История цивилизации начиналась с каменного века. Первым же добытым человеком полезным ископаемым был природный камень. Материалы, получаемые из горных пород, использовались в строительстве с древности, но не потеряли свои актуальность и востребованность и в наши дни.
Один из таких материалов редкой красоты – камень диабаз (морской вулканит) – относится к магматическим горным породам, отличается он высокой твердостью, вязкостью, долговечностью и относительно невысокой температурой плавления. А учитывая то, что он сравнительно легко поддается колке и полировке и обладает низкой истираемостью, диабаз нередко используется в качестве сырья для каменного литья. Зеленый цвет камня заставляет нас обратиться к эпосу – на нартовском ныхасе был некий камень забвения – фыдрохгæнæн цъæх дур. "СО" подробно писала об этом в номере за 10 апреля текущего года. Научный сотрудник СОИГСИ им. В. Абаева Эльмира Гутиева ставит в статье вопрос о том, был ли этот камень для осетин культовым?
Герои нашего материала считают, что, наверняка, был, и рассказывают, что диабаз наделен целебными свойствами, а его обладателю он приносит положительные эмоции и забирает отрицательную энергию. Умелец Аркадий Тебиев отмечает, что мистические свойства камня подтверждает и астролог из Санкт-Петербурга Александр Роженцев. Кроме того, о диабазе есть легенда, которую умелец услышал еще будучи первокусником от слепого старожила Джимары Малсага Дзанагова. "Малсаг Дзанагов рассказал, что в незапамятные времена в районе верхнего ныхаса в Джимаре – одном из самых древних населенных пунктов Осетии находился фыдрохгæнæн дур, – делится Аркадий Тебиев. – Этот камень обладал уникальными свойствами – излечивал от депрессии, стоило лечь на него лицом вверх; можно было сразу ощутить прилив сил и душевный покой. Но прежде чем прийти к камню, нужно было подготовиться морально и физически: надеть чистую одежду, не пить спиртное, не есть с утра, затем поставить в известность хранителя камня и только потом обратиться к излечению. Малсаг утверждает, что в какой-то период некоторые жители Джимары стали пренебрегать правилами общения с духом камня. Однажды ночью валун исчез вместе со своим служителем, а через много лет был найден высоко в пещере на склонах Мидаграбинской котловины неподалеку от водопадов. Об этом я узнал уже от другого знатока древности Асланбека Варзиева"…
Сергей Дзгоев и Аркадий Тебиев учились на строителей в СК ГМИ. После института их дороги разошлись, но в 2006 году мужчины снова встретились. Аркадий показал товарищу часы ручной работы, а Сергею – любителю всего красивого – такое творение пришлось по душе. С тех пор создание авторских изделий из диабаза объединило двух разных, но одинаково талантливых людей. Аркадий – человек творческий, с детства он хорошо рисовал, Сергей – технарь, но всегда обращал внимание на красивые камни и занимался их обработкой у себя в цехе. Оба оказались фанатами своего дела, хотя товарищи говорят, что поначалу занятие их было всего лишь увлечением, впоследствии переросшим в серьезную работу. Пожалуй, сегодня их уникальные изделия можно смело назвать произведениями искусства.
Поначалу умельцы делали из диабаза только столы, позже решили усложнить задачу. Стали создавать авторские изделия с применением литья: настенные часы, различные письменные настольные наборы, пепельницы, декоративные украшения и аксессуары для интерьера – все выполняется в единственном экземпляре с акцентом на национальную тематику.
Материал дарит сама природа: Терек выносит диабаз из Трусовского ущелья. Встречаются его залежи и в Даргавском ущелье. Еще одно месторождение расположено в Кармадоне. По дороге в Хилак есть небольшая церквушка, там тоже есть такой зеленый "камень забвения"… Кстати, таких расцветок, как в Осетии, больше нет нигде.
Прежде чем приступить к работе, Аркадий и Сергей отбирают камень, затем он нарезается – сначала на большом станке, потом на станке поменьше, и после шлифуется. И, конечно, создается эскиз будущего произведения... Используют не только зеленый диабаз, к слову, он насчитывает более десяти оттенков, но и белый травертин, тигровый мрамор.
Мастера отмечают, что иногда приходится привлекать к работе скульпторов, которые создают по заказу Сергея и Аркадия фигуры Уастырджи, нартов, барсов, орлов, слонов… И только потом, когда все готово, детали собираются в единую композицию. Особенно запомнилась мне одна – под названием "Аланы собираются в поход". В основе – сюжет, описанный греческим писателем Лукианом Самосатским: он повествует о том, как проходил сбор аланского войска в поход, упоминал в своих трудах о воинах на конях и пеших воинах.
"Как правило, мы доносим до скульптора, что хотели бы видеть, согласовываем все, утверждаем и только потом отливаем скульптуры или барельефы. Это наша личная интеллектуальная собственность. Все, что делаем, – в одном экземпляре, а не на потоке. Наши сувениры уже есть в Карелии, Швеции, Финляндии... Участвовали мы в городских, республиканских и Всероссийских выставках", – делятся мастера.
Годы идут, растет мастерство умельцев. Их изделия могли бы при государственной поддержке стать настоящим национальным брендом.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30