Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Последняя встреча на улице Красивой

Сейчас в моем родном селе не осталось людей, которые бы близко знали Владимира Михайловича АГКАЦЕВА, как говорится, "лицо в лицо", помнили его, а вот наши младшие вообще ничего не знают о нем, по крайней мере не все. А надо бы, потому что он – один из тех, кто составляет гордость нашего Хумалага.

В. М. Агкацев родился 25 марта 1911 года в Майрамадаге, но родным своим селом считал Хумалаг, где оказался после смерти матери и где прошло его детство.

Мне посчастливилось встретиться с Владимиром Михайловичем однажды в квартире его племянницы Риммы на улице Красивой, что во Владикавказе, и я до сих пор считаю это моей большой творческой удачей. Передо мной сидел высокий, широкоплечий, широколобый, седой мужчина и охотно отвечал на мои вопросы, мой безотказный диктофон до сих пор хранит его мягкий и добрый голос. Мне особенно интересны были его воспоминания о детстве, когда он чуть было не утонул в речке возле мельницы Кцоевых в Хумалаге, как однажды, когда он уже был секретарем обкома партии, босоногие мальчишки из села Дзуарикау стащили из служебной машины его любимую книгу "Нартские сказания", о том, как он работал инструктором ЦК КПСС.

– Меня часто спрашивают о том, с кем из больших личностей Кремля я встречался, – как бы опережая мое любопытство, начал он вспоминать. – Сталина, например, я видел только на пленумах или на трибуне мавзолея, близко он, как говорится, не искал со мной встреч. А вот у Хрущева в кабинете я бывал неоднократно, в неофициальной обстановке он был намного проще и доступнее.

Однажды я зашел к нему и изложил свою точку зрения на проблему строительства Транскавказской автомагистрали. Перед этим у нас в Осетии побывал тогдашний министр обороны страны Родион Малиновский, он жил на даче обкома партии, и как-то в беседе мы затронули и вопросы военно-политического характера. Он сказал, что Военно-Грузинская дорога имеет чрезвычайно важное стратегическое значение для страны, но не дай бог, случится война, и эта транспортная артерия может быть выведена из строя. Поэтому, был убежден министр, нужна еще одна дорога, по Алагирскому ущелью…

Я все это рассказал Хрущеву. Он внимательно выслушал меня, мы вместе с ним посмотрели карту, потом он при мне позвонил председателю тогдашнего Госплана, фамилию не помню, и дал указание совместно с министром путей сообщения Борисом Бещевым и руководителями Северной Осетии рассмотреть вопрос о строительстве Военно-Осетинской дороги. В недельный срок постановление о строительстве дороги было подготовлено, Хрущев подписал его, а Ленинградский проектный институт разработал проект. Можно было приступать к практической работе. Но получилось так, что вскоре Хрущев посетил Тбилиси, а там Василий Мжаванадзе, Первый секретарь ЦК партии Грузии, намекнул ему, что неплохо было бы повременить со строительством вышеупомянутой дороги. Но сердечное спасибо Билару, он после меня все-таки не дал "заглохнуть" этому жизненно важному для Осетии делу…

В 1953 году ЦК КПСС утвердил Владимира Михайловича в должности Первого секретаря Обкома КПСС республики вместо Кубади Кулова, его соседа по Хумалагу, и я не мог не задать ему заранее подготовленный мной вопрос: "Какие у вас с Кубади до этого злополучного пленума ЦК были отношения и изменились ли они после?"

Мне понравился его ответ:

– Кубади был снят с работы необоснованно! Но обстановка в стране тогда была такова, что если ты чем-то становился неугоден кому-то из высокого начальства, снисхождения ждать не приходилось (позже та же участь постигла и самого Агкацева. – Д.). Вот что я тебе скажу. Если я чего-то добился в жизни, то это во многом благодаря Кубади. У нас всегда были самые дружеские взаимоотношения, таковыми остались и до конца. У Кубади я многому научился, как руководящий работник он верил мне, учил ответственности за порученное дело. Да разве только одного меня?! Такое не забывается. Когда его сняли с работы, мне позвонила его жена Нина Васильевна и попросила посодействовать, чтобы им вернули их прежнюю квартиру. Я, конечно же, позвонил тогдашнему председателю горисполкома и дал соответствующее распоряжение. Когда Кубади не стало, я узнал об этом в Москве, то на второй день был уже здесь, успел на похороны, слово сказал, попрощался с дорогим мне человеком...

Наша встреча длилась часа два, я поблагодарил Владимира Михайловича, и мы договорились встретиться еще раз здесь же, на улице Красивой, чтобы он ознакомился с текстом готового к его следующему приезду интервью. Я планировал ввести его воспоминания в свою будущую книгу "Этот маленький Большой человек Кубади Кулов".

ДОСЬЕ "СО"

Владимир Михайлович Агкацев родился 25 марта 1911 года в селении Майрамадаг Орджоникидзевского района Северо-Осетинской АССР в семье крестьянина.

Закончил Фиагдонскую сельскую школу в 1928 году, Северо-Осетинскую советско-партийную школу в 1932 и партийно-советское отделение Грозненского Комвуза в 1938 году.

С августа 1932 г. работал председателем Фиагдонского сельского совета.

В 1934 году был переведен на должность инструктора Нархозучета Орджоникидзевского района СОАССР.

С мая 1938 года – начальник отдела кадров Наркомзема, помощник первого секретаря Северо-Осетинского обкома партии, заведующий особым сектором, заведующий сельскохозяйственным отделом.

С мая 1942 года назначен начальником хозяйственного отдела НКВД Северо-Осетинской АССР, в феврале 1943 года переведен заместителем начальника экономического отдела ГКВД СОАССР. В мае того же года утвержден заместителем председателя Совета народных комиссаров Северо-Осетинской АССР. В июне 1944 года стал секретарем и членом бюро обкома партии. В 1946 году направлен в Высшую партийную школу при ЦК ВКП (б).

В ноябре 1953 г. Владимир Агкацев был утвержден первым секретарем Северо-Осетинского обкома партии. В течение восьми лет возглавлял республику. За это время в ней были завершены и введены в строй такие важные объекты экономики, как ДзауГЭС, ОЗАТЭ, реконструирована Мизурская горно-обогатительная фабрика. Увеличился объем капитального строительства, были введены в действие Моздокская гардинная и Орджоникидзевская швейная фабрики, Бесланский завод железобетонных конструкций, заводы "Топаз", "Магнит", "Кристалл" и "Газоаппарат".

По инициативе Агкацева были построены здания КБСП, Республиканского радиотелецентра, Областного комитета профсоюзов, Музыкального театра, Дома кино, арена республиканского стадиона, началось строительство аэропорта в Беслане.

Неоднократно избирался членом Северо-Осетинского обкома КПСС и Президиума Верховного Совета СОАССР, депутатом Верховных Советов СОАССР и СССР. С 1956 по 1961 год являлся членом Центральной ревизионной комиссии КПСС. В 1961–1963 гг. работал инспектором в ЦК КПСС, после чего ушел на заслуженный отдых.

Умер 26 апреля 2000 года, похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

К сожалению, когда рукопись книги была уже сдана в издательство, из Пятигорска пришла горестная весть: находясь на санаторном лечении, Владимир Михайлович внезапно скончался. Произошло это 26 апреля 2000 года. Агкацевы из Хумалага хотели привезти тело на родину, а президент республики А. Дзасохов предложил похоронить его на аллее Славы. Но выполнили завещание самого умершего – похоронили его в Москве, на Троекуровском кладбище, рядом с женой Александрой и сыном Марком. По моей просьбе второй его сын, Тамерлан, специально для моей недавно вышедшей книги "Мое село Хумалаг" прислал снимок могилы отца, за что я ему очень благодарен.

Тогда на нашей первой встрече, которая оказалась и последней, хозяйка квартиры накрыла нам стол. Владимир Михайлович красиво говорил тосты, не забыл дать мне и почетный бокал. В самом конце застолья произнес свой последний монолог, мой диктофон полностью зафиксировал его, я часто включаю, слушаю и мне всегда кажется, что он как бы прощается со мной навсегда, и каждый раз мне от этого становится грустно. Вот он, этот его монолог:

– Посмотри на меня, Дамир, видишь, я уже далеко не в детском возрасте. Но клянусь тебе, всякий раз еще в самолете, подлетая к родной земле, начинаю радоваться, как ребенок, сердце от восторга готово бывает выскочить из груди… И это чувство с каждым годом становится все сильнее и сильнее. Иногда и нехорошие мысли вдруг появляются откуда-то: а может, это твой последний приезд, Володя? Кто знает... Тут же отмахиваюсь от них как от назойливой мухи, гоню прочь… И, наверное, пока живу, никогда не устану приезжать сюда, в свою Осетию. Здесь я отвожу душу во встречах с родственниками, друзьями, знакомыми. И обязательно навещаю свой родной Хумалаг, чтобы поклониться могиле моей бедной матери…

Когда Владимира Михайловича не стало, то на похороны в Москву выехал его друг детства Митя Касабиев, постоял у гроба, от имени жителей всего села сказал прощальное слово…

Сегодня В. М. Агкацеву исполнилось бы 110 лет...

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика