Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Панорама осетинской академической музыки,

Или 50 композиторских портретов

После распада СССР больше вни­мания стали уделять культурам народов Рос­сийской Федерации, в прежние вре­мена занимавшим вторую пози­цию после союзных республик.

Уже в XXI веке появился ряд фундамен­тальных трудов, посвященных вопро­сам развития национальных культур Российской Федерации ("История му­зыкальной культуры народов Сибири" Ю.И. Шейкина (М.: 2002), "Музыкаль­ные культуры среднего Поволжья: становление профессионализма" А.Л. Маклыгина (Казань, 2000), "Исто­рия тувинской музыки от падения ди­настии Цин до наших дней" Е.К. Ка­релиной (М., 2009) и другие. Моногра­фия Татьяны Батаговой "Музыкальное искусство Осетии XX–XXI веков: 50 композиторских портретов" достойно продолжает этот ряд, откры­вая перед читателем порой нелегкий путь становления осетинской компо­зиторской школы и знакомя с ее пред­ставителями.

На широком круге литературы, ар­хивных документов и личных воспо­минаний старейших музыкантов ав­тор в подробностях воспроизводит важнейшие этапы становления нацио­нальной композиторской школы.

Истоки ее восходят к середине XIX столетия, и Татьяна Батагова последователь­но излагает историю становления му­зыкальной культуры "академическо­го типа" в тесной связи с общей кар­тиной музыкальной жизни региона. Справедливо отмечает вклад как мест­ных творческих коллективов (к приме­ру, оркестра Терского казачьего вой­ска и Владикавказского городского те­атра), так и многочисленных музыкан­тов, приезжавших сюда с гастролями. Ценную информацию содержат разде­лы о первых, так называемых горских вечерах – концертах осетинской му­зыки, на которых исполнялись роман­сы, народные песни и инструменталь­ные наигрыши, о первых фиксациях осетинской музыки силами звукозапи­сывающих обществ Pathe Freres и Gramophone concert record, а также о первых образцах записи и обработ­ки осетинской музыки композитора­ми Султанбеком Абаевым, Дмитрием Аракишвили и Павлом Мамуловым. Заслуживают внимания и фрагмен­ты первого очерка, посвященные рас­пространению и бытованию гармони – инструмента, по сей день являюще­гося одним из звуковых символов осе­тинской культуры.

Значительную роль играла музы­ка в образовании того времени, ши­роко были распространены тради­ции домашнего музицирования, что также создавало благоприятные усло­вия для появления первых компози­торских опытов. В этом начальном фрагменте, как и в первом очерке в целом, автору удалось передать дух той эпохи, ее культурную атмосферу. Читатель легко представит себя со­временником героев и участником из­лагаемых событий. Этим редким каче­ством, на мой взгляд, обладают дале­ко не все исторические исследования.

В процессе формирования компо­зиторской школы автор вы­деляет несколько этапов, дает под­робную характеристику каждому из них. Так, в первом этапе (1920–1941) опре­делены процессы культурного стро­ительства и музыкальный фольклоризм, третий (1945–1951) назван пе­риодом восстановления и развития, в 1950–1980-х годах подчеркнуты твор­ческие поиски и завоевания. Характе­ризуя музыкальную культуру Осетии в конце ХХ – начале XXI веков, автор с ис­кренним переживанием, болью пове­ствует о сложной ситуации в культу­ре, науке и образовании в 1990-е годы после распада СССР. Наряду с кри­зисной ситуацией справедливо отме­чен уход из жизни ведущих осетинских композиторов старшего поколения, своего рода хранителей националь­ной традиции. Вместе с тем подроб­но описаны процесс возрождения му­зыкальной культуры, появившиеся но­вые тенденции, к примеру, молодеж­ное фольклорное движение, сформи­ровавшееся в начале текущего сто­летия в Северной и Южной Осетиях, расширение практики проведения фестивалей и конкурсов академиче­ской музыки, успехи в музыкально-­педагогической и исполнительской де­ятельности. Особо отмечены новатор­ская по методике дирижерская школа Тамерлана Хосроева и школа компо­зиции Ларисы Кануковой (одна из упо­мянутых ее учениц Нина Фарниева была и моей студенткой в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского).

Среди выдающихся музыкантов, получивших образование в Осетии, а затем – в ведущих российских консер­ваториях, названы широко извест­ные имена дирижеров Валерия Гер­гиева, Тугана Сохиева, Тимура Зангиева, оперных певиц Вероники Джиоевой и Агунды Кулаевой. Развитие му­зыковедческой школы этого време­ни автор связывает с целой плеядой ученых, работающих в области музы­кальной педагогики, этномузыкознания, истории и теории осетинской му­зыки. К их числу принадлежит и сама Татьяна Батагова.

Подробно описывая достижения осетинской музыкальной культуры, ав­тор обозначает и ряд проблем и про­тиворечивых тенденций последнего времени. Они связаны с тем, что при имеющемся богатом ресурсе компози­торов и музыкантов-исполнителей мо­лодого поколения наблюдается "со­кращение проектов, направленных на пропаганду осетинской академиче­ской музыки" и ее бюджетного финан­сирования. Как важная положитель­ная тенденция отмечен выход осе­тинской музыки в пространство миро­вой культуры, что, замечу, характерно для многих современных националь­ных культур России и ближнего зарубежья. Это дает надеж­ду на изменение ситуации в лучшую сторону.

Пятьдесят очерков об осетинских композиторах создают широкую панораму осетинской ака­демической музыки и композиторской школы. Каждый очерк сочетает сведе­ния, обычно излагаемые в энциклопе­дической статье, с кратким анализом и оценкой наиболее интересных про­изведений композитора. Текст про­иллюстрирован фотографиями, нот­ными примерами, списком сочине­ний (по жанрам, с указанием издан­ных), списком публикаций о компози­торе.

Как одну из ярких композиторских школ охарактеризовал осетинскую известный российский композитор Т.Н. Хренников, в классе которого учи­лись многие осетинские композито­ры. Вместе с тем, по справедливому замечанию другого известного ком­позитора – А.В. Чайковского, "творче­ство осетинских композиторов пока малоизвестно широкой российской и тем более зарубежной" публике. И книга Татьяны Бата­говой, написанная очень ярко, с ис­кренней заинтересованностью и лю­бовью к осетинской культуре, воспол­няет информационный пробел, впер­вые представляет осетинскую школу практически во всей ее полноте и при­влекает внимание читателя к одной из интересных молодых композиторских школ нашей страны.

Ацамаз МАКОЕВ, председатель Союза композиторов РСО–А:

– На развитие музыкального искусства республики огромное влияние оказали наши старшие коллеги − композиторы и музыковеды, классики осетинской профессиональной музыки, которых уже нет с нами: Христофор Плиев, Илья Габараев, Резван Цорионти, Алибек Бериев, Дудар Хаханов, Феликс Алборов, Зинаида Туаева и Зинаида Хабалова. Ушли из жизни и выдающиеся дирижеры, два главных интерпретатора и популяризатора произведений осетинских композиторов – Вероника Дударова и Павел Ядых.

Изданием книги Татьяны Батаговой "Музыкальное искусство Осетии" хочется вспомнить внесших большой вклад в становление профессионального музыкального искусства в нашей республике.

Уже с начала этого столетия и по сегодняшний день союз композиторов пополняется новыми именами, которым предстоит сохранить достигнутый авторитет в музыкальном сообществе страны и двигаться вперед к новым вершинам.

50 очерков книги Татьяны Батаговой – это история музыкального искусства Осетии: от истоков и до сегодняшнего дня. А также творческие портреты выдающихся осетинских композиторов.

Выражаю огромную благодарность Министерству культуры РФ, Общероссийской общественно-государственной организации "Российский фонд культуры", Министерству культуры РСО–А, Союзу композиторов России, Музыкальному фонду Северной Осетии и лично главе муниципального образования г. Владикавказ Русланбеку Икаеву за оказанную поддержку и помощь в издании этой книги.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика