в закреплении права на перерасчет в договоре нет. По Правилам поставки газа (п. 55) поставщик газа обязан проводить проверку показаний и целостности счетчика не реже 1 раза в полугодие, а по заявлению абонента – в любое время в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявки (п. 22, ж).

Итогом проверки должен стать акт об отсутствии нарушений или о фиксации таковых. Так что у граждан вообще не должно быть никаких поводов обращаться куда-либо, если данное требование правил выполняется поставщиком газа.

Зато повод возникает, если поставщик не исполняет это требование, но при этом производит перевод потребителя на нормативный учет. Именно это обстоятельство, указанное в названном выше иске абонента, и стало одним из оснований для удовлетворения судом исковых требований.

Так что не спешите выбрасывать старый счетчик и менять его, а поспешите его поверить! Даже не поверенный счетчик или с истекшим сроком службы при подтверждении его исправности все равно будет доказательством реально полученных вами объемов газа.

– Можно ли в принципе исключить в дальнейшем подобные инциденты и юридическую казуистику, сделать ситуацию понятной для всех граждан?

– Разумеется. Для этого необходимо включить установленное судом право на перерасчет в Правила поставки газа. Подобный прецедент имел место еще в 2011 году с другими правилами – предоставления жк-услуг. Тогда Верховный суд РФ признал требование этих правил к абонентам о ежемесячной передаче показаний счетчиков жк-услуг их поставщикам, а правительство страны исключило этот пункт из Правил предоставления жк-услуг.

Однако на поставщиков газа это решение напрямую не распространяется, так как они работают по другим правилам – поставки газа. Таким образом, возник юридический казус, когда общее для двух правил требование передачи показаний из одних правил исключено, а из других нет.

Сегодня парламент нашей республики добивается от правительства страны исключения данного требования и из Правил поставок газа. Таким же образом мы можем добиваться от правительства страны и включения в эти правила права граждан на перерасчет. А еще более правильное решение – передать владение счетчиками вместе со всеми правами и обязанностями по их обслуживанию газовикам, как это было сделано в прошлом году с электросчетчиками.

Кроме того, надо исключить ситуацию, когда при предоставлении жк-услуг действуют разные правила. Как видно на примере с неразберихой в отмене требования о передаче показаний, наличие двух правил путает даже искушенных законодателей и правоприменителей. Что же тут говорить о простых гражданах!

Понятное и работоспособное законодательство – залог его добросовестного исполнения властью, организациями и гражданами. В этом и есть смысл работы нас, парламентариев.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика