Или 50 композиторских портретов
После распада СССР больше внимания стали уделять культурам народов Российской Федерации, в прежние времена занимавшим вторую позицию после союзных республик.
Уже в XXI веке появился ряд фундаментальных трудов, посвященных вопросам развития национальных культур Российской Федерации ("История музыкальной культуры народов Сибири" Ю.И. Шейкина (М.: 2002), "Музыкальные культуры среднего Поволжья: становление профессионализма" А.Л. Маклыгина (Казань, 2000), "История тувинской музыки от падения династии Цин до наших дней" Е.К. Карелиной (М., 2009) и другие. Монография Татьяны Батаговой "Музыкальное искусство Осетии XX–XXI веков: 50 композиторских портретов" достойно продолжает этот ряд, открывая перед читателем порой нелегкий путь становления осетинской композиторской школы и знакомя с ее представителями.
На широком круге литературы, архивных документов и личных воспоминаний старейших музыкантов автор в подробностях воспроизводит важнейшие этапы становления национальной композиторской школы.
Истоки ее восходят к середине XIX столетия, и Татьяна Батагова последовательно излагает историю становления музыкальной культуры "академического типа" в тесной связи с общей картиной музыкальной жизни региона. Справедливо отмечает вклад как местных творческих коллективов (к примеру, оркестра Терского казачьего войска и Владикавказского городского театра), так и многочисленных музыкантов, приезжавших сюда с гастролями. Ценную информацию содержат разделы о первых, так называемых горских вечерах – концертах осетинской музыки, на которых исполнялись романсы, народные песни и инструментальные наигрыши, о первых фиксациях осетинской музыки силами звукозаписывающих обществ Pathe Freres и Gramophone concert record, а также о первых образцах записи и обработки осетинской музыки композиторами Султанбеком Абаевым, Дмитрием Аракишвили и Павлом Мамуловым. Заслуживают внимания и фрагменты первого очерка, посвященные распространению и бытованию гармони – инструмента, по сей день являющегося одним из звуковых символов осетинской культуры.
Значительную роль играла музыка в образовании того времени, широко были распространены традиции домашнего музицирования, что также создавало благоприятные условия для появления первых композиторских опытов. В этом начальном фрагменте, как и в первом очерке в целом, автору удалось передать дух той эпохи, ее культурную атмосферу. Читатель легко представит себя современником героев и участником излагаемых событий. Этим редким качеством, на мой взгляд, обладают далеко не все исторические исследования.
В процессе формирования композиторской школы автор выделяет несколько этапов, дает подробную характеристику каждому из них. Так, в первом этапе (1920–1941) определены процессы культурного строительства и музыкальный фольклоризм, третий (1945–1951) назван периодом восстановления и развития, в 1950–1980-х годах подчеркнуты творческие поиски и завоевания. Характеризуя музыкальную культуру Осетии в конце ХХ – начале XXI веков, автор с искренним переживанием, болью повествует о сложной ситуации в культуре, науке и образовании в 1990-е годы после распада СССР. Наряду с кризисной ситуацией справедливо отмечен уход из жизни ведущих осетинских композиторов старшего поколения, своего рода хранителей национальной традиции. Вместе с тем подробно описаны процесс возрождения музыкальной культуры, появившиеся новые тенденции, к примеру, молодежное фольклорное движение, сформировавшееся в начале текущего столетия в Северной и Южной Осетиях, расширение практики проведения фестивалей и конкурсов академической музыки, успехи в музыкально-педагогической и исполнительской деятельности. Особо отмечены новаторская по методике дирижерская школа Тамерлана Хосроева и школа композиции Ларисы Кануковой (одна из упомянутых ее учениц Нина Фарниева была и моей студенткой в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского).
Среди выдающихся музыкантов, получивших образование в Осетии, а затем – в ведущих российских консерваториях, названы широко известные имена дирижеров Валерия Гергиева, Тугана Сохиева, Тимура Зангиева, оперных певиц Вероники Джиоевой и Агунды Кулаевой. Развитие музыковедческой школы этого времени автор связывает с целой плеядой ученых, работающих в области музыкальной педагогики, этномузыкознания, истории и теории осетинской музыки. К их числу принадлежит и сама Татьяна Батагова.
Подробно описывая достижения осетинской музыкальной культуры, автор обозначает и ряд проблем и противоречивых тенденций последнего времени. Они связаны с тем, что при имеющемся богатом ресурсе композиторов и музыкантов-исполнителей молодого поколения наблюдается "сокращение проектов, направленных на пропаганду осетинской академической музыки" и ее бюджетного финансирования. Как важная положительная тенденция отмечен выход осетинской музыки в пространство мировой культуры, что, замечу, характерно для многих современных национальных культур России и ближнего зарубежья. Это дает надежду на изменение ситуации в лучшую сторону.
Пятьдесят очерков об осетинских композиторах создают широкую панораму осетинской академической музыки и композиторской школы. Каждый очерк сочетает сведения, обычно излагаемые в энциклопедической статье, с кратким анализом и оценкой наиболее интересных произведений композитора. Текст проиллюстрирован фотографиями, нотными примерами, списком сочинений (по жанрам, с указанием изданных), списком публикаций о композиторе.
Как одну из ярких композиторских школ охарактеризовал осетинскую известный российский композитор Т.Н. Хренников, в классе которого учились многие осетинские композиторы. Вместе с тем, по справедливому замечанию другого известного композитора – А.В. Чайковского, "творчество осетинских композиторов пока малоизвестно широкой российской и тем более зарубежной" публике. И книга Татьяны Батаговой, написанная очень ярко, с искренней заинтересованностью и любовью к осетинской культуре, восполняет информационный пробел, впервые представляет осетинскую школу практически во всей ее полноте и привлекает внимание читателя к одной из интересных молодых композиторских школ нашей страны.
Ацамаз МАКОЕВ, председатель Союза композиторов РСО–А:
– На развитие музыкального искусства республики огромное влияние оказали наши старшие коллеги − композиторы и музыковеды, классики осетинской профессиональной музыки, которых уже нет с нами: Христофор Плиев, Илья Габараев, Резван Цорионти, Алибек Бериев, Дудар Хаханов, Феликс Алборов, Зинаида Туаева и Зинаида Хабалова. Ушли из жизни и выдающиеся дирижеры, два главных интерпретатора и популяризатора произведений осетинских композиторов – Вероника Дударова и Павел Ядых.
Изданием книги Татьяны Батаговой "Музыкальное искусство Осетии" хочется вспомнить внесших большой вклад в становление профессионального музыкального искусства в нашей республике.
Уже с начала этого столетия и по сегодняшний день союз композиторов пополняется новыми именами, которым предстоит сохранить достигнутый авторитет в музыкальном сообществе страны и двигаться вперед к новым вершинам.
50 очерков книги Татьяны Батаговой – это история музыкального искусства Осетии: от истоков и до сегодняшнего дня. А также творческие портреты выдающихся осетинских композиторов.
Выражаю огромную благодарность Министерству культуры РФ, Общероссийской общественно-государственной организации "Российский фонд культуры", Министерству культуры РСО–А, Союзу композиторов России, Музыкальному фонду Северной Осетии и лично главе муниципального образования г. Владикавказ Русланбеку Икаеву за оказанную поддержку и помощь в издании этой книги.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30