Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Право на труд или свобода труда?

Праздник Весны и Труда – 1 Мая – в силу его значимости достаточно помпезно отмечали в советский период. Будет уместным также напомнить читателю, что впервые он был учрежден еще в Российской империи в 1890 г. как День международной солидарности трудящихся. После Октябрьской революции 1918 г. праздник стал официальным и в РСФСР первоначально назывался Днем Интернационала, а позже – Днем международной солидарности трудящихся – Первое мая.

В 1992 г. он был переименован и отмечается как "Праздник весны и труда". Все это свидетельствует о том внимании, которое государство уделяет трудовому человеку. Ныне это предусматривается в новой конституционной норме. Так, в ст. 75 отмечается, что "Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их труда". В ст. 75.1 Конституции РФ закрепляется, что "в Российской Федерации… гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда". Прав был Ф. Вольтер, который образно, но вполне верно отмечал: "Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды". Со своей стороны я бы добавил: "Человек живет, пока трудится, безделье ускоряет наступление старости и смерти". Человек рождается по Божьей воле, но личностью становится благодаря своему усердию в процессе трудовой деятельности в разных сферах жизни. Это известная, но дорогая истина, поскольку ее приходится доказывать в своей повседневной деятельности. Вне реального поведения нет человека, есть только существо биологическое.

Право на труд не даруется государством, а является прирожденным, природным свойством человека. Оно впервые на конституционном уровне закреплялось в ст. 118 Конституции 1936 г., где было четко указано: "Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.

Закрепляя право на получение гарантированной работы в соответствии с призванием, Конституция СССР 1977 г. исходила из принципа единства прав и обязанностей, т.е. право на труд связывалось с обязанностью каждого способного к труду гражданина трудиться в избранной им области общественно полезной деятельности, что вполне естественно и логично. В конституциях многих стран право на труд непременно связывают также с обязанностью трудиться.

В отличие от указанных конституционных положений в действующей Конституции РФ, в начале основной упор сделали на свободу труда как значительной социальной ценности. В какой-то степени оно и понятно, поскольку она готовилась в условиях эйфории от полученной свободы. Это отразилось также на содержании некоторых конституционных норм, в том числе касающихся трудовых отношений.

Человек живет, пока трудится, безделье ускоряет наступление старости и смерти».

Осознавая и учитывая все грани свободы, известный русский философ-правовед И.Ильин предупреждал: "Чтобы приучить людей к свободе, надо давать им столько свободы, сколько они в состоянии принять и жизненно наполнить, не погубляя себя и своего государства: безмерная и непосильная свобода всегда была и всегда будет сущим политическим ядом". Полагаю, что сказанное является хорошим ориентиром и основой для объективной оценки конституционных норм о праве на труд и свободе труда. Отношение к свободе в нестандартных, внештатных ситуациях может быть разным. Именно поэтому российский законодатель допускает возможность ограничения прав и свобод человека в конституционном законотворчестве. Так, согласно ч. 1 ст. 56 Конституции РФ предусмотрено: "В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия".

Конституционная норма о свободе труда появилась впервые в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, тем самым была попытка придать нашему государству либерально-демократический характер, дабы понравиться европейской общественности. Но Россия – не невеста, а Европа – не наш жених, пора это понять всем. В демократическом обществе, основанном на рыночных отношениях, каждому человеку предоставляется возможность самостоятельного выбора способов и форм приложения своих сил и способностей, а не свобода от труда. В советский период указанное право традиционно именовалось правом на труд без слова "свободный", тогда право на труд связывалось, во-первых, с возможностью получения гарантированной работы, обеспечивавшееся государством; во-вторых, с обязанностью трудиться; в-третьих, с занятием трудовой деятельностью в сфере общественного производства. В настоящее время содержание права на свободный труд наряду с другими его элементами (право распоряжаться своими способностями к труду; право работающих на соответствующие условия, охрану и оплату труда; на защиту от безработицы, защиту интересов работников путем разрешения трудовых споров) следует включать и толковать прежде всего как право на труд. Такая интерпретация новой конституционной нормы позволяет не противопоставлять нормы о свободе труда и праве на труд, что усматривается в заголовке предложенной мною статьи, а рассматривать их в диалектическом единстве и взаимосвязи общего и частного. В этом случае в качестве общей нормы выступает право на труд, а право на свободный труд – в качестве ее элемента. Ориентируясь на такое толкование трудовых отношений, мы, разработчики проекта Конституции РСО–А, избежали прямой записи о том, что труд свободен, и вместо этого упор сделали на право каждого на труд. Такая конструкция данной нормы имеет место в конституциях таких республик, как Адыгея, Алтай, Саха (Якутия). В конституциях других республик буквально воспроизводится федеральная конституционная норма о том, что "труд свободен". Если еще официально трактовать данную норму как право каждого работать или не работать, что порой встречается на страницах печати, то такая законодательная идеология не может быть перспективной и привлекательной для любого общества, любого государства, человека. Тем не менее встречаются и такие люди, как один мой знакомый из Дигоры, который в советское время тунеядствовал, а на угрозы прокурора привлечь его к ответственности за праздный образ жизни с глубоким возмущением ответил: "Если вы всем районом не можете содержать меня, то перееду в другой город, где буду востребован!" Такую идеологию свободы труда, на мой взгляд, исповедуют многие сегодняшние безработные, которым на рынке труда предлагают вакантные места в той или иной сфере деятельности, а они ждут предложения от соседнего района. Такие люди добровольно ограничивают возможности человеческого общения, создавая для себя же социальный вакуум, пустоту и ускоряя тем самым сроки своей земной жизни. Помимо всего прочего, это свидетельствует о том, что многие из нас не находят никаких недостатков в себе, а ищут их у других. Как тут не согласиться с известным знатоком Б. Пфаффом, который приводит пример того, как некоторые осетины поступали в случаях, когда спотыкались о бревно. "В таком случае, – пишет он, – осетин не себя упрекает в своей невнимательности, а достает палку и начинает бить бревно, обвиняя его в случившемся!"

При этом у каждого работника есть право отстаивать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем самозащиты, с помощью профессиональных союзов, путем обращения в органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, а также в национальные и международные судебные органы. Подчеркнем, что указанные способы защиты прав и свобод человека и гражданина гарантируются конституционными нормами об их государственной защите, а в случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты – возможностью обращения в межгосударственные органы, включая Европейский суд по правам человека. Все эти меры в совокупности призваны существенно повысить эффективность реального обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика