Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Справка вместо книги

На протяжении последних трех лет "СО" не раз выступала по проблеме замены выписок из домовых книг на справку о составе семьи. И вот, на нее обратил внимание комитет парламента республики по вопросам ЖКХ и строительной политике. О сути вопроса рассказывает председатель комитета Эльбрус БОКОЕВ.

– Эльбрус Абисалович, напомните, пожалуйста, обстоятельства возникновения проблемы.

– Руководители государства постоянно ставят перед органами власти задачу по снижению нагрузки на граждан, связанной с необходимостью получения различных справок для реализации их социальных прав.

В этой связи еще в 2016 г. правительственная комиссия приняла решение об изменении порядка выдачи справки о составе семьи. На тот момент она выдавалась государственными и местными органами власти на основании выписки из домовой книги. До 1 января 2019 г. должен был произойти переход на выдачу справки в порядке межведомственного информационного взаимодействия, то есть без участия граждан.

В 2018 г. МВД РФ ввело новый административный регламент по регистрации граждан по месту жительства и отменило обязанность граждан вести домовые книги. В этой связи Минюст РФ исключил из региональных правовых актов такой документ, как "выписка из домовой книги". При этом сегодня МВД представляет лишь сведения о регистрационном учете конкретного гражданина.

– В чем же тут проблема для граждан?

– А в том, что федеральное законодательство продолжает связывать реализацию прав граждан в различных социальных сферах, в первую очередь жилищной, с предоставлением именно выписки из домовой книги.

Так, основанием для постановки на жилищный учет является обеспеченность жильем всех членов семьи заявителя за 5 лет до подачи заявления. Необходимыми документами для признания военнослужащих нуждающимися в жилье также являются выписки из домовых книг и другие документы.

Эти же сведения необходимы для начисления и перерасчета платы жк-услуги и для подтверждения чистоты сделки при покупке жилья, вступлении в наследство, при предоставлении ряда социальных услуг, когда от количества зарегистрированных совместно с заявителем лиц и величины их дохода зависит размер социальных выплат или компенсаций…

– На какой же стадии реализация решения правительственной комиссии, о котором вы сказали вначале?

– Механизм межведомственного взаимодействия, позволяющий отказаться от выписки из домовой книги, до сих пор не создан. Для этого правительство страны должно было возложить на МВД обязанность по ведению адресных учетов жилых помещений.

Пока же получение гражданами справки о составе зарегистрированных по одному адресу по-прежнему возможно только на основе выписки из домовой книги. Полномочия по предоставлению такой выписки пунктом 14 Распоряжения Правительства РФ от 18.09.2019 № 2113-р возложены на субъекты РФ – исполнительные органы их государственной и местной власти, государственные и муниципальные учреждения.

– Следует ли из сказанного вами, что достоверные сведения о составе зарегистрированных по одному адресу – это проблема не только граждан, но госорганов?

– Именно так. В целях защиты интересов государства и предотвращения хищения бюджетных средств должен быть предусмотрен унифицированный механизм получения уполномоченным органом полной информации о лицах, зарегистрированных по определенному адресу.

Сегодня эти справки выдаются негосударственными структурами – управляющими организациями и товариществами собственников жилья, к тому же по форме, вообще не предусмотренной законодательством страны.

Допустимо ли в столь ответственном деле, что информацию по регистрационному учету граждан предоставляют негосударственные коммерческие структуры, тем более что единственным уполномоченным органом в этой сфере является МВД?

Такая ситуация создает условия для предоставления недостоверной информации, злоупотреблений ею недобросовестными собственниками жилья, сотрудниками органов местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций.

Исключение домовых книг из числа документов создает правовую неопределенность для органов и организаций в отношении источника достоверных сведений о получателях жк-услуг и социальных выплат. А гражданам это затрудняет получение юридически значимого документа, удостоверяющего состав совместно проживающих.

Таким образом, проблема носит межведомственный характер, и в ее разрешении заинтересованы органы социальной защиты, органов опеки, другие ведомства и органы, сами граждане.

– Как же на эту ситуацию реагируют депутаты нашего парламента?

– В связи со всем сказанным наш комитет подготовил обращение к министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву, и мы рассчитываем на поддержку всего парламента республики. Мы просим утвердить форму справки о составе всех зарегистрированных по одному адресу и порядок ее выдачи. При этом мы настаиваем на получении такой справки, в том числе, в электронном виде, через портал госуслуг.

Мы также считаем, что база данных МВД о регистрации граждан должна быть единственным источником этих сведений для органов государственной и местной власти, а также государственной информационной системы ЖКХ.

По мнению членов нашего комитета, без осуществления подобных изменений права граждан будут реализовываться не в полном объеме, органы власти будут нести дополнительную нагрузку, а бюджет – терять средства по вине недобросовестных граждан и чиновников. Без этого также невозможно решить и задачу цифровизации государственных и муниципальных услуг, а также полного введения межведомственного электронного документооборота.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика