Кавказ, тема Кавказа издавна были предметом пристального внимания российских писателей: Державина и Жуковского, Пушкина и Лермонтова, Толстого и Нарежного, Маяковского и Тихонова, Серафимовича и Либединского и многих других, чья судьба, так или иначе, оказалась связанной с этим краем.
Образ Кавказа не только восхищал и пленял их своей красотой, но был для них всегда олицетворением свободы, героизма, мужества. Поэтому, как справедливо отмечает В.С. Шадури, для русских писателей "кавказская тема была темой вольности и борьбы с деспотизмом". Кавказ с его экзотической природой, его народы привлекали внимание и интерес писателей и более позднего времени, создавших замечательные произведения, в которых тема Кавказа находит глубокое отражение. К их числу относится и Д.А. Гиреев (на фото), писатель, ученый, талантливый литературовед, прекрасный педагог и критик, посвятивший теме Кавказа ряд своих научных исследований и художественных произведений. Среди них – роман "Гибель Фемиды", повесть "Булгаков на берегах Терека"; множество рассказов, таких как "Князь Кавказский", "Пленник абрека", "Девушка с черной косой" и др.; несколько научных исследований: "Лермонтов в Пятигорске", "Лермонтов и Кавказ", "Декабристы на Кавказе", "Литературный Владикавказ", "Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон" и т.д.
Наиболее значимой среди всех литературоведческих работ Д.А. Гиреева является монография "Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон", где глубоко и разносторонне исследуется творческая история данного произведения и дается его текстологический анализ. На основе изучения всех имеющихся в распоряжении исследователя архивных материалов, различных изданий поэмы "Демон" и т.д., Гиреев дает исчерпывающий анализ поэмы и решает вопрос о каноническом тексте этого бессмертного творения М.Ю. Лермонтова.
Рассмотрев в хронологическом порядке различные редакции поэмы "Демон", Гиреев делает вывод о том, что в качестве основного источника следует считать список Лопухиной, имеющий пометки самого М.Ю. Лермонтова. Изучив архитектонику поэмы "Демон" и обнаружив связь всех ее частей с идеей произведения, насквозь проникнутой пафосом борьбы за свободу и счастье человеческой личности, Д.А. Гиреев делает вывод, что в редакции Лопухиной "поэма как произведение искусства в целом стоит несравненно выше, нежели все прочие очерки". В противоположность современникам М.Ю. Лермонтова и многим другим позднейшим литературоведам, Д.А. Гиреев глубоко изучил идейное содержание поэмы, а также решил вопрос о ее связи с фольклором.
В работе Гиреева значительное место отводится выявлению роли Кавказа в эволюции поэмы "Демон". По его мнению, именно путешествие по Кавказу дало толчок для новой переработки поэмы, особенно фона действия в ней. Теперь вместо прежней безымянной южной стороны читатель попадает в конкретную местность – Грузию. К ней, к этой прекрасной стране, обращается М.Ю. Лермонтов с просьбой благословить его новое творение, поэму "Демон":
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный;
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной!
Д.А. Гиреев совершенно правильно акцентирует внимание читателя на том, что именно все увиденное на Кавказе помогло ему создать подлинно реалистический пейзажный и бытовой фон. "Описания Кавказа в поэме "Демон" – это шедевры лермонтовской поэзии", – замечает автор, иллюстрируя свои выводы стихами из первой главы данного произведения:
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал;
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял...
Живописный кавказский пейзаж, кавказская действительность, быт и нравы живущих здесь людей помогли М.Ю. Лермонтову художественно обогатить новыми красками героев поэмы "Демон". Тамара, ее жених, Гудал – это живые, запоминающиеся люди, колоритно изображенные на фоне национального быта того народа, который они представляют. Говоря об отношении М.Ю. Лермонтова к Кавказу, который он любил "как сладкую песню отчизны", хочется сказать несколько слов о той роли, которую сыграл этот горный край в творческой биографии самого Д.А. Гиреева.
Вся жизнь и деятельность Девлета Азаматовича связана с Кавказом, поэтому такое большое место отводится в его творчестве кавказской теме. Для многих героев этого писателя Кавказ стал источником вдохновения, поэтической родиной, очагом, у которого они могли погреться теплотой человеческих отношений и посидеть у костра дружбы. Это сосланные на Кавказ декабристы, революционеры, журналисты, общественные деятели, бежавшие сюда от преследований.
Образом Кавказа Девлет Азаматович был очарован всю жизнь. Как поэтически, как вдохновенно он мог описать каждый уголок этого края. Причем каждый раз образ Кавказа несет в произведении Д.А. Гиреева свою неповторимую нагрузку. Вот каким предстает Кавказ в восприятии Александра Солодова, героя романа-хроники "Гибель Фемиды", у которого "разбиты лучшие мечты и погребены идеалы", но который, приближаясь к Владикавказу, надеется все же здесь встретить "золотое утро новой жизни". Герой в этот миг старается не думать о прошлых невзгодах, "о тяжелом грузе несбывшихся надежд". Он весь устремлен в будущее: "По всему горизонту протянулись снежные вершины. Сначала Солодов подумал, что это облака, но когда подъехали ближе, засмеялся. Горы возвышались тремя этажами. Внизу тянулся пояс зелено-синих лесов, подернутых дымкой, потом громоздились серо-розовые скалы, а выше поблескивали холодными гранями вечные ледники. Солодов стоял у окна вагона и не мог отвести глаз". В этом же произведении пробуждение сил горских народов к борьбе и устремление их в общий мощный поток рождающейся революции автор передает с помощью символа: "Помню однажды в горах мне довелось увидеть, как брошенный камень, набирая скорость, катился по склонам. Он увлекал за собой другой, третий, десятый. Спустя несколько секунд могучая лавина неслась вдаль. Она сметала все на своем пути – грозная и могучая". Веру же в силы народа, в то, что народ, не желающий жить под гнетом эксплуатации, разорвет скоро цепи рабства, и взойдет над ним заря новой жизни, Гиреев выразил тоже символом: "Город ожил, заиграл свежими красками. Горные хребты, обступающие его полукольцом, будто приблизились, так четко была видна каждая складка. Белоголовые льдистые вершины, казалось, держали на своих сильных плечах глубокое густо-синее небо и предлагали полюбоваться: "Смотрите, люди, как прекрасен мир, как величавы и бессмертны горы в своей первозданной красоте..." И люди смотрели, испытывая восторг, потом задумывались: в сравнении своя жизнь представлялась такой бесцветной и жалкой..." И вот, наконец, народ проснулся, проснулся к борьбе за новую, счастливую жизнь. И тогда "будто поток прорвал завал в глубоком ущелье. Тысячи голосов, мужских и женских, сливаясь воедино и набирая силу", запели: "Настанет пора – и проснется народ, великий, могучий, свободный!" Автор уже видит зори новой, свободной жизни: "В окно уже видна розовая вершина Казбека".
Но Кавказ в произведениях Гиреева является не только художественным средством для более глубокого раскрытия темы и идеи произведения. Так, в статье "В краю синих гор", посвященной пребыванию Л.Н.Толстого на Кавказе и истории возникновения таких произведений писателя, как повести "Казаки", "Детство", "Отрочество" и других, Гиреев говорит: "Но вот Кавказ, где Толстой провел около трех лет, остался позади... С Кавказа он увозил с собой неизгладимые воспоминания. Здесь он пережил величайший духовный подъем, связанный с выбором жизненного пути, здесь у него родилось столько прекрасных мыслей и чувств, что их хватило для творческой работы на многие десятилетия".
Среди кавказской природы и ее людей рождались многие произведения и известного поэта Н.С. Тихонова, большого друга и наставника многих писателей и поэтов Северного Кавказа, которого, как говорит Гиреев в своем очерке "Тихонов и Осетия", "...богатейший мир поэтических образов Пушкина и Лермонтова как бы неотступно сопровождал все время в его странствиях по Кавказу. Этот мир все время тревожил творческое воображение поэта, заставлял сравнивать, анализировать, делать выводы. Шла не только учеба у классиков, продолжение их традиций, но, главное, осмысливались величайшие изменения, которые произошли в жизни народов Кавказа. Что стало с ними? Какие силы подняли их из мрака невежества и беспросветной нужды к вершинам человеческой культуры и самых разумных социальных отношений?" Очерк Д.А. Гиреева "Тихонов и Осетия" помогает читателю понять, что Кавказ для Тихонова, как и для многих российских поэтов и писателей, стал родником, питавшим долгие годы их творческое воображение.
Высокое чувство любви к Кавказу помогло и самому Гирееву так мастерски передать красоту каждого уголка этого края, его людей. Он горячо любил и свою Осетию, являющуюся частью Кавказа. Для него, татарина по национальности, Осетия стала родным домом. Здесь он сформировался и как писатель, и как ученый, и как человек. Поэтому такое значительное место отводится в его творчестве исследованию темы Кавказа в произведениях многих писателей, поэтов, журналистов, общественных деятелей т.д. Он старается, прежде всего, выяснить, какую роль сыграл Кавказ в формировании политических взглядов творческой биографии этих людей. И здесь, пожалуй, нельзя не вспомнить два самых значительных произведения Д.А. Гиреева – это повесть "Булгаков на берегах Терека" и роман "Гибель Фемиды". В повести "Булгаков на берегах Терека" Гиреев, исследовав многочисленные архивные материалы, письма, газетные публикации, одним из первых вписывает новые страницы в малоизученную биографию М.А. Булгакова. "Автор провел скрупулезную исследовательскую работу, тщательно изучил архивные материалы, свидетельства людей, близко знавших писателя. Это дало ему возможность правдиво и убедительно рассказать читателю о днях Булгакова, проведенных на Кавказе; раскрыть роль их в творческой его биографии. Д.А. Гиреев подчеркивает важность пребывания М.А. Булгакова на Кавказе, хотя "пробыл он на берегах Терека не так уж много времени, но оно сыграло важную роль в его жизни, потому что приходилось на период становления и формирования личности писателя". "Книга Д.А. Гиреева "Булгаков на берегах Терека" дает читателю возможность понять, что побудило Булгакова, автора пьесы "Сыновья муллы", веселого водевиля "Самооборона", драмы "Братья Турбины", героической трагедии "Парижские коммунары", романа "Мастер и Маргарита" и других произведений, оказаться у нас, в Северной Осетии. Из книги "Булгаков на берегах Терека" читатель может узнать и о той значительной роли, которую сыграл Булгаков в культурном строительстве в первые послереволюционные годы в городе Владикавказе. Гиреев, опираясь на традиции социалистического реализма, показал Булгакова в развитии, выявив все противоречия в его творчестве и жизни, рассказав о его страстном стремлении "разобраться в происходящем, понять его, прийти к правильному решению". Документальная повесть Д.А. Гиреева "Булгаков на берегах Терека" интересна и тем, что в ней многие страницы знакомят читателя с историей печати Северной Осетии, возникновением осетинского национального театра, его основателем Беса Тотровым, с первыми его актерами. В книге мы встречаемся и с С.М. Кировым, писателем А.С. Серафимовичем, который приехал во Владикавказ по поручение редакции газеты "Правда" и В.И. Ленина, и решил написать роман о том, "как народы Кавказа великую революцию совершают". В повести "Булгаков на берегах Терека" нашли отражение и высказывания К. Симонова, А. Фадеева о личности и таланте Булгакова, о месте его произведений в российской литературе. Эти высказывания помогают читателю глубже понять произведения писателя Булгакова и его мировоззрение.
Значительное место теме Кавказа отводится Гиреевым и в романе "Гибель Фемиды", являющемся вершиной его писательского мастерства. Центральное место отведено изображению жизни журналистов в дореволюционной Осетии. Борясь своим политическим пером за светлое будущее человечества, они подвергают каждый час своей жизни опасности. Гиреев мастерски раскрывает смысл всей их напряженной жизни. В "Гибели Фемиды" нашли отражение те события, которые действительно происходили на Северном Кавказе в 1910–1914 годах. Эта короткая эпоха вобрала в себя многие стороны классовой, общественной, культурной жизни Осетии, Чечено-Ингушетии, Пятигорска, Одессы и других мест.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30