"Мы хотим меняться, для того чтобы хорошо работать и при этом сохранить себя как педагогов", – эти слова министра образования и науки Северной Осетии Людмилы БАШАРИНОЙ можно назвать лейтмотивом прошедших в республике курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций РСО–А. Это самые масштабные курсы, в которых приняли участие более 3000 человек.
Развитие системы образования если не опережает развитие общества в любых направлениях, то должно идти хотя бы наравне, но уж никак не с отставанием едва ли не на целый корпус. И географическая локация не должна влиять на уровень подготовки педагогов – для саморазвития и роста нет территориальных рамок и границ. Четкое понимание и принятие этого – первый шаг к изменениям. И только с решительным настроем на эффективную работу можно усвоить все то, что было подготовлено для учителей, завучей, директоров школ и начальников районных управлений образования во время недельных курсов повышения квалификации. Это подчеркнула и ректор СОРПИКРО Людмила Исакова, рассказывая о задачах данных курсов, организованных республиканским институтом повышения квалификации: "Мы пригласили представителей Московского городского педагогического университета и школьные команды образовательных организаций г. Москвы для знакомства с новыми современными образовательными технологиями в управленческом плане. Такие беспрецедентные курсы проводятся впервые, и основанием для их проведения послужила оценка качества образования республики. Мы должны общими усилиями повысить не просто свое место в общероссийском рейтинге, а прежде всего уровень образования. Но ни один министр, ни один институт не способен сделать этого в одиночку – только совместными усилиями, только с желанием каждого педработника делать что-то для повышения качества".
И это – не популистские лозунги, это объективные условия для достижения тех результатов, которые поставлены как цель на ближайшие годы. Разумеется, они достигаются не одним образовательным модулем – это непрерывная работа. И курсы, которые проводились с 29 марта по 3 апреля отдельно по направлениям, лишь очередной этап для профессионального роста педагогов.
Работа на курсах велась на 11 разных площадках: были разработаны специальные программы по предметной и методической компетентности учителей русского языка, истории и обществознания, математики, физики, английского языка, географии, химии, информатики и биологии. Отдельные модули прошли для директоров школ, заместители директоров по учебно-воспитательной работе и воспитательной работе, заведующих районными методкабинетами и начальников управлений образования районов республики. В программе курсов были не только лекции: интерактивные занятия, хакатоны, проектная работа и, что самое главное, докурсовая и итоговая диагностика участников. "Результаты диагностики по модулю необходимы, чтобы выстроить адресные программы по повышению квалификации. Тем более что будет продолжена совместная работа с МГПУ, – пояснила Людмила Исакова. – Например, у директоров школ окончательная диагностика пройдет лишь в декабре. И все это время будет вестись непрерывная работа по повышению квалификации и знакомство с новыми формами, методами и приемами работы".
Курсы для директоров образовательных организаций начались с открытой дискуссии, в ходе которой руководителям предстояло ответить для себя на ключевой вопрос: что важнее – управление или педагогика? Со своей стороны, они выразили желание, что во время занятий хотели бы узнать о способах разнообразить свою практику, о методах воспитания конкурентоспособных детей, которые могут ориентироваться в современном мире.
"Постоянное совершенствование – неотъемлемая часть профессии учителя. Педагог должен обновлять свои знания, изучать новые тенденции и современные образовательные технологии, поэтому я и оказалась на курсах, где были задействованы преподаватели Московского городского педагогического университета, – поделилась впечатлениями после завершения занятий директор школы №2 ст. Архонской Юлия Крутоголова. – Четкая организация работы курсов повышения квалификации, насыщенность полезной информацией, разнообразие форм подачи материала захватили меня с первого дня занятий. Была создана уважительная, деловая и в то же время душевная атмосфера, сразу располагающая к сотрудничеству, продуктивному профессиональному общению. Нам была продемонстрирована совершенно новая организация мероприятия – хакатон. С точки зрения полученного опыта, хакатон – это уникальное мероприятие. В природе существует не так много мест, где можно реализовать идею за пару дней. Руководители школ старались проектировать и развивать образовательную среду современной школы в соответствии с тенденциями современного образования, нормативно-правовыми регламентами и современными образовательными технологиями, создавая проекты развития образования в РСО–А. Во время хакатона приятно было работать в команде, где развивалось умение работы в стрессовой ситуации, умение преподносить результаты своей работы в понятном виде, навык презентаций проекта. Наличие обратной связи с преподавателями и организаторами курсов, позволяющей оперативно решать возникающие вопросы, было приятным бонусом. Желаю творческих успехов всему коллективу МГПУ".
Нужно подчеркнуть, что в основе ответов на многие запросы как директоров школ, так и педагогов лежал самый продуктивный на сегодня подход – командная работа. И когда в каждой школе коллектив сможет стать командой – мы увидим первую положительную динамику. Тем более что в образовательной среде Северной Осетии уже немало маяков – учителей, которые могут служить образцом современного педагога в самом лучшем смысле. Согласитесь, что в наше время уже невозможно плыть по течению и полагаться, что учебный и воспитательный процесс будут идти в привычном русле. Статус передовой и прогрессивной школы сегодня требует ежедневного подтверждения, причем не только по показателям оценки знаний. На первый план выходит и воспитательная функция, некогда несправедливо утраченная школой.
"В апреле можно провести мероприятия, посвященные 60-летию первого полета человека в космос. В июне запустить трек "Твори!", который направлен на приобщение школьников к творческой деятельности, развитие способностей. В каждом треке у нас должны быть социальные партнеры, которые, в том числе, станут примером межведомственного взаимодействия", – в числе учебных занятий для заместителей директоров по воспитательной работе и лекция по выстраиванию календарных планов воспитательной работы на год. В целом их программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации – "Современные подходы к организации воспитательного процесса в системе образования" – во многом отразила те изменения, которые ждут в воспитательном плане от образовательных организаций по всей стране.
Большую работу в своих направлениях провели и учителя-предметники. В числе приоритетных тем – разборы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, методики работы с теми или иными заданиями.
"На любых курсах одним из самых ценных источников знаний являются учителя, которые достигли определенных профессиональных высот и делятся своим опытом. Так, я понимала, что возможность поделиться своими наработками с учителями из районов – для них очень значима, – говорит учитель истории и обществознания, экономики и права владикавказской школы №22 Фатима Секинаева, которая на курсах выступила не только слушателем, но и лектором. – Одними из самых интересных лично для меня были лекции кандидата исторических наук, доцента кафедры российской истории СОГУ Алана Царикаева, который блестяще владеет материалом и знает ответ на вопросы из любой области исторических знаний. Хочется сказать большое спасибо организаторам за то, что мы многое почерпнули и обновили свои знания в том, что касается методики преподавания, пополнили свой багаж".
Можно ли сравнить курсы повышения квалификации, которые символично прошли весной, с посевной работой, урожай которой мы будем ждать осенью? Возможно. Так же как и возможно, что результат работы даст о себе знать как раньше, так и позже предполагаемых сроков. Не формальный, а тот самый, за который горд будет каждый педагог. Но все это невозможно без главного – заинтересованности всех участников образовательного процесса. И если учитель жалуется на отсутствие огонька в глазах ребенка, то, может быть, иногда стоит начать с себя и разглядеть этот огонек в собственном сердце?
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30