В Северной Осетии в течение недели проводятся мероприятия, приуроченные к Дню осетинского языка и литературы, который по доброй традиции отмечается в нашей республике 15 мая. Надо ли говорить, как важен родной язык в жизни каждого человека…
В преддверии праздника "СО" решила поинтересоваться у читателей:
Роза БЕРЕЗОВА, руководитель творческого объединения "Талата":
– Изучению языка нужно уделять внимание с ранних лет, важно, чтобы дети почувствовали и полюбили язык. Необходимо обновлять и пересматривать методики его изучения, больше внимания уделять практике, применяя игровые методы, инсценировку сказок и т.д.
Валерий ГАСАНОВ, специальный корреспондент народной газеты "Растдзинад":
– Я убежден, что основа любви к родному языку закладывается в семье. Благодаря тому, что в осетинских семьях всегда была крепка связь поколений, дети росли в языковой среде, где уважали традиции, обычаи, культуру. Тогда и вопросы о сохранении языка не возникали. Поэтому нужно, чтобы родители сами ответственно относились к этому вопросу и не боялись, что осетинский как-то помешает их детям в познании других языков.
Марина ГАЕВА, языковед:
– Глупо надеяться, что законопроекты помогут сохранить родной язык. Да, будут выделяться средства на закупку учебников, в школах преподаваться язык, но если дома ребенок не будет слышать родную речь, то все впустую. Считаю, что если язык будет осознаваться не просто как предмет изучения, а как маркер идентичности, то проблема его сохранения отпадет. Изменение ситуации, на мой взгляд, возможно за счет расширения условий функционирования родного языка, повышения его статуса.
Агубе АБАЕВ, инженер-строитель:
– Сохранить родной язык в наших условиях непросто. В детском саду и школе в основном все говорят на русском.
Даже если спросишь дома сына или дочь на осетинском, почти всегда отвечают на русском. В школе изучают осетинский, но толку мало. Во многом виной и учебники осетинского. Если пособия по русскому и английскому предлагают идти от простого к сложному, то родного языка – сразу начинают со сложного. Даже родители порой не понимают значения многих слов, которые там даются, что уж говорить о детях. А это расхолаживает. Наверное, следует подумать о разработке более подходящих учебников, которые бы позволяли шаг за шагом изучать родной язык.
Фидар АРЧЕГОВ, рабочий:
– Говорить и читать на нем! Сохранение и развитие родного языка имеют для каждого неравнодушного жителя первостепенное значение. Язык – это тот незримый фундамент, на котором строится национальная идентичность, являющаяся основополагающим столпом культурно-нравственного облика нашего народа. Поэтому страшно наблюдать за отмиранием осетинской речи, за общей деградацией ментальных установок граждан.
Для того чтобы популяризировать наш язык, необходимо чаще разговаривать на нем дома, ведь все, как известно, идет из семьи. Также нужно позаботиться об узкопрофильных педагогах в детских садах и школах, повысив им заработные платы. Это будет стимулом для лучшего обучения подрастающего поколения.
Диана ДЗАПАРОВА, студентка, с. Коста Ардонского района:
– Я полностью согласна с мнением тех, кто утверждает: все начинается в семье – и воспитание, и поведение в обществе, и владение языком. Конечно, странно и обидно, что приходится заставлять учить родной язык, что дети и молодежь отказываются, а нередко и стесняются, говорить на нем, что некоторые родители соглашаются с тем, чтобы их дети не учили в школе осетинский язык. Но если в осетинских и смешанных семьях старшие будут говорить с младшими на родном языке, они обязательно, вольно или невольно, будут им владеть. В нашей семье именно так: бабушка и дедушка, мама и папа дома говорят только по-осетински, поэтому и мы, их дети и внуки, прекрасно владеем родным языком и гордимся этим.
Денис ПОБЕРЕЖНЫЙ, г. Моздок:
– Учитывая формирование мыслительной деятельности человека, можно предположить, что ребенок должен с самого рождения слышать родную речь от родителей, потом – учиться говорить на нем, подражая членам семьи. И когда малыш приходит в садик, в школу, у него должно быть сознание национальной идентичности, потому что в одной группе, в одном классе могут быть дети с другой языковой культурой, которых он должен уважать. Домашнее понимание родного языка, говорение должны укрепиться в школе на уроках чтения и письма на родном языке, а в старших классах сформирован интерес к родной литературе, песенному и театральному искусству. Это в идеале. Потому как с младых ногтей многие родители уже формируют интерес к иностранным языкам и чужой культуре. Мне грустно, что на последнем звонке выпускники школ и танцуют под иностранные песни, и сами поют на чужом языке.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30