Сегодня в Московском государственном музее-заповеднике "Царицыно" открывается персональная выставка известного российского скульптора Владимира СОСКИЕВА. Выставка, под которую музей отвёл 6 своих лучших залов, посвящена 80-летию Владимира Борисовича. Экспозиция включает произведения разных периодов творчества нашего прославленного земляка и призвана наиболее полно представить широкому зрителю творчество знаменитого скульптора.
Весь мир – мой храм,
любовь — моя святыня,
Вселенная – Отечество моё...
Коста Хетагуров.
О Владимире Соскиеве как об одном из лучших скульпторов современности писали уже в 90-е годы прошлого века. Первые премии на международных выставках в Риге, Будапеште, Познани, золотая медаль в Виттеле и Гран-При на международной выставке в Нанси, во Франции, персональная выставка в Париже и монументальные скульптурные композиции, установленные во Франции и Швейцарии, принесли ему европейскую известность. Великолепный пластик, прошедший основательную классическую школу, создавший свой, глубоко самобытный стиль, основу своего творчества находит в национальной осетинской мифологии, в осетинской культурной традиции.
Парадоксально, но в век глобализации, пропагандирующей стирание национальных особенностей, эти неспешные, внешне неброские, но исполненные внутренней чистоты и сокровенной теплоты осетинские сюжеты и образы завораживают, заставляют размышлять, находят отклик и понимание у людей в разных странах.
В многочисленных публикациях именно это качество художника обычно отмечают как главное в его творчестве. Вполне логично было бы проследить эту идею при анализе и данной выставки. И все же…
Выставка эта необычна – выставка Юбилейная. Подбирая для экспозиции работы в основном последних лет и наиболее значительные из ранних, автор, очевидно, хотел как-то по-новому осмыслить свой долгий творческий путь и свое нынешнее движение. Зрителю же представляется возможность увидеть и попытаться понять, как художник строит свою Вселенную.
Одна из центральных в экспозиции – двухфигурная композиция "Дигорское ущелье", 2011. О чем так скорбно поют эти старые осетины?
Вспоминают ли о далеких иранских предках: скифах, сарматах, аланах, оставивших в наследство осетинам язык, а на склонах гор многочисленные могильные камни (один из них включен в композицию), а, вернее, о трагической истории своего народа, пережившего войны и нашествия, оставлявшие после себя израненную землю. По преданию, войска Тамерлана уничтожили почти всех жителей древней Осетии. Уцелели лишь несколько детей, которых собрала и увела высоко в ущелье легендарная Задалеская Нана, вырастила их и тем дала начало возрождению осетин – аланов.
Владимир Соскиев родился в селе Сурх-Дигора, у подножия этого красивейшего ущелья за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны. Соскиев Борис, его отец, пропавший без вести в 1941-м, сына не увидел. Его и старшего брата воспитала оставшаяся вдовой их мать. Бесконечно любимая и бесконечно почитаемая. Как-то в интервью на вопрос, какую из своих работ он ценит больше всего, художник ответил: "Самая любимая работа – скульптура матери".
Удивительна композиция "Родители", 2002 г.. Сидящая пожилая женщина – мать, а за ней, не касаясь ее, стоит тонкая фигура молодого мужчины – отца, каким он ушел на фронт. Владимиру Соскиеву свойственно уникальное чувство времени, созвучное нашему восприятию, способное воспроизвести правдоподобную картину жизни героев разных времен. Это доступно только большим художникам.
Вселенная Соскиева эпична. В ней обитают и мифологические воины-нарты, побеждающие и погибающие в битвах, и толпы беженцев, и играющие мальчики, явно из детства художника, и ангелы, и пастухи, и молящиеся, и хранящие покой ночные всадники. И, конечно, влюбленные, улетающие на крыльях любви... И многие другие. "Автопортретов у меня нет, – говорит художник, – все вещи, которые я делаю, это я и есть".
В этом рукотворном мире Соскиева живут разные, но духовно близкие художнику люди. Глубоко почитаемый осетинский народный скульптор Сосланбек Едзиев (1865–1953); поэт, драматург и публицист, создатель осетинской литературы Коста Хетагуров (1859–1906); уверенно шагающий по кавказской земле поэт Булат Окуджава (1924–1997), ставший для Соскиева "эталоном чести и достоинства"; поэт Иосиф Бродский (1940–1996), над памятником которому скульптор работал несколько лет.
И конечно, Пушкин. Большой, сложной композицией, выполненной из дерева и войлока, скульптор смело, но деликатно поведал о трудном путешествии поэта в горах Кавказа.
Во время оное былое!..
В те дни ты знал меня, Кавказ,
В свое святилище глухое
Ты призывал меня не раз.
В тебя влюблён я был безумно...
Дорогой художнику образ – осетинские женщины, на долю которых выпало много потерь. Тяжко работающие, хранящие нравственные устои и традиции семьи, живущие с верой в покровительство и защиту своей женской святой Задалеской Нана, взывающие к Богу с мольбой и хвалой.
В творчестве Соскиева постоянно возникает одна, очевидно, важная для него тема – "Распятие". Решения ее нетрадиционны. В одном случае воскресший Христос сходит прямо с Креста к радости того, кто стоит у его подножия, и к явному огорчению другого, уходящего прочь. Не каждому люб воскресший Христос! В последние годы художника занимает сюжет, в котором Крест поднимают с распятым на нем Христом. Кто они – люди или нелюди, что так безучастно, так буднично выполняют свою чудовищную работу?
Постоянно тревожащая скульптора тема – война, и отсюда рождающиеся в его мастерской фигуры ветеранов. Неизбывно его ощущение вины перед этими стариками с боевыми наградами на иссохшей груди и бесконечна скорбь по тем, кто погиб...
В октябре 2020 года 80-летний художник, так и не дождавшийся отца с войны, отдавая свой сыновний долг, устроил в его честь выставку под открытым небом. Высоко, у горного села, где родился отец, рядом со старым кладбищем, в сказочно красивом месте на несколько дней возник мир скульптуры Соскиева. Справедливо отметить, что у художников, выросших в горах, иное, отличное от равнинных коллег восприятие пространства, иное пространственное мышление. Пластические творения талантливых художников живут рядом с Божественными природными творениями в удивительной гармонии. В окружении и на фоне гор скульптуры, да и весь простор вокруг, как бы приобретают торжественное звучание. Мне довелось пережить поистине "космическое" впечатление, когда я услышала гимн "Gloria" из мессы Вивальди в самом величественном скалистом фьорде Норвегии.
Картина Вселенной Владимира Соскиева была бы неполной без работы, которую невозможно показать на выставке: высоко в горах словно парит над ущельем большая бронзовая скульптура – летящий на крылатом коне Георгий Победоносец, покровитель Осетии. Здесь его называют Уастырджи (от "Wac Gergi", то есть "святой Георгий") и считают главным "небожителем" – мифологическим героем, соединяющим в себе черты христианского святого и эпического богатыря-нарта, который помогает мужчинам-воинам, путникам и пастухам. Летящий над древней землей Осетии – Алании Георгий Победоносец Владимира Соскиева без меча и без змея – вестник, чье оружие, как говорит художник, – слово, вовремя сказанное людям.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30